Петфрендли (pet friendly) подход в контексте приёма в ветеринарной клинике подразумевает учёт психо-эмоционального состояния животного во время посещения клиники, взаимодействия с врачами и проведения осмотра и медицинских процедур. Подход включает в себя не только определённый протокол взаимодействия с животным на приёме, но также затрагивает самые разные нюансы, включая дизайн помещений клиники и залов ожидания. Врачи дают возможность животным освоиться, прежде чем начать манипуляции, отслеживают язык тела животных, учитывают их состояние, аккуратно подходят к взаимодействию и прикосновениям.
Данный подход позволяет минимизировать стресс от посещения клиники и мед. манипуляций, провести более качественные обследования (УЗИ, качество взятой крови и т.д.).
⚠ Слишком агрессивное взаимодействие и жесткая фиксация может привести не только чисто к техническим неудобствам и проблемам в работе с животным на месте, но и повлечь за собой острый стресс, физические травмы и даже вызвать остановку сердца в некоторых случаях. Острый стресс, в свою очередь, это дополнительный риск не только возникновения поведенческих проблем, но и развития психогенных заболеваний.
Петфрендли подход начал распространяться в нашей стране не так давно и ещё не успел внедрится настолько широко, как хотелось бы. Однако процесс идёт, и потихоньку он осваивается и в моём Новосибирске в разных клиниках. В одной из клиник это происходит на уровне корпоративной культуры посредством взаимодействия со специалистами по поведению и системной работы с персоналом клиники. В других клиниках я всё чаще точечно встречаю ветеринаров, которые очевидно самостоятельно изучают данный вопрос и внедряют новые техники на практике. И меня это очень радует!
У нас есть непростая история с Кирой – после стерилизации несколько лет назад у нее появился панический страх клиник и манипуляций.
Я не знаю, что именно послужило причиной, потому что тогда я просто отдала собаку и ушла. Увы, тогда мне не было известно о важности присутствия во время введения препарата, а также я понятия не имею, как с ней обращались врачи. Впрочем, могли сойтись и другие факторы, чисто физиологические - начиная от стресса от самой операции, заканчивая неверно выбранным возрастом для проведения стерилизации со всеми вытекающими. Но это тема отдельного разговора.
Для Киры все эти нововведения и изменения в отношении врачей к пациентам невероятно ценны и важны. И благодаря нашим любимым врачам и их постоянному саморазвитию, наши поездки в клинику стали в тысячу раз менее травмирующими для моей собаки.
Да, со своей стороны я тоже делаю определенную работу, помогаю определенными поведенческими техниками ей до, во время и после.
Но раньше вся эта работа летела в трубу, как только собаку из рук выхватывал ассистент, начиная придушивать (да, мы всякого треша повидали), или когда врач начинал раздражаться и ругаться на нас, что Кира не может мгновенно успокоиться и дать себя трогать сию секунду, как только вошла в кабинет («Ой, эти хаски такие истерички, фу!»).
Насколько же всё поменялось, когда мы стали регулярно посещать врачей, следующих петфрендли подходу.
