Где: Государственный исторический музей
Адрес: Площадь Революции, 2/3
В нашем недавнем прошлом Выставочный комплекс ГИМ был Музеем В.И.Ленина, так что советское поколение сразу вспомнит Михалкова:
- Я поведу тебя в музей! -
Сказала мне сестра.
Выставка продлится до: 18 января 2024
Выставка позиционируется как иллюстрирующая традицию преемственности в российском ювелирном искусстве, т.к. в экспозиции представлены шедевры, созданные в XVIII веке для российских императриц, а также произведения современных мастеров.
Одна из крупнейших в мире алмазодобывающих компаний АЛРОСА представляет на выставке коллекцию ювелирных украшений «POSIÉ». Придворный ювелир Жереми Позье создавал ювелирные изделия для трех российских императриц во второй половине XVIII века. Название проекта АЛРОСА POSIÉ связано с именем именно этого великого мастера, а название выставки “Записки ювелира” отсылает нас к мемуарам Позье "Записки придворного брильянщика".
Жереми Позье родился в Швейцарии, а в Россию пришел пешком с отцом. Путешествие полное лишений заняло полтора года. Отец надеялся, что устроиться в далекой России ему поможет его брат, который работал придворным лекарем. Но вскоре после прибытия в России отец Жереми Позье умер, а мальчика, которому на тот момент было пятнадцать лет, по протекции дяди устроили подмастерьем к огранщику камней Граверо. За семь лет работы Жереми достиг невероятного мастерства и его работы стали превосходить творения учителя.
Однажды императрица Анна Иоанновна решила разнообразить свой досуг, приказав ювелирам работать в мастерской подле ее покоев. Так Жереми Позье в одночасье стал придворным ювелиром. Он создавал очень красивые букеты драгоценных цветов. Они украшали ленты и платья придворных дам, поражая своей красотой, блеском, яркими цветами. Жереми подкладывал под бриллианты цветную фольгу - так даже бесцветные камни окрашивались яркими цветами.
Когда в 1762 году на престол взошла Екатерина Великая, она решила использовать для коронации не Шапку Мономаха, а новую корону. Она попросила, чтобы четырехчасовая церемония коронации была максимально "сносной", а корона весила не более 2 кг. Создателями короны стали ювелиры Позье и Экарт. Большую Императорскую корону, хранящуюся в Алмазном фонде, и признанную бесценной, украшают более 5000 драгоценных камней общим весом 2858 карат, самый крупный камень, красная шпинель, весит почти 400 карат. Корона была создана всего за два месяца, Позье лично примерял ее на императрицу перед коронацией.
На выставке представлена реплика Большой Императорской короны, созданной мастерами АЛРОСА в 2012 по заказу Гохрана России. В короне 11352 бриллианта (1182, 35 карата), 74 жемчужины и турмалин массой 76, 94 грамма (384,7 карата).
Екатерина Великая ввела в России моду на табакерки, т.к. сама очень любила нюхать табак. Употребляла она только ток табак, который для нее сеяли в Царском селе, а брала его нюхать только левой рукой, т.к. правую давала целовать своим подданным.
Золотая овальная табакерка, покрытая темно-синей эмалью, принадлежала Екатерине Великой. На крышке под пластиной из горного хрусталя, представлена композиция в виде улья, пчел, куста роз, выполненная из 133 мелких алмазов. Края крышки, дна и борта украшены 350 бриллиантами в серебряных оправах.
Цветочную ветку, предположительно принадлежавшую Екатерине Великой, украшают около 800 алмазов и бриллиантов, под некоторые из которых подложена цветная фольга.
Часы с шатленом из коллекции Государственного Эрмитажа украшают бриллианты, шпинели и гранаты. Большой бриллиант на боковой части служит затвором.
Итак, это выставка о преемственности в российском ювелирном искусстве. Увы… (я совсем не утверждаю, что преемственности нет; и, конечно, есть наикрасивейшие современные ювелирные изделия), но представленные на выставке современные изделия проигрывают 18 веку на столько, что становится очень грустно. Совсем не впечатлили меня и инсталляции, созданные специально для выставки. Если бы Екатерина Великая восстала из гроба, думаю, она сказала бы пару ласковых, увидев, что ее украшения соседствуют с картонками для яиц 21 века.
Закончить обзор нужно чем-то красивым...
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Историческиймузей #Шедевральныемаршруты #выставкивМоскве #Запискиювелира #Бриллиантоваяистория #ювелирнаявыставка