Добро пожаловать на праздник Самайн.
В эти дни души мёртвых приходят навестить своих живых родственников, ведь в эти дни стирается всякая грань между мирами, они обретают равновесие и открыты друг для друга. Чтобы духи не заблудились, живые разжигают костры у дома, а возле окон зажигают свечи и оставляют двери открытыми.
Для того чтобы злые существа из иного мира не причиняли вреда, банально приняв за себе подобных, люди наряжались в костюмы всевозможных монстров и чудовищ. Как и на любой другой праздник ведовского Колеса, на Самайн принято было наряжать алтари и накрывать пышные столы, но на этот раз с акцентом на мясо птицы, глинтвейн и чёрный хлеб.
Но как Ганеша олицетворяют с мудростью, так и Самайн для многих это всё же мрачный и таинственный праздник, во многом благодаря произведениям Брэдбери и Лавкрафта, хотя изначально он знаменовал собой лишь конец сбора урожая. Тем не менее на Самайн действительно было принято забивать домашний скот который не пережил бы предстоящую зиму. Но там где смерть - там и жизнь. Ведь благодаря этому люди были сыты зимой.
В эту ночь, когда Благой двор передаёт эстафету двору Неблагому, некоторые делали подношения и человеческие жертвоприношения Рогатому лесному богу Кернунну, особенно отличались в этом почитатели чёрной магии и колдовства.
Подобная активность нещадно наказывалась, в некоторых случаях можно было даже поплатиться своей жизнью. Эти дошедшие до наших дней свидетельства можно считать отправной точкой полномасштабной охоты на ведьм, которая закончилась лишь в 1836 году, когда в Сопоте была утоплена во время пытки водой обвинённая в колдовстве Кристина Сейнова. Хоть официально и считается что последней женщиной в Европе приговорённой к смерти за ведьмовство в 1782 году была Анна Гёльди, которая под пытками созналась в сговоре с дьяволом, который якобы являлся к ней в образе чёрной собаки.
"Ты не должен оставить колдунов в стране" (Исход, ХХII)
Для человечества наступили тёмные времена - костры инквизиции полыхали по всему свету, особенно досталось Европе. В каноне "Ut inpuisitionis, prohibemus, lib.II", предписывалось светской власти не препятствовать епископам и инквизиторам при исполнении ими служебных обязанностей, когда они ведут следствие и выносят приговоры.
Например Герхард II на соборе в Бремене 17 марта 1230 года предал штедингов отлучению как еретиков, и по его ходатайству папа Григорий IX поручил епископам Любека, Ратцебурга и Миндена проповедовать крестовый поход против штедингов. В апреле 1234 г. весь цвет германского рыцарства тронулся в поход.
"26 июня, пишет историк Шумахер, посвятивший специальную монографию штедингцам, крестоносцы вторглись в восточную часть Штединга. Разгромы и грабежи приняли широкий размах. Убивали и детей, и женщин. Земля и небо становились красными от пролитого моря крови. Но не только пожиравший целые деревни огонь свидетельствовал о безумной ярости шедших под знаменем церкви людей, это подтверждало и пламя костров, в которое бросали взятых в плен, и неимоверная жестокость творилась именем религии, именем Христа".
Это лишь один из множества примеров что упоминаются в самом известном трактате по демонологии и о надлежащих методах преследования ведьм.
Молот ведьм.
MALLEUS MALEFICARUM, Maleficas, & earum hæresim, ut phramea potentissima conterens.
Это полное название трактата, и с латыни оно переводится как: "Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу". Трактат вышел в 1486 году, а авторами являются два совершенно безумных инквизитора - Генрих Крамер (Генрикус Инститор) и Якоб Шпренгер. Однако в наши дни многие учёные и историки приходят к выводу, что второй практически не причастен к написанию сие труда.
