Найти в Дзене
Елена Мунтян

ЕГЭ ПРИБЛИЖАЕТСЯ

В прошлом городу в нашем подмосковном наукограде на этапе сдачи единого государственного экзамена произошла очень неприятная история. При досмотре в одной из школ города пара ребят таки пронесли телефон в класс, в котором писали экзамен. Привязали к внутренней части бедра мобильный и пронесли с собой на испытание. Понятное дело, что все эти камеры в кабинетах, надсмотрщики в виде самих школьных учителей, да и меры проверки вещей при допуске к написанию ЕГЭ – условность. И камеры эти смотреть будут тогда, когда возникнет ситуация спорная. А в остальном – для устрашения самих учеников. Ведь каждый учитель заинтересован, чтобы выпускник сдал и сдал хорошо. И устрашить получается. Но не всех. Так вот два парня, которые дело задумали и провернули, экзамен сдали очень хорошо. Бал был блестящий, потому что задачи решали репетиторы, а ответ присылали в мессенджер, а парни его списали. Результат был гораздо лучше, чем у тех ребят, кто учился на отличные оценки в обычной школьной жизни до ЕГЭ.

Будущие медики)
Будущие медики)

В прошлом городу в нашем подмосковном наукограде на этапе сдачи единого государственного экзамена произошла очень неприятная история. При досмотре в одной из школ города пара ребят таки пронесли телефон в класс, в котором писали экзамен. Привязали к внутренней части бедра мобильный и пронесли с собой на испытание. Понятное дело, что все эти камеры в кабинетах, надсмотрщики в виде самих школьных учителей, да и меры проверки вещей при допуске к написанию ЕГЭ – условность. И камеры эти смотреть будут тогда, когда возникнет ситуация спорная. А в остальном – для устрашения самих учеников. Ведь каждый учитель заинтересован, чтобы выпускник сдал и сдал хорошо. И устрашить получается. Но не всех.

Так вот два парня, которые дело задумали и провернули, экзамен сдали очень хорошо. Бал был блестящий, потому что задачи решали репетиторы, а ответ присылали в мессенджер, а парни его списали. Результат был гораздо лучше, чем у тех ребят, кто учился на отличные оценки в обычной школьной жизни до ЕГЭ. Но одна из одноклассниц, таких принято называть ботанками, ребят «сдала». Да, рассекретила. Результат парней аннулировали. Уж деталей не знаю, но серьезное дело развернулось, вплоть до отправки их в армию, потому что после скандала поступить никуда им не удалось. Вот так сработала зависть. Не простила она, девичья, успеха проворным парням. Хотя, казалось бы, отвечай за себя. Если твоих ботанических знаний не хватило на сто баллов, а смекалки – на хитрое пользование мобильником – пеняй на себя. Неужели на чужом счастье построишь свое?

Мой старший сын – выпускник. Он учится в 11 классе городского лицея в медицинском классе малой наполняемости. Это специальная городская мера подготовки детей, которые определились с тем, что будут учиться на врачей. Как любого школьника на выходе его мандраж берет от того, что ЕГЭ приближается. К сожалению, детский страх провоцируют сами учителя, делают его изощренным, доводя девчонок и мальчишек до исступления на пороге сдачи. Хотя какую цель они преследуют, я не понимаю. Неужели они считают, что, нагнетая и устрашая, можно улучшить результат сдачи у ученика.

Прихожу на первое родительское собрание в текущем году. Под эгидой «Явка строго обязательна!» я думала, что будут обсуждать детали выпускного вечера и суммы сборов. Потому важно мнение каждого родителя, особенно в классе малой наполняемости. Но нет… На собрании устрашали родителей. Ни слова о выпускном. «Я собрала вас всех сегодня для того, чтобы поставить в курс дела», - закончила классная репликой такой собрание. Неужели какой-то родитель не в курсе положения дел своего выпускника, если у него намерения в медицинский ВУЗ? Многократно звучали фразы о том, что есть опасения за некоторых учеников по разным предметам, что не переступят порог при сдаче той или иной дисциплины.

