Найти в Дзене
Яков "mult_yaxa" Френклах

ММБ 2023 Осень. Ужас, но не ужас-ужас

Московский Марш Бросок: как много в этих звуках для сердца русского (да хоть какого) слилось. Да, слиться в этот раз очень хотелось, и до, и во время... ММБ - это явление, священная корова, три магические буквы. Как ни назови, а сути это не меняет. Готовишься, едешь на электричке, берешь карту и проводишь с ней почти двое суток в лесах. Бегаешь, ходишь азимутом, превозмогаешь, преодолеваешь. Здесь всегда встречается "очень хорошо" с "очень плохо". Но давайте чуть конкретнее. Задача - пройти маршрут заданный на карте контрольными пунктами и состоящий из двух этапов. Дело это происходит в нашем случае глубокой осенью в дальнем Подмосковье. Заранее дистанция не известна, только точка старта. Маршрут обычно бывает около 75-80 км за первый этап, потом отдых на промежуточном финише и второй этап на 35-45 км. Старт первого этапа с ночи пятницы на субботу, второго – утром в воскресенье. Маршрут автономный, то есть все что тебе нужно на двое суток в лесу ты несешь с собой. При этом, вариантов т

Московский Марш Бросок: как много в этих звуках для сердца русского (да хоть какого) слилось. Да, слиться в этот раз очень хотелось, и до, и во время...

ММБ - это явление, священная корова, три магические буквы. Как ни назови, а сути это не меняет. Готовишься, едешь на электричке, берешь карту и проводишь с ней почти двое суток в лесах. Бегаешь, ходишь азимутом, превозмогаешь, преодолеваешь. Здесь всегда встречается "очень хорошо" с "очень плохо".

Но давайте чуть конкретнее. Задача - пройти маршрут заданный на карте контрольными пунктами и состоящий из двух этапов. Дело это происходит в нашем случае глубокой осенью в дальнем Подмосковье. Заранее дистанция не известна, только точка старта. Маршрут обычно бывает около 75-80 км за первый этап, потом отдых на промежуточном финише и второй этап на 35-45 км. Старт первого этапа с ночи пятницы на субботу, второго – утром в воскресенье. Маршрут автономный, то есть все что тебе нужно на двое суток в лесу ты несешь с собой. При этом, вариантов того, что это может быть за список вещей, великое множество: от коврика и спасодеяла с небольшим запасом еды и курточкой (это будет весить 3-3,5 кг), до полноценного большого рюкзака с кучей разной (часто даже ненужной) снаряги (15-20 кг).

Мой вариант снаряжения ближе к первому, но об этом я напишу отдельно, тут же будут в основном эмоции. В этих развлечениях я участвую уже 16 лет, выходил на старт 26 раз и 24 раза финишировал. До этого раза 5 раз побеждал в разных командах. Опыт накопился очень разнообразный.

Как все начиналось

Я вообще не должен был бежать ММБ в этом году. Но поездка в Непал у меня сорвалась и отмазки "не бежать" вообще куда-то стремительно исчезали по мере того, как ухудшался прогноз погоды. Думал отмазаться болящим голеностопом, так он стал проходить. Думал отмазаться прогнозом погоды, так там опять замануха: ужас, но не ужас-ужас. Самое печальное, что мой напарник-турбонавигатор Семен (он же многократный чемпион России по рогейну) удачно отмазался и не бежит. Придется без него теряться и находиться, чтобы снова потеряться.

Утром перед ММБ все в Москве побелело.
Утром перед ММБ все в Москве побелело.

В результате обнаруживаю себя в электричке, с хроническим недосыпом и солидным рюкзаком. Вокруг коршуны, которые только и ждут, когда я выйду на старт, потеряюсь, а они меня обгонят. Конечно, в отсутсвие Семена у них все шансы. Лидерский 3-й вагон лидерской электрички везет нас аккурат ко времени старта. В этот раз он немноголюден, и даже кажется, что ММБ уже не тот. Или может не тут? Но подождем с этими выводами.

