Найти в Дзене
17 подписчиков

Объективисты и субъективисты

Возможно огромное количество разделений людей на две разных категории. Например, такое разделение: одни считают, что все люди, в общем, одинаковые; другие считают, что все люди разные.

Возможно огромное количество разделений людей на две разных категории. Например, такое разделение: одни считают, что все люди, в общем, одинаковые; другие считают, что все люди разные. Первых можно назвать объективистами; вторых – субъективистами.

Законы, религии, философские концепции, считающиеся в наше время прогрессивными, учат нас, что все люди одинаковы – они равны перед Богом и законом (а также перед смертью) независимо ни от каких причин и обстоятельств. Это все проявления объективизма.

Психологи, социологи и некоторые философские концепции пытаются показать нам разницу между людьми, создают типологии личностей и классификации характеров, выделяют социальные классы, группы, касты. Это проявления субъективизма.

В различных жизненных ситуациях нам выгоднее, проще, эффективнее использовать либо одну, либо другую позицию. Но преимущественно мы тяготеем только к одной из этих позиций (что иногда может нам мешать). Главное, что обе позиции имеют полное право на существование; в каждой есть свои сильные и слабые стороны.

Объективисты считают, что все одинаково мыслят и испытывают одинаковые чувства. Субъективисты считают, что у всех (даже на, казалось бы, очевидные темы) разные мысли, и все думают и чувствуют по-разному.

Для объективистов общее важнее частного, и за большим общим объективисты могут не видеть маленького частного. Для субъективистов частное важнее общего, и глядя на маленькое частное, субъективисты могут не замечать большего общего, которое оказывается больше, чем их поле зрения.

У объективистов взгляд широкий, и они все готовы обобщить. У субъективистов взгляд узкий, и они во всем готовы выделить частное.

Объективисты, как правило, не учитывают других, отрицая разницу между собой и другими, и они уверены, что все ведут себя так же, как они сами. Субъективисты стараются учитывать других, понимая, что другие – это не они, и у других иные жизненные позиции, возможности, мысли, чувства, и что каждый ведет себя по-своему.

Объективисты считают, что их мысли и чувства априорно должны быть всем понятны, и не представляют, как можно их не понимать и не разделять. Субъективисты понимают, что их мысли и чувства, не известны в точности никому, и в случае необходимости донести эти мысли и чувства до других, нужно о мыслях и чувствах рассказать, и при этом не факт, что понимание будет достигнуто!

Объективисты считают, что истины только их мысли и чувства, что только они мыслят оригинально, а чувствуют так, как не чувствует никто; а еще, что всем остальным плевать на их (объективистов) мысли и чувства. Кроме того, объективисты могут вообще отказывать другим в каких-либо чувствах, жалобах на состояние, правдивости слов. Субъективисты признают чувства и мысли других людей; допускают другие взгляды, отличные от их собственных; и знают, что единственная общая мысль у всех людей: «Я думаю не так, как все».

Объективисты в других людях готовы видеть только то, что есть в них самих, зачастую, в упор не замечая тех проявлений людей, которые самим объективистам не свойственны. Субъективисты видят в других людях не только то, что есть в них самих, а нечто другое, в том числе не свойственное и не понятное им самим.

Объективистам не интересно открывать других людей (чего их открывать – там и открывать-то нечего, потому что все одинаковые). Субъективистам интересно открывать других людей; впрочем, своим открытиям субъективисты часто не рады, и не могут понять особенности других (хотя, обычно, готовы принять эти особенности).

Объективизм одинаково ровен и равнодушен (и даже холоден) ко всем. Субъективизм позволяет себе проявление симпатий и антипатий (даже в тех случаях, в которых это не принято и недопустимо).

Объективизм или вообще не выделяет «хороших» и «плохих» людей; или одинаково считает всех или «хорошими», или «плохими» в зависимости от настроя объективиста. Субъективизм довольно часто разделяет людей на «хороших» и «плохих», причем руководствуясь своими, субъективными (и непонятными всем остальным) принципами такого разделения.

Для объективизма определяющими факторами являются строгая логика и здравый смысл, а в само существование человеческого фактора объективизм вообще не верит. Для субъективизма определяющим как раз является человеческий фактор, а логику и здравый смысл субъективизм рассматривает как дополнительные факторы.

Объективисты верят в одну логику для всех. Субъективисты соглашаются, что у всех своя логика.

Объективисты считают правду истиной, не допуская никакие другие позиции. Субъективисты понимают, что у каждого своя правда, у каждого своя позиция, и что практически никогда невозможно докопаться.

Такова общая картина позиций объективистов и субъективистов. Естественно, невозможно определить, какая позиция лучше и продуктивнее; в разных случаях по-разному. Но, как уже было сказано, человек преимущественно тяготеет к одной из позиций. Это тяготение можно заметить, и, в соответствии с ним выстраивать взаимодействие с человеком, учитывая его особенности, а, не требуя от него того, на что он не способен.