Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Не тот самый Мюнхгаузен [Настоящая история легендарного барона]

Оглавление

Всемирно известный «король лжецов» и «врун всех вралей» барон Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен – реальное историческое лицо. Он жил в Германии в 18 веке, но источником вдохновения для большинства его самых популярных рассказов послужила его служба в Российской империи.

История со въездом в Петербург на запряженных волками санях, всевозможные охотничьи байки (убийство одним выстрелом 50 уток, меткий выстрел разгоряченным шомполом в 7 куропаток, охота на уток с помощью сала), эпизод с бешеной шубой и анекдот про половину коня связаны с его пребыванием в далекой, заснеженной России. А как в действительности складывалась жизнь барона Мюнхгаузена в нашей стране?

На самом деле – самым обыкновенным образом. Вслед за Петром I российские монархи активно приглашали иностранцев (в первую очередь, – немцев) на военную и гражданскую службу. В 1738 году восемнадцатилетним юношей Карл Мюнхгаузен прибыл в Россию в качестве пажа герцога Антона Ульриха – мужа племянницы императрицы Анны Иоанновны – Анны Леопольдовны.

Мюнхгаузен / ©WOH (Darya Vyunova)
Мюнхгаузен / ©WOH (Darya Vyunova)

Молодому герою светила блестящая карьера. Уже через год он перешел в элитный Брауншвейгский полк в Риге, получил чин корнета, а еще через год стал поручиком. Надо отдать должное предприимчивому барону: он недаром щеголял в парадной форме и зарекомендовал себя как исправный, образцовый офицер (он даже частично выучил великий и могучий русский язык).

В 1750 году Мюнхгаузен вернулся в свой родной городок Боденвердер «для исправления крайних и необходимых нужд». В Россию он больше не вернулся, зато постоянно вспоминал о ней в своих уморительных историях.

Авантюрист, проходимец или типичный буржуа?

В своих рассказах Мюнхгаузен представлял себя типичным авантюристом-плутом, который обладал даром попадать в необычные истории и умением выходить победителем из самых невероятных передряг. Но каким он был на самом деле?

По натуре легендарный барон был скорее типичным немецким буржуа – хозяйственным, по-своему трудолюбивым, гостеприимным. После возвращения из России он занялся обустройством своего имения, возраст которого перевалил за полтора столетия.

Он затеял строительство моста через Везер, чтобы облегчить поездки в соседний крупный город – Ганновер, но столкнулся с протестом местных жителей и самого бургомистра. Мюнхгаузен не опустил руки и забросал ганноверский суд жалобами, которые выдавали в нем склонность к затяжным юридическим разбирательствам.

Мюнхгаузен рассказывает истории
Мюнхгаузен рассказывает истории

Параллельно он завел в своем доме превосходную библиотеку, где коротал свободные часы за чтением книг – преимущественно по путешествиям, откуда (помимо воспоминаний о России) черпал вдохновение для своих баек. Вместо моста барон построил в своих владениях охотничий павильон, где повесил головы диких животных, подстреленных во время охотничьих вылазок. Это местечко вошло в историю под названием «павильона лжи», так как здесь радушный хозяин потчевал гостей своими занимательными историями.

Конечно, знаменитый барон не был лишен авантюрной жилки – иначе он бы не отправился в неведомую Россию и не стал бы судиться с бургомистром за мост. Но все же беспристрастный обзор его биографии доказывает, что в жизни это был обычный человек, типичный представитель среднепоместного дворянства. Возможно, именно по этой причине его немыслимые истории были так популярны: без лишних литературных изысков барон легко находил путь к сердцу обывателей-современников, которые не верили ему, но не могли устоять перед его обаянием.

Примерный семьянин или ловелас?

Барон Мюнхгаузен 46 лет был женат на дочери рижского судьи – Якобине фон Дунтен. Этот факт более, чем красноречиво представляет «короля лжецов» примерным семьянином. Но после смерти супруги старый барон женился на Бернардине фон Брун, которая годилась ему во внучки. Эта барышня омрачила последние годы жизни Мюнхгаузена. Она оказалась весьма легкомысленной особой, которая после продолжительных разборок с мужем сбежала за границу.

«Барон Мюнхгаузен» / © Jason Minor / jasonminor.artstation.com
«Барон Мюнхгаузен» / © Jason Minor / jasonminor.artstation.com

Означает ли эта история, что барон – несмотря на степенный брак – оказался ловеласом? В «павильоне лжи» барон периодически хвастался перед гостями своими амурными похождениями. Он даже раздул эпизодическую встречу с принцессой Фике – будущей Екатериной II – в любовную интригу. Очевидно, Мюнхгаузен в глубине души был заядлым ловеласом, но его донжуанские замашки прорвались наружу только после смерти супруги.

А вообще барон Мюнхгаузен – типичный представитель 18 века – столетия авантюристов и лицедеев вроде графа Калиостро или Казановы. На фоне «коллег» он, безусловно, – самая безобидная фигура, так как своими рассказами никому особо не навредил. Его простодушный обман не облегчил ничьего кошелька и не сломал ничью жизнь. Может, поэтому он – несмотря на свою довольно заурядную биографию – популярнее и Калиостро, и Казановы и других авантюристов вместе взятых?

Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк))