В Кёнигсберге (ныне, Калининграде) на протяжении его истории функционировали двое ворот, носивших название «Фридландские» и существовавших в разное время — «старые» и «новые».
Первые Фридландские ворота были построены в составе так называемого Первого оборонительного пояса у дороги на город Фридланд (ныне г. Правдинск) в начале XVII века. Впервые эти ворота упоминаются около 1640 года.
Они представляли собой арочный проход в теле земляного вала, перекрытый мощными створками, с несколькими помещениями для охраны. Здесь несли службу не только охранники и сторожа, но и «привратные» писари и инспекторы по досмотру товаров.
Старые Фридландские ворота «отметились» в исторических источниках в связи с таким помпезным событием, как первая коронация в Пруссии. В 1701 году Пруссия стала королевством, и новоиспеченный прусский король приехал в Кёнигсберг из Берлина, чтобы здесь возложить на себя королевскую корону. В сохранившихся описаниях праздника среди мероприятий упоминается и «фейерверк у Фридландских ворот».
В 1807 году, перед осадой Кёнигсберга наполеоновскими войсками, перед Фридландскими воротами было спешно построено дополнительное укрепление — ретраншемент. Это укрепление позволило усилить позиции защитников города и прикрывало доступ к воротам. Оно было расположено на вытянутом участке твердой почвы посреди заливного луга, тянувшегося тогда от течения реки Прегель (ныне р. Преголя) вдоль южной границы города.
Когда разведка сообщила о приближении французских войск — 3-го корпуса маршала Даву, — русские подразделения заняли ретраншемент и открыли огонь по врагу. Чтобы лишить французскую пехоту прикрытия, генерал Каменский приказал сжечь стоявшие перед ретраншементом ветряные мельницы.
Согласно некоторым данным, во время своего второго посещения Кёнигсберга, перед походом в Россию, Наполеон побывал у старых Фридландских ворот.
Вторые Фридландские ворота были построены в системе укреплений Второго оборонительного пояса, в его юго-восточной части, по дороге на г. Фридланд. 1862 год — год окончания строительства Фридландских ворот и Второго оборонительного пояса в целом.
После Первой мировой войны ворота закрыли для проезда транспортных средств, а в начале 1920-х годов они стали входом в созданный здесь парк.
Во время Второй мировой войны Фридландским воротам снова пришлось стать военным объектом. К счастью, во время штурма города 1945 года ворота практически не пострадали. Вечером 7 апреля части 11-й гвардейской армии подошли к парку. На территории парка произошёл бой, в ходе которого, видимо, немцам был нанесён фланговый удар, и они отступили на следующий рубеж обороны.
Началом музейной жизни Фридландских ворот стала выставка предметов, найденных во рву при очистке в конце 1980-х годов. Официальный статус музея Фридландские ворота получили в 2008 году.
Сегодня Фридландские ворота — это хорошо сохранившийся и отреставрированный объект культурного наследия в уникальном комплексе памятников фортификации, где располагается музей истории Калининграда, который мы настоятельно рекомендуем посетить.
Информацию предоставил Музей истории города «Фридландские ворота».
Оригинал статьи размещен на сайте «Отдых в России».