В Молоте ведьм детально описаны и проработаны все аспекты судопроизводства над обвинëнными в колдовстве, еретиками, малефиками (зловредителями), венефицием, т. е. обвинённых в ядовредительстве. Не менее подробные инструкции содержатся и о приёмах пыток, и про отлучение от церкви. Но с последними всё было просто, если еретик, после раскрытия, тотчас же не отречётся от своего заблуждения, то он, будучи мирянином, должен был быть тотчас сожжён. При этом Молот ведьм не является первой книгой подобного плана, ибо до неё выходили "Directorium Inquisitorum" Николаса Эймерика в 1376 году, которую называют Второй Библией, и "Муравейник" Джона Нидерса 1435 года. Из второй в немалом количестве позаимствованы в том числе исторические факты, как например:
"Прежде, тридцать лет тому назад, таковые были по соседству с Савоей, по направлению к Бернскому округу, как рассказывает Нидер в своём "Муравейнике"; теперь в Ломбардии, по направлению к Австрийскому герцогству, где инквизитор Куманус в течение одного года приказал сжечь сорок одну ведьму; это было в 1485 г.; он и до сих пор усердно занят инквизицией".
Немалое количество упоминаний имеется и библейских персонажей: "Где рвение Моисея, который в один день истребил 20 тысяч язычников? Где усердие первосвященника Финееса, который одним копьём пронзил и иудеев, и моавитян? Где усердие Ильи, который мечом уничтожил 450 служителей Валаама? Где рвение Матфия, истреблявшего иудеев?"
Но нас сегодня интересуют именно ведьмаки, ведьмочки да Ягини, поэтому подробно останавливаться на полный разбор этого трактата мы не будем, а примерное понимание содержимого думаю вам понятно. Им досталось больше чем всем остальным вместе взятым. Женщину в колдовстве могли вполне официально обвинить лишь за то, что та во время грозы была замечена в поле. Представители церкви считали, что таким образом ведьма призывает градобитие на урожай жителей деревни или города. Также представителями церкви считалось, что для полётов по воздуху ведьмы пользовались волшебной мазью полученной из убитых младенцев. Что интересно, по трактату за самосуд над обвинёнными в колдовстве можно было уже самому оказаться за решеткой:
"Оставляя в огромном большинстве случаев вне поля своего зрения не причиняющих вреда колдунов, светский суд, в то же время, осуждает тех, которые творят насилие над летающими по ночам женщинами, которых называют стригами, ламиями или масками и которым приписывают такие ужасные преступления, как высасывание внутренностей из живых людей или пожирание малых детей".
Сегодня мы все прекрасно понимаем, что это всё были невинные жертвы религии, которая была в то время крайне существенной силой, и массового помутнения. Вполне возможно, что среди них и были довольно вредные люди, но жизни у них отбирали по совершенно безумным обвинениям. Процесс над Салемскими ведьмами самый яркий тому пример. И если верить открытым источникам, то: "С февраля 1692 по май 1693 года по обвинению в колдовстве 14 женщин и 5 мужчин было повешено, один мужчина был раздавлен камнями (подобная казнь носит название Peine forte et dure), и от 175 до 200 человек было заключено в тюрьму, не менее пяти из которых умерли".
Итак, давайте себя представим охотником на ведьм и ведьмаков, колдунов и ядовредителей, и отправимся в обитель одного из них. Да не с пустыми руками, а как и было обещано ранее в обзоре на Lattafa Maahir Black - с разбитым чёрным сердцем в руках. Ведь наша цель не причинить зла, а наоборот - наладить дружбу. Ведь через дружбу мы сможем убедить ведьмака стать добрее и наконец прекратить вредительство, если таковое имеет место быть. К тому же нам нужно как-то решить проблему с незваными гостями на Самайн. А самим нам её точно не устранить.