Прогноз погоды, да. Это проблема. Он то меняется в лучшую, то в худшую сторону. Понятно одно: за окном снега сантиметров 5-10, но он пока еще минусовой и не мокрый.

На старте Саша Тонис (Главный) бьет в свой бубен. Ходят слухи, что это погодный рандомайзер. Стартую в час ночи субботы, как всегда делают лидеры. А чо я, не лидер чтоли? Намерен пободаться, ноги-то бегать умеют. Главное, чтобы головушка не подвела.

-3
Вот такое нам дали на старте
Вот такое нам дали на старте

На первым перегоне стараюсь аккуратно въехать в карту, и все равно выходит что-то типа: "ой, а где это мы?". Но виду я не подаю, а уверенно продолжаю двигаться, периодически с важным видом поглядывая на компас и что-то бормоча. Пусть они тут думают, что я в карте!

В карте оказываюсь минут через 5 обратно, дальше уже всё хорошо пошло. На КП1 прибегаю во главе лидерского паровоза. Дальше вроде даже немного отбегаю, но феерично залетаю на не ту дорожку в районе КП4, и вот уже Антон с Пашей и Мишей впереди, а Серега Романенков со мной рядом. В голове картина, что именно эти наши 3 команды (группа Антона не разделится) будут бороться за победу. Про остальных темных лошадок не думаю, некогда.

Дальше перед нами на карте облако КП, а это значит нужно самому планировать последовательность их обхода. Усложняется это все тем, что точка смены карт, где дают следующую карту, не нарисована в карте, а определить ее нужно по азимутам и расстояниям, указанным на всех КП облака. Для этих целей у меня заготовлены транспортир и маркер.

Изначально я долго ломал голову с какого КП начинать обход, если вообще не ясно, с какой стороны от облака СК. И это прям задачка, потому что начнешь неверно, и может получиться неловко.

Передо мной Серега Романенков, на КП4 наливал Спортмастер
Передо мной Серега Романенков, на КП4 наливал Спортмастер

Частично вопросы сняло КП4, которое сделали пошаговым и поднесли поближе к КП 10. Тут мне стало понятно, что надо начинать с 10-ки, а дальше смотреть расстояние или азимут оттуда. Серега в этот моменты был со мной и собирался все равно бежать на 5-ку, чтобы типа потом ее не брать. Но мной внутренний голос говорил, что не надо этого делать. В результате берем вместе 10, там видим противоходом Антона и ко, значит они впереди минуты на 3. Серега бежит как демон, очень быстро. Вот что значит неделя тренировок у Димы Митяева! Но плохо бегать быстро не туда. Это – золотое правило ММБ. Залетаем на 12-м на 10 минут в жутких зарослях. В результате полный воротник снега, а соперники убежали еще дальше.

Теперь начинаю потихоньку добавлять. Серега жалуется на живот, всего 2.5 часа от старта, а он ничего не может съесть. Погода, меж тем, стоит крайне приятная, хотя наверное из теплой постели сейчас выходить в темный снежный лес не хотелось бы. 8-13-6. Дальше Серега сказал стоп-слово и проследовал в очередные кусты. Дальше, говорит, всё это без меня.

9-7 получилось не очень красиво пробежать, зато результативно, вижу Антона и ко. Но они уже взяли 11-й, а у меня он впереди. Но вышло удачно, я к нему сбегал радиально и быстро, по дорогам. а ребята закопались в районе 14-го, где я их и прибрал. При этом, для определения точки смены карт я сделал всего одну засейчку по компасу от 12-го КП и примерно прикинул расстояние от 10го. Дальше, думаю, рельсы в снегу приведут. Ну они как бы привели, да только я вовремя не успел голову включить и убежал дальше поворота к СК на 1,5 км в одну сторону. В результате залет на 15 минут.

