Найти тему

«Минувших дней очарованье». Харакс

Знакомством с Дюльбером наш «дворцовый» день не закончился — мы опять вышли на Алупкинское шоссе и отправились обратно в сторону Гаспры. Пять автобусных остановок, и мы у санатория «Днепр», который расположился на территории бывшего имения Харакс (по-гречески «форт»). Вход на территорию платный, но зато здесь чисто и ухожено. Где-то сохранились остатки оборонительных стен античной крепости (I в. н.э.), но мы их, к сожалению, не нашли. Зато последний владелец имения — Великий князь Георгий Михайлович — прекрасно был осведомлён о наличии руин на своих землях, более того, активно занимался раскопками. И весьма успешно — часть находок пополнила коллекцию Русского музея в Санкт-Петербурге, директором которого он был назначен в 1896 г.

Имение Харакс принадлежало двоюродному дяде императора Николая II Великому князю Георгию Михайловичу и было названо по-гречески в честь крупнейшей из известных в Крыму римских военных укреплений, существовавшего здесь в 70-х годах I века н.э. После того как в 60-х годах н.э. римская армия под командованием легата провинции Нижняя Мёзия Плавтия Сильвана одержала победу над тавро-скифским войском, осадившим Херсонес, римляне фактически устанавливают протекторат над Херсонесом и вводят туда гарнизон. Тогда же возникает военный лагерь в бухте Сюмболон — современной Балаклаве. А для контроля над южным побережьем Крыма, где в основном жили тавры, была возведена крепость на мысе Ай-Тодор, просуществовавшая здесь до середины III века. Перед уходом римляне разрушили водопровод и несколько важнейших зданий. Вскоре после этого крепость была занята готами, а рядом существовал рыболовецкий поселок…

Князь активно проводил здесь раскопки — находки хранились в особом музее, посещать который разрешалось всем, но только в назначенные дни во время приезда в Крым Великого князя Александра Михайловича. Известно, что их отец — Михаил Николаевич — поделил свое имение между сыновьями, и прибрежная часть имения досталась Георгию Михайловичу. Некоторое время этот участок пустовал из-за отсутствия воды или какого-нибудь источника, а после покупки его у гаспринских татар Георгий Михайлович заказал архитектору Н.П.Краснову проект своего имения. Смета на строительство предусматривала дворец, церковь, часовню, свитский корпус, кухню, хозяйственные постройки, а также устройство парка с бассейном, фонтаном и оградой. В 1904 году началось строительство на здешних каменистых пустырях, и за четыре года весь намеченный объем работ был выполнен. В заключение был возведён дворец в «шотландском вкусе», считавшийся одним из лучших произведений зодчества в России начала XX века. «Все красиво, просто, устроено со вкусом» — написал в 1909 году Николай II в своём дневнике.

Имение, между прочим, было доходным, в нём производились лучшие на Южном берегу молочные продукты. В теплицах, открытом грунте, оранжереях выращивались всевозможные цветы, растения и по примеру Никитского ботанического сада распространялись по паркам и имениям Крыма.

Великая княгиня Мария Георгиевна, младшая дочь короля Греции Георга, была в восторге от крымского имения своего мужа и вообще от Крыма, который в древности был заселён греками. И горы, и лазурное море, и стройные кипарисы, и безоблачное синее небо — всё это напоминало ей о родной Элладе, где прошло её детство. И необычной формы античная беседка была установлена в Хараксе именно по желанию Марии Георгиевны.

В 1922 году Харакс был превращён в одноимённый санаторий, а в 1955 году его переименовали в «Днепр». Великая Отечественная война не пощадила здание — дворец сильно пострадал. Реставрация, к сожалению, не полностью вернула прежний облик имения. Но путешественнику всё равно есть на что здесь посмотреть. Но, в отличие от нас, лучше заранее подготовиться к визиту, чтобы не пропустить ничего интересного. Мы не видели ни античного нимфея, ни стен крепости, у которого он расположен. Впрочем, судя по фотографиям в Интернете, стены узнаются в ландшафте только по соответствующей поясняющей табличке. Пишут ещё, что можно также подняться к маяку, построенному по предложению адмирала М.П.Лазарева в 1835 году… Мы же, хоть и не сильно спешили, об этом тогда не знали, поэтому просто немного погуляли по живописному парку — неспеша и с огромным удовольствием. Почему-то тут совсем не хочется следить за временем. Но нас ждала вечерняя Ялта, друзья и новые путешествия…

* * *

Ялта, октябрь, архив