Естественно, поскольку мы здесь часто говорим на тему бритвенную, подношение для колдуна которое первым приходит на ум, это мыло для бритья от KatrineDo - Дар Ягини. Продаётся оно в комплекте с одноимённым лосьоном после бритья, и оба имеют аромат давно снятого с продажи Moss Breches от Tom Ford. Но разве можно растопить Ягинено или ведьмачье сердце ароматами леса да всевозможных сочных растений? Разве что совсем неискушенных и начинающих. Даже несмотря на волшебное описание от самого мыловара:
"Бальзамическая сладость шалфея, свежая остринка розмарина и густой мох, утопленные в расплавленном солнцем воске с капелькой мёда, приправленном лёгким сладким эстрагоном".
И оно действительно прекрасное, однако для наших целей не подходит. Но однажды, в последующих очерках, мы к нему ещё вернёмся.
M.O.W. Black heart 2.0
Велением судьбы я ввергнут в
мрачный склеп,
Окутан сумраком таинственно-печальным;
Здесь ночь предстала мне владыкой изначальным;
Здесь, розовых лучей лишенный, я ослеп.
На вечном сумраке мечты живописуя,
Коварным Господом я присужден к тоске;
Здесь сердце я сварю, как повар, в кипятке,
И сам в груди своей его потом пожру я!
(Шарль Бодлер, "Призрак")
На Хеллоуин, как и на Самайн, дети в праздничных маскарадных костюмах бегают по соседским домам с криками "Trick or treat", что можно перевести как "Сладость или гадость". И как считается, тех кто был щедр и выносил много сладостей детям, в будущем ждал щедрый урожай. А кто был более скупым на подарки, мог обнаружить какую-нибудь гадость возле своего дома. Ведь дети на Хеллоуин как известно, те ещё затейники на мелкие пакости.
Сладости любят не только дети, но и взрослые. И не только по праздникам. Со сладкими лакомствами принято ходить в гости, а если придётся гостей встречать дома самому, то обязательно нужно что-то вынести к чаю. Возможно десертный аромат и есть путь к сердцу Ягини?
Будучи почти телесными, дьявол и его помощники нуждаются в пище, и греческий философ третьего века Ориген утверждал, что они жадно глотают жертвенный дым. У нас же в руках мыло для бритья с куда более съедобным ароматом, а сам мыловар из прекрасного города Ессентуки описывает его как сладковато бархатистый, где верхние ноты это яблоко, ананас, корица и тёмный шоколад, а подложка у него из тёплых кондитерских нот и чёрных водорослей.
Композиция действительно бархатистая как летняя ночь, нежная как шёлковый халат, и аппетитная словно крем-брюле. Аромат этого мыла оценила бы и сама Хатшепсут, что была второй женщиной фараоном и имела мечту собрать у себя все благовонья в мире. Однако не одними ароматами славится продукция Юрия, но и своими уходовыми свойствами. И поскольку теперь товары этого артизана можно купить не только на Ярмарке мастеров, но и на популярных маркетплейсах вроде Ozon, возможно кому-то будет интересно короткое описание от самого M.O.W.:
"Мыло для бритья Black Heart на базе "Vegan 2.0" это мыло высочайшего уровня. С помощью помазка это мыло легко генерирует изумительную пену для бритья, а всё благодаря выверенной формуле и ингредиентам высшего качества. Мыло полутвердое, может легко набираться как предварительно ложечкой так и набираться помазком непосредственно из чаши. Пена несмотря на веганский состав плотная, сметанная, наносится на лицо без прогалов и крупных пузырей. Обладает чудесным скольжением и уходом".
Встреча с ведьмаком
Что это за место...
Как мы сюда умудрились забрести...В лес столь тёмный и густой, что нечему светить...Всюду расставлены алтари, за которыми приглядывает вещий ворон с глазами словно антрациты. Неужто мы нашли тех кого шли искать?
- Кто вы, нездешние? Зачем сюда явились?
Слышится эхом голос во тьме.
- С миром, дружбою и за помощью - мы к вам пришли.
- За помощью? После того зла что вы обрушили на нас за эти годы? Геката! Принеси чуму этой расе вечных неудачников!