Выступление школьного психолога вообще убило. Не знаю, кто ей сказал, что она – психолог, тем более – кто вручил документ об образовании. Она вышла на родительскую аудиторию с посылом поддержать родителям своих детей, потому что она своего выпускника загнала, довела до антидепрессантов, а теперь жалеет об этом. И советовала шоколад – для мозга и для иммунитета перечисляла продукты, содержащие витамин С. Я очень сожалела о потраченных 30 минутах на прослушивание подобной бредятины. Или вот вам как: «Каждый ученик учится так, как он учится, потому что он так может. Лучше он не может учиться. По силам учится. Требовать больше не надо». Я эту цитату крутила неделю в голове, чтобы понять истинный смысл сказанного психологом, но так и не поняла посыла. Только убедилась в том, что кадр этот напрасно просиживает ставку школьного педагога.

Лицей практикует программу полного дня. Это помимо 8 уроков, которые заканчиваются в 14 часов приблизительно, есть еще внеурочная деятельность и лицейские часы. Они как будто не обязательны, но обязательны к посещению. Очень ругали тех, кто пропускает внеурочку. Фамилия моего сына звучала как злостного прогульщика. В укор мне ставилась упущенная возможность, а я сама отчитывалась как легкомысленная мать. Позже я подошла к учителю и все же за сына вступилась.

Рабочий день ученика моего длится дольше, чем у токаря на заводе. С 8 утра до 2-х дня он посещает основные уроки. После порой, не успевая перекусить, несется по репетиторам, коих у него 4 – русский язык, математика, биология и химия. Все - по два раза в неделю и только биология раз по 2 часа сразу. Сын не гуляет в будни, не сидит за компьютером, а до глубокой ночи после всех дополнительных мероприятий сидит, выполняя домашнее задание. Потом переутомленный не может уснуть. Да, мне его жалко, но видно уже, что по-другому не будет никак. В этом году точно. Хотя прошлый год у него мало чем отличался от текущего.

Когда мы вместе составляли график мероприятий, то понимали, что лицейским и внеурочке места не останется. И я разрешила ему ее прогуливать. Обсуждая целесообразность их посещения, интересовалась, что там происходит. По мнению учителей на этих уроках разбирают ЕГЭшные задачи, решают статград. По рассказам детей преподаватели и впрямь дают задачи и оставляют их самих пробовать их решить, а не разбирают. Потому, выбирая между индивидуальным подходом репетитора и внеурочной деятельностью, я пожертвовала последним.

Но таким дерзким поведением мы с сыном угодили в немилость к учителям. Мне, если честно, хотелось поругаться с ними, потому что тупость и угловатость подхода даже раздражает. Но! Ресурса нет, а палок в колеса хватает. Я сдержалась и, более того, все же график поменяла. Теперь и внеурочка, и лицейские, и школа полного дня сначала в будни у сына, а вот потом репетиторы – после.

Школьный учитель химии, зная, с кем занимается сын дополнительно, конкурирует. Так одна задача, разбираемая с репетитором, имеет одно решение, а за ее решение в классе сын может получить неудовлетворительную оценку. И этот конфликт интересов, конечно, отражается на успеваемости ученика, и отпечаток накладывает на психологическое состояние. В школе учитель открыто бросает ему: даты не сдашь химию!

Я же дома твержу одно: ты точно сдашь! Сдаст же! Ведь каждый учитель, даже та химичка, которая пока «развлекается» таким образом, все заинтересованы в очень высоких результатах своих учеников. Ибо это – их личный рейтинг. А лицею еще стоит доказать высокими результатами целесообразность существования таких классов администрации города. Потому усилия всех должны быть нацелены на одно – поддержку ученика и ему в помощь. Зачем третировать? Но эта ситуация была таковой и при сдаче ОГЭ в другой школе.

Картина с экзаменами не была иной и в мои школьные времена. И, несмотря на то, что я была уверена в своих силах и шла на медаль, моих нервов потрепано было немереное количество. А игра свеч не стоила совсем, то есть медаль нигде не помогла. Ею только сын мой старший играл, будучи малышом, да папка гордился, что дочь – медалистка. Вот так и наносят детям психологические травмы.

Сын вчера вечером идет в душ. Вздыхает так тяжело, гоняя думы в голове.

- Сынок, случилось что-то? – лезу я под кожу.

- В школу завтра, - отвечает не успевший отдохнуть за субботу и воскресенье подросток.

Еще час вздохи доносились из его комнаты, прежде, чем я поняла, что он все-таки уснул. На часах было около 2-х ночи. А ему вставать в 6-30 и пахать «за станком» до поздней ночи. Сил тебе, сынок!