Злой и голодный (нет, просто злой, ел-то я как надо, спасибо батончикам и бейкам SIS, сушкам из Вкусвилла и мини-сникерсам) прибегаю обратно на СК. Ребят ожидаемо простыл след. Бегу догонять. Главное теперь бегать быстро и туда. Догнал их перед 15-м КП. Дальше немного вместе, первыми берем 18, а на 19-й я зашел поудачнее и немного отбежал вперед.

-6
Это карта со смены карт
Это карта со смены карт

Последний выбор этого дня беру совсем не как ребята. Троплю сначала 21, потом 22 (на нем ребята уже побывали до меня), 24 беру после них, а 25-28-27 опять первым. Дальше в игру включились те, кто берут не все пункты, и следы на КПшках уже были. Красивый спецэтап, уже светло и бегать по заснеженному лесу через большие валы и затопленные карьеры было очень интересно. Когда беру 26, 29, 30 понимаю, что ребята сзади. Я известный следопыт, в следах кроссовок разбираюсь.

откисаю у Спорт Марафона
откисаю у Спорт Марафона

Но музыка играла недолго: пока я напивался колой, чаем и наедался печеньем у Спорт Марафона, ребята вынырнули из-за угла. Впереди три линейных КП, навигация вроде не сложная. Надо убегать! Но мы тут первые, следов нет, а первому (да еще и без команды) брать КП на ММБ всегда сложнее. Поэтому, на 31 КП ребята догоняют. Дальше мы с ними исполняем самый обсуждаемый (после, уже на промфинише) финт перед на перегоне 32-33, бежм сначала в завал, а потом уже решаем его обходить и выходить под прямым углом к железке. В результате все сделали также, по тропе. А я продолжаю чудить, убегаю вперед и пролетаю поворот на КП. Ребята снова в двух минутах впереди. К КП догоняю их и все, начинаю бежать почти на все деньги.

Финиш первого этапа! Впервые выигрываю первый день в одиночку.
Финиш первого этапа! Впервые выигрываю первый день в одиночку.

На проме я в 11:27, Антон с Мишей в 11:29, а Паша еще +3 минуты от ребят. Сегодня я ни разу не включил навигатор, не прибег к помощи спутниковых снимков. Только расстояния засекал по своим верным COROS APEX 2 Pro. Прилипаем к судейскому костру (на правах лидеров, ваще к нему не пускают). "Щас-щас, мы тут буквально пол-чашечки чая и уходим". В результате за 45 минут мы сушимся, переодеваемся. Но уходит и ставить лагерь все равно нужно, тем более, что скоро по прогнозу начнется дождь. Сейчас в это верить не хочется, осадки кончились часов 5 назад, да и тогда это был приятный легкий снежок.

Сразу после финиша ребят
Сразу после финиша ребят
Наш скромный (пока) костерок
Наш скромный (пока) костерок

Встаем на Зеленой улице у Запретной зоны подальше от ХУДа. Я понимаю, что вы скорее всего ничего не поняли, но: а) у нас будет относительно тихо, б) в запретной зоне можно без стеснения ходить в туалет и брать дрова. Разводим костер, а потом случается чудо: приходит Дима Козадаев и пилит нам дров от души. Спасибо тебе, добрый человек! На этом чудеса исчерпываются: начинается дождь, а мы с Антоном и Мишей решаем гульнуть в Дикси 6 км в одну сторону. Выходим радостные, но на середине пути настроение уже не то: дождь вовсю нас мочит, ему помогает ветер в лицо. Проходим мимо попуной остановки, нам сигналит автобус, типа, "садитесь, ну вы чего?" А я ему: "нам в шаббат нельзя."

В магазине устраиваем костюмированное представление для местных жителей, потому что видок у нас как у бомжей, празднующих Хеллоуин. Да и продуктовая корзина немного странная. Среди набора продуктов адекватно выглядят только 8 баночек пива для друзей.

