Что такое йога?
Yoga - (дев. योग, IAST: yoga) соединение, работа, усердие, прилежание, упряжка - в переводе с санскрита. Это сосредоточение мыслей, глубокое размышление и созерцание. Это совокупность древнейших практик (духовных, физических, психических).
Yoga - это не просто физические упражнения и гимнастика. Это философское учение, совокупность инструментов для познания себя, самосовершенствования и развития.
Т.е. философия йоги это древнее учение о духовном самосовершенствовании.
• Первые упоминания йоги встречаются ~ 3-2 тыс. лет до н.э.
• Йога - это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традиции Вед) философских школ Индии
• Веды - священные тексты, которые традиция рассматривала как шрути (услышанное) и считала результатом божественного откровения
В более узком смысле, йога — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) философии индуизма.
Источники
В древних писаниях йога рассматривается как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой.
Йога-сутры Патанджали – это собрание санскритских сутр по теории и практике йоги.
Мудрец Патанджали, систематизировал знания о йоге из древних традиций и вложил их в 196 коротких изречений.
Время составления «Йога-сутр» определяется в достаточно широких пределах – от II в. до н. э. до IV в. н. э.
"Если Йога-сутра — это ключ, открывающий ворота, за которыми начинается путь познания истины и карта, которой должен пользоваться искатель, то «Комментарии» — это подробный путеводитель, составленный опытным проводником".
Продвижение в йоге
В йога-сутрах предлагается последовательность, продвижения на пути йоги:
Аштанга йога 8 ступеней йоги
Ступень 1 - Яма
Ступень 2 - Нияма
Ступень 3 - Асана
Ступень 4 - Пранаяма
Ступень 5 - Пратьяхара
Ступень 6 - Дхарана
Ступень 7 – Дхьяна
Ступень 8 - Самадхи
Развернем эти понятия:
1. Яма - принципы взаимоотношений с внешним миром
• Нияма - принципы взаимодействия с внутренним миром
• Асана - устойчивая удобная поза
• Пранаяма - дыхательные упражнения
• Пратьяхара - очищение органов чувств от объектов
• Дхарана - концентрация
• Дхьяна - непрерывный поток (глубокая медитация)
• Самадхи - остаётся только объект, без осознания собственной самости
Теперь более подробно про каждую ступень:
Ступень 1. В Яму входят следующие принципы:
• Ахимса – непричинение вреда
• Сатья - правдивость
• Астея - отсутствие стремления к обладанию чужим
• Апариграха - неприятие даров, или свобода от ненужных вещей
• Брахмачарья - контроль над половым влечением
Ступень 2. 5 принципов Ниямы
• Шауча - чистота, ясность ума, речи и тела
• Сантоша - удовлетворенность, принятие других, принятие своих обстоятельств такими, какие они есть, чтобы преодолеть или изменить их, оптимизм по отношению к себе
• Тапас - настойчивость, усидчивость, аскетизм, самодисциплина
• Свадхьяя - изучение Вед, самоанализа, самоанализа своих мыслей, речи и действий
• Ишварапранидхана - созерцание Ишвары (Бога / Высшего Существа, Брахмана, Истинного Я, Неизменной Реальности)
Ступень 3. Асана
Асана - это поза, в которой человек может оставаться в течение определенного периода времени, оставаясь расслабленным, устойчивым, удобным и неподвижным.
С помощью асан, через тело мы ловим блуждающий ум и учим его концентрации.
Ступень 4. Пранаяма
Пранаяма - это контроль над дыханием.
После достижения желаемой позы рекомендуется пранаяма, практика сознательного регулирования дыхания (вдох, полная пауза, выдох и пустая пауза).
С помощью пранаямы мы усиливаем концентрацию на объекте дыхание.
Ступень 5. Пратьяхара
Пратьяхара - дословно отбрасывание, отрешение.
Постигнув 4 ступень практикующий сможет прочувствовать 5 ступень.