- Мы пришли не с пустыми руками! Благословленные прометеевым дождем, мы несли через тьму на своей спине большое и ароматное, словно шоколадный торт с лесными ягодами, разбитое чёрное сердце рода людского. И несмотря на то, что цивилизация наша свернула с пути верного, объявив охоту на ведьм учредив Огненную палату, наше сердце прекраснее чем сама Арка Ктесифона.
С горящими словно трон из пылающего золота глазами, пред нами предстаёт ведьмак:
- Жалость лупят по темени! Говорите зачем пришли и ступайте прочь, иначе найдёте вечный покой на дне Ахерона - притоке Коцита, что на Стигийских болотах.
- Мы в опасности и беде, сегодня на Самайн с Лысых Гор да Эльфийских холмов в наш мир явились фейри, и грозят погубить весь урожай, скот и множество живущих в наших краях душ. Нам нужно волшебное зелье, с помощью которого мы могли бы защитить свои земли от непрошеных гостей. Это должен быть прекрасный и доступный каждому аромат, столь располагающий, что и врага был бы способен обратить в товарища.
- Самайн? Знакомая мета: под именем оным однажды пришёл легион...Хорошо, мы дадим вам такой аромат, который вы сможете предложить на обмен фейри, дабы те не тронули людей на вашей земле и не испортили весь заготовленный на зиму урожай. А сердце что принесли, оставьте вон у того алтаря...
Вроде и подарку он оказался рад, да горечь от деяний инквизиции слишком сильна, и будет кровоточить ещё много-много лет. Да и размах гигантских крыл как будто говорит: Ничто меня утешить не в силах...Этот недуг, не излечить и злу.
Молодая Ягиня, помощница ведьмака в наряде пиковой дамы, просит подставить ладони звёздам и дарует нам аромат Sultan al Oud, после чего требует покинуть их обитель...как два тысячелетия назад других попросили из Египта. Мы должны спешить, теперь нужно успеть вернуться назад. Самайн в самом разгаре!
И сквозь мириады погашенных звёзд, мы мчимся словно Везувий на Помпеи - к услугам нашим Ада табуны! А над головами нашими, чёрный орёл воспаряет гордо. Червонной строкою проходя через материю, нитью золотой сшивает наши взоры. Затем, разрывая земную коросту, он путь нам укажет в родные края, где теплится пламя: и веста и оста!
Al rehab sultan al Oud
«Мы вручили тебе такое оружие, что оно должно ограждать тебя непобедимым покровом, если ты его заранее не отбросишь» (Боэций, 1 кн. "Об утешении", 5-й век)
Бренд Al Rehab из Саудовской Аравии известен каждому любителю парфюмерии, в первую очередь своими ароматами в формате концентрированных духов в масле. Естественно у них имеются ароматы и в классическом формате по 100мл, но основные продажи дают именно масла и дублирующие их парфюмерные воды во флаконах на 18, 20, 35 или 50мл. И за исключением небольших нюансов, в большинстве случаев разницы между ними нет, и спокойно можно брать наиболее удобный вариант.
Этот Sultan al Oud у меня уже был в формате парфводы на 35мл, и поскольку аромат мне крайне полюбился, решил его продублировать в формате масла на 6мл. И если первый вариант действительно напоминает Black Afgano от Nasomatto, то версия в масле на мой взгляд больше схожа с Cuirs от Carner Barcelona, от моего любимого парфюмера Сони Констант. Тут тоже есть эта землистость, но к счастью уже без той затхлой ноты из аромата Гуалтьери. Кожаный салон нового автомобиля, о котором некоторые говорят в отзывах, при желании действительно можно обнаружить. Нафантазировать вообще что угодно можно - композиция действительно нишевая. Maniae infinitae sunt species - разновидности безумия бесконечны.
Для меня это очень уютный кожаный аромат на поддоне из ванили и орлиного дерева, больше известного как Уд. Довольно деликатный, звероподобной тенью не дышит постоянно в спину. Но небольшие помещения, например салон автомобиля, всё-таки заполняет уверенно. Если говорить про пирамиду, то основные ноты здесь - Уд и кожа наверху. Сладкий, не индольный жасмин, амбра и лимон в сердце, а в базе это ваниль с мускусом. На всех стадиях раскрытия фоном звучат тёплые древесные ноты.