В предбаннике Дикси теплее, чем на улице и сухо
В предбаннике Дикси теплее, чем на улице и сухо

Обратный путь был еще менее приятен по погодным условиям. У костра мы были аккурат к закату. У меня уже был готов тент, оставалось только как следует поесть много-много раз. Поход в магазин был необязателен, еды у меня оказалось более чем достаточно. Проблемой стала сушка вещей, так-то костер был хорошим, но не настолько лютым, чтобы успевать быстрее сушить, чем мочит дождь. Да и стоять приходилось у костра стоя, иначе мокло все еще хуже. В конце концов я сделал на кустах укрытие-экран из спас-одеяла и присел под него. На ноги все равно капало. Отвратительнейший вышел промфиниш в этот раз, пришлось мучаться и выживать.

Сижу греюсь и пытаюсь сушиться под навесом из спас-одеяла
Сижу греюсь и пытаюсь сушиться под навесом из спас-одеяла

Отбой устроил себе около 23.00. Просто все постелил под тентиком (сплавовский Лост) и улегся в спальник (пуховый RF Fantom D2). Проснулся около двух часов ночи от того, что в ногах оказалась лужа. Ну в прямом смысле, внутри спальника уже была лужа. Ноги мокрые насквозь, дождь продолжает шуршать по тенту. Оценил обстановку и уснул на полтора часа. Проснувшись, подрожал немного, включил фонарь, изучил обстановку. Прям так провалился в сон, проснулся со включенным фонарем, опять подрожал минут 10, предпринял попытку понять почему я мокрый. Опять отрубился, потом проснулся, подрожал... и так по кругу. Около 4 утра, как в прогнозе, закончился дождь (или ледяной дождь со снегом). В 6 утра узрел движуху у костра и решил выбираться из спальника. Вот это было тяжело, на улице небольшой минус, и надо как-то так вылезти, чтобы не охренеть в конец. В результате, после сложных манипуляций в ограниченном пространстве под стук зубов, вышел и упал дважды, не устояв на ногах. Но до костра добрался, там спал Антон под спас-одеялом без спальника, готовил еду Миша и дремал Игорь. Я пока просто грелся и тупил.

Утро прошло стремительно, немного падал снег. Я просушил почти все вещи, дважды поел, собрался, потом выпил кофе. На все это ушло 3,5 часа. Старт в 10:00, поздно. Но дистанция короткая по параметрам и есть надежда сбегать ее побыстрее. Сразу замечаю в карте первый спецэтап: шахматную задачу. Нужно мат в 3 хода поставить, куда ходят белые - там КП. Как ходят фигуры я знаю, что такое мат - тоже. Даже правила рокировки откуда-то помню. Но визуализировать на ходу кто куда ходит и какие фигуры где оказываются тяжело.

-14
Карты второго дня
Карты второго дня

Пока бежим вместе с Антоном и ко, Паша подозрительно быстро решил задачку. Я через минуты 3 тоже подумал что решил. Но как оказалось, не заметил ещё один возможный ход. Короче, Паша в результате со всеми поделился решением, а потом в электричке рассказал, что решает в день по несколько таких задачек.

Бегать тепло, я сегодня даже без перчаток: одни вчера высушил у костра до состояния "ещё мокрые, но уже сгорели", а вторые решил беречь на экстренный случай. Берём 35-36-38-37-40-41, а дальше злой рок: неправильно интерпретируем легенду первого шахматного КП39, и приходим на другой короедный завал. В результате я оставил там порядка 20 минут. Ребята, как выяснилось потом, сильно меньше. Коллективный разум решил.

Выбегая с КП я думал что-то типа "ну все, ушла победа". Там еще Настя со Стасом подлили масла, не видели, говорят, ребят. Решил бежать как не в себя, на всякий случай. Ещё всё-таки целый лист карты, может догоню. Главное больше не залетать так качественно.

И пошло вроде бы неплохо, беру 42-43, потом на 44 встречаю Колю и Машу Мирошкиных. "Далеко ребята?", спрашиваю. "Видели их 26 минут назад", смотря на часы отвечает Коля. Скооооолько??? Буквы в голове складывается в непечатные слова, но я решаю ещё добавить, а не сдаваться.