Пратьяхара - это погружение в свое осознание. Это процесс отвлечения чувственного опыта от внешних объектов.
Это шаг самоотчуждения и абстрагирования.
Патанджали в «Йога-сутрах» пишет о пратьяхаре: «При отсутствии связи со своими объектами органы чувств следуют внутренней форме сознания — это и есть отвлечение. Благодаря ему достигается полное подчинение органов чувств»
Ступень 6. Дхарана.
Дхарана - дословно удержание.
Дхарана — это длительная концентрация внимания на каком-либо объекте.
Освоив 5 ступеней у нас начинает получаться устойчивая медитация.
Ступень 7. Дхьяна.
Дхьяна - созерцание, «видение умом», «интуитивное видение».
Дхьяна - медитация, сосредоточение, размышление — созерцание, «особая сосредоточенность сознания на объекте созерцания».
Строгий специальный термин, сходно понимаемый во всех духовных традициях Индии, буддизме, индуизме и джайнизме.
Во всех индийских религиях дхьяна приводит к «успокоению сознания», а в последующем к полной остановке на некоторое время любой психической активности.
Ступень 8. Самадхи.
Самадхи очень сложное понятие.
Дословно переводится, как соединение воедино, совмещение с, союз, гармоничное целое, транс.
В этом состоянии остается только объект сознания.
Описывается как полное поглощение в объекте медитации. Самадхи есть то состояние, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом).
Стадии последней, 8 ступени
В «Йога-сутрах» Патанджали описываются несколько стадий самадхи:
• Савитарка - состояние самадхи, в котором ум кажется единым с вещью, ее именем и концепцией. Это низшая ступень самадхи. Ее называют низшей, поскольку грубый объект не проявляется в уме в его истинной реальности, но только в ложной иллюзорной манере, в которой кажется связанным с концепцией вещи и ее именем, точно также, как в обычной жизни.
• Нирвитарка - человек теряет связь с физическим чувством пространства и времени и понимает существование вселенной как таковой. Практикующий превзошел состояние осознания вселенной. Сейчас он является частью вселенной.
• Савичара - это высший опыт, в котором практикующий способен приносить мысли, но его ум чрезвычайно спокоен. Он общается с большой вселенной, но понимает ее действия через пространство и время.
• Нирвичара - состояние, в котором нет разницы между двумя энергиями. Практикующий осознает, что он больше не энергия, медитирующая на высшем сознании, но он сам является этим сознанием. Он полностью потерялся в пространстве и времени и един с Всевышним.
• Сананда - мысли практикующего полностью уравновешены. Каждый аспект его системы находится в равновесии. Когда все системы находятся в совершенном равновесии (саматва, как упоминается в Бхагавадгите), йог приходит в состояние блаженства.
• Сасмита - следующий уровень, уровень за пределами блаженства, он достигает стадии, на которой нет чувства эго или идентичности. Это самость сливается со вселенной, и то, что остается, является лишь отражением всепроникающего сознания.
Также самадхи делится на два уровня:
1. Сампраджнята - это то состояние, в котором практикующий опирается на грубый физический объект, идею или мысль для медитации. С помощью этой поддержки он получает психические силы (сиддхи) и полное знание этого объекта.
В этом состоянии самадхи практикующий вовлечен в тапас (рвение и полноту усилий), но все еще доступен миру.
Но на этой стадии еще не уничтожаются самскары (семена прошлой кармы)
2. Асампраджнята - это второй уровень состояния самадхи. Абстрактная медитация, здесь нет объекта или мысли для медитации.
Практикующий становится полностью чистым, свободным от желаний и избавляется от всех привязанностей материального мира. Он полностью погружен в мир за пределами физического, где начинается путешествие к самореализации.
#философия йоги #йога #8 ступеней йоги #самадхи #яма нияма ахимса #медитация #йога #осознанность #духовный путь #саморазвитие #Патанджали