Найти тему
Promenade Светлогорск

Калининградской области придется адаптироваться к новым жестким барьерам

Оглавление

В РБК Калининград вышло интервью с известным российским экономистом Натальей Зубаревич, в котором она оценивает перспективы региона в условиях экономической турбулентности. В своем анализе эксперт опирается на статистические данные Росстата и системы «Электронный бюджет» Федерального казначейства. Предлагаем саммари этой публикации.

Насколько экономика Калининградской области восстановилась после санкционного удара?

· Промышленное производство ушло в минус (-10%).

· Непродовольственная торговля до конца не восстановилась (-2%). В отличие от остальной страны, которая за счет летнего роста вышла в плюс.

· Рынок недвижимости просел более, чем на 11%.

· Общепит вырос на 19% (благодаря туризму).

Как оценивать рост в регионе самозанятых?

Калининградская область — регион с одной из самых высоких в процентом отношении долей занятых в малом бизнесе. Рост самозанятых — хорошо. Но важно понимать, благодаря чему он происходит: только за счет сдачи жилья туристам или оказания самого широкого спектра услуг. Такой аналитики пока нет.

Раньше драйверами развития экономики для региона были строительство жилья, машиностроение и обработка, малый бизнес и туризм. Точки роста изменились?

Придется адаптироваться к тем жестким барьерам, которые возникли. Это предполагает дополнительные издержки, а значит — удорожание. В силу логистического барьера рост цен, возможно, будет более серьезным, чем в целом по стране. Дополнительные барьеры угнетают экономику региона. И это угнетение чем дальше, тем больше будет влиять. Это отразится на всех отраслях. Весь вопрос в сроках.

Миграционный приток сначала сильно провис, но сейчас падение остановилось…

Калининградская область привлекательна по многим параметрам, включая климат. По данным первых семи месяцев этого года сохраняется тренд на миграционный прирост. Но сейчас сложно однозначно утверждать, что базовые преимущества Калининградской области сработают, и динамика сохранится.

Является ли крупный город преференцией, которая даст возможность легче пережить постепенное ухудшение экономической ситуации?

Однозначного ответа нет. В крупных городах экономика, в основном, сервисная, но не только. Например, в Новосибирске и в крупных уральских городах сейчас хорошо загружен оборонно-промышленный комплекс. Соответственно, сервисная экономика проседала, но сейчас восстанавливается. Народ уезжал именно из миллионников. Рыночные отрасли более адаптивны, но сейчас потребление очень нестабильно. Да, крупные города более жизнестойки, но кризис они проходят по-разному.

Примечательно, что второй год подряд, и особенно в 2023-м году, страна «заедает и запивает» свои проблемы проживания в турбулентных условиях: общепит в реальном выражении, с учетом инфляции, вырос на 14%. Пример Калининграда это тоже наглядно демонстрирует.

Может ли ренессанс отношений с востоком и активные усилия по строительству новых линий дать западным портам новую жизнь, сопоставимую с прежней?

Нет. Потому что плечо перевозок чудовищно огромное, издержки логистики выросли в разы. Преимущество Северо-Запада — рядом рынки сбыта — утрачено. И дальше все будет зависеть от цены. Если цены на вывозимую продукцию — а это в основном сырье — будут высокими, то подорожавшую логистику можно пережить.

Перспективы:

Флуктуация (от лат. fluctuatio — колебание — любое случайное отклонение) — не навеки. История учит, что все когда-то заканчивается, поэтому — сейчас так, а что будет через 5-7-10 лет, я предугадывать не берусь. Но то, что через 10-20 лет статус Питера как окна в Европу восстановится, у меня нет ни малейших сомнений.

Риски:

  • Постепенный выход из строя и необходимость ремонта современного высокотехнологичного оборудования. Многое умеют делать китайцы, но не все. То, что не умеют — головная боль для бизнеса.
  • Турбулентности на рынках, когда возникают дисбалансы. До какого-то времени это можно разруливать вручную. Но кризисных точек немало, и на горизонте нескольких лет существуют риски того, что это очень сложно будет отрегулировать вручную.
  • Многолетний дефицит трудовых ресурсов. Гонка зарплат вечной быть не может. К тому же, это тоже дополнительные и немалые издержки. Как будут вводить автоматизацию? Где взять технологии и оборудование для этого? Состояние рынка труда с точки зрения рабочей силы — это вызов.
  • Качество региональных управленческих команд. В Калининградской области неплохое качество управления, но там бешеные дополнительные вызовы, там просто с этим трудно справляться. А дальше — посмотрим.