Даже с учётом, что Коля двигался в попутном направлении, 26 минут – это очень много. Я решил как следует проверить свой вариант последнего выбора. Вроде оптимально, но есть вопросы по перегону 46-47. Путь напрямую – это обход карьеров по зарослям и грядам, и перелезание пары канав с водой. Но Тонис явно хотел чтобы мы пошли напрямую, думаю, не зря же так поставили.

Прибегаю на КП45, там Территории Странствий. Там быстро заправляю каркаде в бутылку, воду почти уже выпил. Убегая спрашиваю, далеко ли ребята. "Да рядом совсем", говорит судья. Ну это другое дело.

Догнал я их в тех самых кустах на грядах. Они тоже решили шлёпать по прямой. Это я ещё по следам понял. Ещё подумал, странно, Антон последним идёт.. К сожалению, у меня не подгрузился спутниковый снимок этих мест, пришлось напрягаться, разглядывая мелкие ориентиры.

Ребята решили мной измерять глубину канав. А я оказался везучим, и намочился ровно по нижнюю линию трусов. Честно сказать, в шуге при +1 за бортом, это было предельно некомфортно испытание. И если бы оно превратилось в заплыв, мы бы наверное совсем приуныли. Но и так холодно стало более чем, руки почти не работали. Надо было поесть и разбежаться. Господи, я потерял половинку мармеладки SIS BetaFuel! Очень рассчитывал на нее, она быстро доставляет энергию, вчера ночью на морозе проверил. Ладно, ем целый батончик Go Energy, тоже сработает. Он и правда сработал, я побежал быстрее и согрелся.

Как выяснилось позже, никто не планировал нас туда отправлять, а Тонис думал, что участникам хватит разума оббежать вокруг. Что ж, не всем хватило.

Дальше я решаю пытаться отбегать. Пора! Паровозить с преимуществом первого дня совсем не спортивно, проверю, могу ли в одного закончить начатое. Бегать предельно быстро не получается, иначе страдает ориентирование. Вроде нахожу оптимум, получается хорошо.

Последние 6 КП стоят в отличных сосновых посадках с дорожками и пропашками. Выбор я сделал хороший, только вот на 58 КП залетел немного, заблудившись промеж бесконечных канав с водой. На выходе с кп вижу ребят. Блин, минуты 3 всего, надо добавить. В результате добавил я им ещё минут 15 за оставшиеся 6 перегонов. Как выяснилось потом, они бегали они уже там медленно.

-16
Финиш! Значок получен.
Финиш! Значок получен.

На финише испытывают удовлетворение от сделанного дела. Я очень сомневался, что удастся одному выиграть, с моим-то ориентированием и спецификой ммб, где некоторые КП в любом случае эффективнее ищутся прочесыванием неявных ориентиров. Дальше стандартно, на электричку пришлось немного пробежаться, заблудиться, но зато найти Пятерочку, закупить еды. Антон, Паша и Миша догнали на платформе. Ехали в Москву вместе и вспоминали этот крейзи уикэнд. Сошлись на том, что не зря покинули свои теплые желища и проверили телеса на прочность. Прочность все ещё вполне достойная!

Резюмируя, это была одна из интереснейших и красивейших дистанций на всех моих ММБ, но с самым отвратительным по погоде промежуточным финишем. Там я очень условно отдохнула проведя большую часть времени на ногах. Очень спасибо команде организаторов и волонтеров, всем партнерским пунктам, ну и соперникам за достойнейшую борьбу. Погоде тоже спасибо, но вторую щеку я пока не буду подставлять. Пока пишу, за окном +15 и солнце.

Что вышло по дистанции:
1 день 79,5 км за 10:27
2 день 38,5 км за 5:26

Результаты, там же есть ссылка на все карты.

Треки есть в
трансляции, там можно глянуть где кто от кого убегал. С меня еще технический отчет про снарягу и прочие моменты.