Ответ простой – конечно, надо. Даже если это не приносит никакой материальной выгоды, умение рисовать это один из аспектов развития личности. Музыкой тоже надо заниматься, вязанием крючком, катанием на коньках и т.д.
Но в этой статье я хочу поговорить немного о другом. Слово "учиться" может обозначать разное.
1. Академическое обучение
Вы поступаете в художественную школу, и там вас начинают учить с нуля, как в обычной школе. Есть определённая методика обучения. В обычной школе вы учите сначала буквы, потом слоги, потом слова, составляете простые предложения, потом сложносочинённые и т.д.
Точно так же и в художественной школе вы сначала учитесь проводить линии, потом рисуете квадраты и овалы, изучаете пропорции, учитесь обозначать свет и тень, объём, перспективу, осваиваете композицию и нюансы письма акварелью или маслом.
В результате вы получаете образование, которое называется академическим. Оно универсально. Оно позволяет вам рисовать всё что угодно, без ограничений. Хотите – рисуете слона или собаку, хотите – космический корабль или кнопку программного интерфейса.
Именно поэтому вы будете смеяться над книжками вроде "Учимся рисовать принцесс", "Учимся рисовать 50 животных", "Учимся рисовать глаза" и тому подобным.
Человеку с академическим образованием не надо учиться рисовать что-то конкретное, он умеет всё и сразу, даже если раньше никогда этого не рисовал.
2. Наивное обучение
Если вы не посещаете художественную школу, но у вас есть тяга к рисованию, то вы будете рисовать сами. Вызовы, которые перед вами встают, вы будете побеждать самостоятельно. Происходить это будет примерно так:
Вы рисуете человечка по принципу "палка, палка, огуречик". Глаза у этого человечка – просто две точки.
В какой-то момент вы понимаете, что глаза можно и улучшить. Рисуете не просто точки, а скажем овалы со зрачками посередине.
Обратите внимание, что это совершенно примитивные доработки, но по сравнению с тем, что было, это уже существенный прогресс. Далее вы можете добавить уши, брови, ресницы:
Далее изменить рот, нос, добавить волосы:
Как можно видеть, рисунок из полностью схематичного становится всё более реалистичным, потому что в него постоянно добавляются новые детали, и эти детали вы постепенно осознаёте самостоятельно. По мере вашего прогресса вы будете всё больше и больше уточнять их, и они будут закрепляться как основа для дальнейших доработок.
Это абсолютно аналогично обучению нейросети. В данном случае вы обучаете собственную нейросеть тому, как надо рисовать.
Особенно наглядно это видно на примерах школьниц, которые постоянно рисуют в своих тетрадках, например, женские глаза. Делают они это потому что увлекаются макияжем, но попутно прокачивают свой навык именно в этом направлении. Поначалу эти рисунки выглядят плохо, но с каждым разом улучшаются, и в конце натренированность нейронной сети достигает например такого уровня:
Какое обучение лучше?
Вопрос может удивить. Очевидно, что настоящее академическое образование лучше. Или нет? Для раскрытия темы я введу понятие:
Генетическое рисование
Каждый человек генетически уникален, и так же уникален, к примеру, его почерк. Настолько, что по почерку можно делать криминалистическую экспертизу.
Как так получается, что прописи всех учат одинаково, но почерк получается у всех разный?
Это на самом удивительная штука. Например, у меня и моей мамы есть общие гены, но мы как люди разные. Наши почерки тоже разные, но в то же время в них есть одни и те же особенности. Представьте, насколько это интересно – наши общие гены присутствуют и в наших почерках, хотя мы учились писать с разницей в десятки лет и в совершенно разных условиях.
То есть линии, а вслед за ними и рисунки, несут в себе отпечаток генов, или можно сказать более обобщающе, личности человека.
Вдумайтесь: изначально, начиная рисовать, вы создаёте что-то абсолютно уникальное. Неважно, хорошо вы рисуете или плохо. Оно уникально.
Если вы продолжаете идти путём наивного обучения, эта уникальность начинает, в полном соответствии с генетическим алгоритмом, выкристаллизоваться и всё больше проявлять себя. Так и появляется то, что называют "уникальным авторским стилем".
Примеры такого стиля можно найти у многих современных сетевых комиксистов, например, @cynicmansion
Глядя на эту картинку, можно сказать – чему тут учиться? Да я такое за минуту нарисую! Нет, не нарисуете :) То, что получится у вас, будет совсем непохоже на оригинал.