Расскажу по пунктам, что есть в нашей любимой клинике:
• Просторный холл для ожидания – мы можем походить по периметру клиники, обнюхать пространство или посидеть в сторонке, на комфортном расстоянии с другими пациентами. По пути можно изучить носиком ассортимент одежды и игрушек, что хорошо переключает от тревог о предстоящем приёме :)
• В целом, конфигурация коридоров, размещение мебели, стендов – всё позволяет комфортно размещаться в зале ожидания, используя элементы пространства в качестве естественных перегородок и барьеров в случае необходимости исключить даже визуальный контакт питомца с другими животными
• Вода в свободном доступе – я всегда предлагаю своим собакам воду
• Дружелюбное отношение всего персонала клиники (ресепшн, уборщики, ассистенты) к людям и животным. Все проходящие мимо закладывают дугу для обхода ожидающих пациентов, не пристают, не трогают, не сверлят прямым взглядом. Если происходит какой-то диалог, то очень мягко, спокойно и ласково разговаривают и с питомцем. Что бы ни произошло, никто никогда не кричит, не ругается и не осуждает. У нас были разные ситуации (приставания к леди на ресепшене, попис на коврик внутри клиники и т.д.), и всегда я встречала только понимание и поддержку
• Возможность прийти заранее и дать собаке освоиться. Есть клиники, в которых ты приходишь даже всего за 10 минут, и тебе уже выливают ушат говна и презрения, «как рано вы пришли, канешнааа, ц-ц-ц». Но не здесь. И это тоже важно. Давая собаке освоиться и всё обнюхать, мы помогаем ей перейти в более спокойное состояние, а не с наскока лететь взволнованной сразу в кабинет
• Осведомленные о языке тела животных и внимательные к нему врачи
• Врач дает собаке время освоиться в кабинете, просит расслабить поводок – всё обнюхать, замедлиться, почувствовать себя в безопасности. Первые пару минут собаку никто не трогает, идет общение только с человеком
• В 99% случаев в кабинете нет ассистентов и посторонних людей
• Некоторые врачи предлагают собаке/кошке познакомиться, опять же используя язык тела, понятный собаке/кошке (не подходя наскоком, разворот полубоком, дают себя обнюхать, могут предложить обнюхать свои личные вещи, например, очки, разговаривают ласково и спокойно, оставляют всю инициативу полностью питомцу). Некоторые даже предлагают лакомства. При этом спокойно воспринимают отказ животного
• Все возможные манипуляции проводятся в максимально комфортном положении для собаки/кошки. Всё, что возможно, проводится на полу. Всё, что возможно, делается в руках владельца. Я придерживаю собаку/кошку, когда берут кровь. Я сама поднимаю животное на стол для УЗИ. Некоторые УЗИ нам делали также на полу, когда это было возможно. Я остаюсь с питомцем, пока не подействует наркоз, и он(а) засыпает у меня на руках. И так далее.
С содроганием вспоминаю наш ужасный опыт с другими врачами, когда вся работа с животным производится в руках ассистентов, у которых у всех, как под копирку, живодерский гайдлайн, «как эффективнее придушить собаку, шоб не дрыгалос».
• Врач предупреждает обо всех манипуляциях, проговаривает каждый шаг, уточняет возможные реакции животного, выбирает оптимальный способ взаимодействия
• Врачи спокойно воспринимают любые проявления питомца – позволяют бояться, дают право чего-то не хотеть. Не злятся, не кричат, не раздражаются, не осуждают, а стараются максимально поддерживать и владельца, и животное, и искать оптимальные решения в возникающих ситуациях
• После всех манипуляций собаке снова дают возможность спокойно передвигаться по кабинету и заниматься своими делами, пока идет оформление назначений и общение с владельцем
• Врачи хорошо знакомы с понятием стресса и умеют с ним работать, в том числе, медикаментозными способами. Например, когда из-за сильного страха у Киры был затруднен осмотр ОДА, к последующему приему нам назначили успокаивающие препараты
Конечно, наверняка, я что-то забыла.
Спросите, поэтому сразу напишу – речь, конечно же, о клинике БЭСТ, которую я горячо люблю. И нет, это не реклама, которая сейчас всем везде мерещится. Это наша реальность, моя личная боль и радость, как владелицы двух собак.
Точечно многие из этих пунктов мы встречаем и в других клиниках, как я и упомянула выше, у отдельных классных врачей. Но мне бы очень хотелось, чтобы этот подход внедрялся повсеместно именно на уровне культуры всего персонала каждой клиники мира, потому что это невероятно важно.
P.S. Разумеется, есть нюансы, связанные с оказанием экстренной медицинской помощи, когда вообще нет времени ни на что, нужно срочно обездвижить пациента и решать вопрос жизни и смерти. Но всё-таки большинство из нас посещает клинику в штатном или, как минимум, не смертельно экстренном режиме. О таких посещениях и идёт речь в этом посте.
А как в вашем городе обстоят дела с петфрендли? Встречались? Буду рада, если поделитесь вашим опытом!