Найти тему

Три главных проекта постройки Василия Ивановича Баженова в Москве

В 1767 году граф Григорий Орлов, желая затмить Потемкина, предложил Екатерине II грандиозное переустройство Московского Кремля. Целью было создание новой императорской резиденции. В разработке участвовал известный архитектор Василий Баженов.

Он предложил уникальную идею: превратить весь Кремль в один монументальный дворец, внутри которого разместятся все существующие кремлевские сооружения. Граф Орлов и Екатерина согласились с этой концепцией, видя в ней возможность демонстрации мощи России перед всей Европой.

Через год была создана специальная экспедиция для реконструкции Кремля. Первоначальные эскизы Баженова поразили императрицу своей оригинальностью. Однако, процесс разработки был долгим, и в течение шести лет постоянно менялся и корректировался. Василий Иванович представлял Екатерине II различные варианты, и каждый раз она вносила изменения.

Основная часть дворца была оформлена вокруг овальной площади. Баженов мастерски сочетал элементы классической архитектуры, создавая гармоничный и одновременно величественный облик будущей постройки.

Осенью 1769 года началось строительство Модельного дома около Арсенала, и старые здания были разобраны. Однако, несмотря на все усилия архитектора, процесс строительства был осложнен различными препятствиями, в том числе и политического характера.

Читайте также: Загородный дворец Елизаветы Петровны

По разным причинам стало ясно, что реконструкция Кремля не будет завершена. Екатерина постепенно утратила интерес к проекту, а потом и вовсе прекратила его финансирование.

Неудачное строительство пришлось прекратить. Тем не менее, амбициозная задумка Баженова стала значимым этапом в развитии русской архитектуры, заложив основы для распространения классицизма как основного стиля в отечественном зодчестве.

После праздничных мероприятий Василию Ивановичу было поручено возведение новой резиденции в Царицыне близ Москвы. Потемкин и Екатерина II были восхищены ранними творениями архитектора и желали, чтобы дворцовый комплекс отражал современные европейские тенденции. Через год Баженов представил проект в популярном «мавритано-готическом» стиле.

В отличие от традиционных больших зданий с геометрически упорядоченными парками, зодчий предпочел подчиниться красоте природного рельефа местности. Разбросанные живописно на холме у Большого пруда, здания не следовали строгой симметрии. Несмотря на внешний хаос, каждая постройка была тщательно продумана, чтобы гармонировать с окружающим ландшафтом и водой. Все сооружения, будь то дворцы или въездные ворота, были расположены так, чтобы их можно было видеть со стороны пруда.

Основными материалами стали белый камень и красный кирпич, создавая связь с древнерусской архитектурной традицией. Строительство началось весной в 1776 году. К августу было почти завершено возведение Фигурного моста, который стал настоящим произведением искусства. Однако к концу года возникли трудности с финансированием и поставками материалов.

Читайте также: Дом Мельникова – всё интересное про дом-улей

Работы продолжались вплоть до 1782 года. Но когда через три года императрица посетила усадьбу, ей не понравился дворец из-за его маленьких размеров, узких лестниц и плохого освещения. Возможные причины такой реакции вероятно связаны не только с архитектурой, но и с Баженовым, которого замечали с оппозиционными кругами и масонской ложей. Кроме того, вкусы Екатерины менялись, и новые здания, возведенные Василием Ивановичем, казались ей устаревшими. По итогу было поручено доделать Царицыно ученику зодчего — Казакову.

-2

В конце XVIII века Баженов удалось воплотить свои грандиозные идеи о прекрасной архитектуре, служащей обществу, в уникальное строение — Пашков дом. Этот шедевр был возведен в 1784–1786 годах на заказ Петра Егоровича Пашкова, зажиточного господина, который мечтал о роскошном дворце, стоящем в гармонии с кремлевскими постройками.

Когда он обратился к Василию Ивановичу с этой идеей, архитектор не горел желанием принять предложение, рассчитывая на доход, а не на известность. Несмотря на многие успешные проекты, он понимал, что только государственные заказы смогут предоставить ему действительно широкие возможности для творчества.

Читайте также: Поклонная гора

Однако, когда Баженов оценил местность на Ваганьковском холме, выбранную Пашковым под строительство, его воображение взлетело. Проводя дни на царицынской стройке, он трудился над проектом Пашкова ночами. И хотя заказчик удивился стоимостью проекта, он согласился с условиями, и возведение дворца завершили за два сезона.

Пашков дом быстро стал одним из символов Москвы. Его архитектура манит и вдохновляет: ясность форм, простота плана и в то же время уникальные композиционные решения делают его по-настоящему уникальным. Под влиянием петербургских и парижских архитектурных тенденций, Баженов создал произведение искусства, которое находится в гармонии с окружающим городским пространством.

Это не просто здание; это символ того, как архитектор способен воплотить свои мечты и творческие идеи, доверяя своему профессионализму и учитывая пожелания заказчика.