Несомненно, для подавляющего большинства, в силу особенностей восприятия действительности оного, аромат будет довольно мрачным, или даже мистическим по своему звучанию. Для людей на улице, праздник это простые и понятные ароматы в своём шлейфе, например Antonio Banderas Blue seduction или Versace Dylan blue. Они яркие, сочные и жизнерадостные. Как наше Солнце. Здесь же праздник иной - Самайн, Хеллоуин, Ночь Гая Фокса...Они тоже яркие, весёлые, с огромным количеством костров и танцев в нарядных карнавальных костюмах вокруг них. Однако на небосводе вместо весёлого Солнца, уже демоническая звезда Алголь из созвездия Персея. Название которой с арабского переводится как - Злой дух, и с древних времён она изображалась как глаз отрубленной головы горгоны Медузы.
Он тоже красив, но по-своему. Не для каждого. Фейри такое любят. А мы тем временем уже у городских ворот, и уже отсюда чувствуется запах костров и пряного глинтвейна. Напрасно мы волновались, гости из других миров не только не причинили вреда, но вместе с местными жителями пустились в пляс возле костров, и делят один стол полный всевозможных излишеств. Благой и Неблагой дворы фейри, подземный народ Борнхольма...Пришли и туссеры, которых как говорят, прежде было так много, что христиане, желавшие поселиться в Норвегии, вынуждены были вступать с ними в брак. Легенды гласят что у них, как и у людей, есть дома, церкви, имущество и прекрасный скот, который пасется по ночам под присмотром пастушек и черных собак. Вон чья-то невеста прежде чем тоже пуститься в пляс, ложит себе в туфли монеты, чтобы ничье колдовство не смогло нанести ей вреда. Ого, и ниссе явились! В старые добрые времена они были гораздо многочисленнее, чем в наши дни. Ростом они действительно не больше ребенка, одеваются в серое и носят остроконечные красные шапочки. И как гласят легенды народов севера, обитают они обычно в конюшнях и амбарах, где помогают ухаживать за скотиной и лошадьми, к которым привязываются так же, как люди. Пора и нам к столу, нужно подкрепиться и восстановить силы после столь опасного путешествия. А прекрасный эликсир Sultan al Oud мы можем оставить себе. Ведь с наступлением зимы он становится ещё прекрасней, ещё более кожаным.
Если за снадобье или лекарство благодарят, оно теряет свою силу. Поэтому просто пожелаем Ягине, что даровала нам этот аромат, ясного небосвода над головой и щедрого урожая в следующий сезон. И проводив взглядом Бродячий огонек, который при жизни был человеком признавшим себя виновным в передвигании межевых знаков, и теперь обречен скитаться после смерти с фонариком в руках от знака к знаку, мы заходим в дом. Ночью нас никто не потревожит, ведь над дверью у нас прибита подкова, защищающая порог дома от незнакомцев и злых духов. А с наступлением зимы, нас ждут новые вызовы и приключения. И самое главное - новые волшебные ароматы. Как писал Оскар Уайльд: "Я ничуть не жалею, что жил ради наслаждения. Я делал это в полную меру - потому что все, что делаешь, надо делать вполную меру".
Главное не растерять по дороге жизни весь этот энтузиазм. Как Артур Конан Дойл, который до самых последних дней своей жизни верил в Фей из Коттингли. Верил искренне. В 1920 году он опубликовал огромную статью в журнале Strand Magazine под названием: "Эпохальное событие - удалось получить фотографии фей!". Весь тираж журнала тогда был распродан в течение нескольких дней. Спустя два года он написал уже целый рассказ - "Пришествие фей", в котором доказывал правдивость нашумевших фотографий.
До скорой встречи, следующий праздник - Йоль. Праздник середины зимы, в честь самой длинной ночи в году.