Или вот @prekoler
Согласитесь, лицо человека недалеко ушло от того, что я показывал выше, но и так вы тоже не сможете нарисовать. Потому что это именно авторский стиль.
Или вот Павлик Лемтыбож:
Или вот Вася Ложкин:
Может ли эта, условно скажем, "примитивная мазня" соперничать с чем-то академическим, вроде:
На первый взляд – нет, эта акварельная живопись неизмеримо круче "мазни" Васи Ложкина. Но если посмотреть с другой стороны – таких рисунков акварелью тысячи, и все они одинаковы. А вот картины Ложкина или Лемтыбожа – уникальны.
Тогда, спрошу второй раз, что всё-таки лучше?
Проблема академического образования в том, что оно, шлифуя вашу технику, в то же время подстраивает её под свои универсальные стандарты. Таким образом, вы теряете свой изначальный генетический стиль. Его невозможно полностью потерять, он всё равно будет проявляться, но наработанная классическая техника будет максимально глушить его. И у вас будут получаться отличные, но почти полностью обезличенные рисунки.
Больше всего мне нравятся рисунки детей. Я уже не могу рисовать как ребёнок. Чтобы нарисовать вот это лицо:
Я возил пальцем по тачпаду, чтобы получилось как можно корявее, но всё равно не смог сделать достаточно коряво. Мой мозг и руки уже заточены академическим образованием, и сбросить его и вернуться к примитивному состоянию практически невозможно. Я непроизвольно соблюдал правильные пропорции, делал глаза одного размера, располагал уши на нужной высоте и т.д.
Люди, которые следуют только своим инстинктам, в результате всегда вырабатывают свой уникальный стиль. Чтобы в этом убедиться, можно посмотреть на прогресс работ одного и того же человека на протяжении нескольких лет. Этот стиль может выглядеть как максимально примитивно, так и максимально сложно, но в любом случае его будет очень сложно повторить.
Поэтому ответа на вопрос, что лучше, на самом деле нет.
Умение хорошо рисовать это одно, а собственный стиль это другое.
Есть только одно общее место. Чтобы добиться результатов, вам в любом случае нужно много рисовать. Если вы рисуете "палка, палка, огуречик", то делайте это 100 раз в день, и увидите, что и как вдруг начнёт изменяться. Обязательно наступит момент, когда в рисунке вы увидите что-то новое, что вы начнёте воспроизводить дальше. Изменения будут не случайны, а продиктованы именно вашими генами. Это очень интересно.
Возможно ли совмещать?
Неужели всем людям, получившим академическое образование, светит лишь унылая однообразность? Нет, конечно, есть и исключения. Вы можете сначала получить академическое образование, а затем, используя его как основу, или даже протестуя против него, выдать что-то новое, что будет только вашим. Это и абсолют "Черного квадрата" Малевича:
И деконструкция Пикассо:
И сумасшествие Дали:
И мрачная некроготика Гигера:
Но как видим, это уже совершенно другой уровень, и для этого надо быть, скажем так, полностью чокнутым в хорошем смысле, а может и в плохом.
А где связь с программированием?
Тут всё аналогично. Вы можете получить, условно говоря, академическое образование, вроде теории вычислительных машин, алгоритмов, структур данных и прочего. С таким образованием вы будете способны нарисовать написать любую программу, будь то онлайн-игра или конвертер электронных таблиц.
И ровно так же будете смеяться над курсами "Пишем 10 сайтов на Питоне". Потому что вам будет без разницы, что и на чём писать.
Либо же вы можете идти по пути самообразования, делая вначале что-то примитивное и раз за разом улучшая это. Таким образом вы получите очень узкие знания в определённой области. Если школьница в конце концов обучается хорошо рисовать глаз, то вы, допустим, обучитесь хорошо делать те же сайты на Питоне. И они будут в чём-то уникальны.
Тут, правда, нельзя провести прямую параллель с рисованием, потому что кривые, но уникальные картинки всё равно ценны, а вот уникальные, но криво сделанные сайты нет. Тем не менее, многие отличные проекты, особенно игры, были сделаны самоучками, у которых был выработан свой стиль.
Если вам интересна эта тема, мы можем продолжить, и я напишу, что нужно, чтобы начать рисовать самостоятельно.