Московский Марш Бросок: как много в этих звуках для сердца русского (да хоть какого) слилось. Да, слиться в этот раз очень хотелось, и до, и во время...
ММБ - это явление, священная корова, три магические буквы. Как ни назови, а сути это не меняет. Готовишься, едешь на электричке, берешь карту и проводишь с ней почти двое суток в лесах. Бегаешь, ходишь азимутом, превозмогаешь, преодолеваешь. Здесь всегда встречается "очень хорошо" с "очень плохо".
Но давайте чуть конкретнее. Задача - пройти маршрут заданный на карте контрольными пунктами и состоящий из двух этапов. Дело это происходит в нашем случае глубокой осенью в дальнем Подмосковье. Заранее дистанция не известна, только точка старта. Маршрут обычно бывает около 75-80 км за первый этап, потом отдых на промежуточном финише и второй этап на 35-45 км. Старт первого этапа с ночи пятницы на субботу, второго – утром в воскресенье. Маршрут автономный, то есть все что тебе нужно на двое суток в лесу ты несешь с собой. При этом, вариантов того, что это может быть за список вещей, великое множество: от коврика и спасодеяла с небольшим запасом еды и курточкой (это будет весить 3-3,5 кг), до полноценного большого рюкзака с кучей разной (часто даже ненужной) снаряги (15-20 кг).
Мой вариант снаряжения ближе к первому, но об этом я напишу отдельно, тут же будут в основном эмоции. В этих развлечениях я участвую уже 16 лет, выходил на старт 26 раз и 24 раза финишировал. До этого раза 5 раз побеждал в разных командах. Опыт накопился очень разнообразный.
Как все начиналось
Я вообще не должен был бежать ММБ в этом году. Но поездка в Непал у меня сорвалась и отмазки "не бежать" вообще куда-то стремительно исчезали по мере того, как ухудшался прогноз погоды. Думал отмазаться болящим голеностопом, так он стал проходить. Думал отмазаться прогнозом погоды, так там опять замануха: ужас, но не ужас-ужас. Самое печальное, что мой напарник-турбонавигатор Семен (он же многократный чемпион России по рогейну) удачно отмазался и не бежит. Придется без него теряться и находиться, чтобы снова потеряться.
В результате обнаруживаю себя в электричке, с хроническим недосыпом и солидным рюкзаком. Вокруг коршуны, которые только и ждут, когда я выйду на старт, потеряюсь, а они меня обгонят. Конечно, в отсутсвие Семена у них все шансы. Лидерский 3-й вагон лидерской электрички везет нас аккурат ко времени старта. В этот раз он немноголюден, и даже кажется, что ММБ уже не тот. Или может не тут? Но подождем с этими выводами.
Прогноз погоды, да. Это проблема. Он то меняется в лучшую, то в худшую сторону. Понятно одно: за окном снега сантиметров 5-10, но он пока еще минусовой и не мокрый.
На старте Саша Тонис (Главный) бьет в свой бубен. Ходят слухи, что это погодный рандомайзер. Стартую в час ночи субботы, как всегда делают лидеры. А чо я, не лидер чтоли? Намерен пободаться, ноги-то бегать умеют. Главное, чтобы головушка не подвела.
На первым перегоне стараюсь аккуратно въехать в карту, и все равно выходит что-то типа: "ой, а где это мы?". Но виду я не подаю, а уверенно продолжаю двигаться, периодически с важным видом поглядывая на компас и что-то бормоча. Пусть они тут думают, что я в карте!
В карте оказываюсь минут через 5 обратно, дальше уже всё хорошо пошло. На КП1 прибегаю во главе лидерского паровоза. Дальше вроде даже немного отбегаю, но феерично залетаю на не ту дорожку в районе КП4, и вот уже Антон с Пашей и Мишей впереди, а Серега Романенков со мной рядом. В голове картина, что именно эти наши 3 команды (группа Антона не разделится) будут бороться за победу. Про остальных темных лошадок не думаю, некогда.
Дальше перед нами на карте облако КП, а это значит нужно самому планировать последовательность их обхода. Усложняется это все тем, что точка смены карт, где дают следующую карту, не нарисована в карте, а определить ее нужно по азимутам и расстояниям, указанным на всех КП облака. Для этих целей у меня заготовлены транспортир и маркер.
Изначально я долго ломал голову с какого КП начинать обход, если вообще не ясно, с какой стороны от облака СК. И это прям задачка, потому что начнешь неверно, и может получиться неловко.
Частично вопросы сняло КП4, которое сделали пошаговым и поднесли поближе к КП 10. Тут мне стало понятно, что надо начинать с 10-ки, а дальше смотреть расстояние или азимут оттуда. Серега в этот моменты был со мной и собирался все равно бежать на 5-ку, чтобы типа потом ее не брать. Но мной внутренний голос говорил, что не надо этого делать. В результате берем вместе 10, там видим противоходом Антона и ко, значит они впереди минуты на 3. Серега бежит как демон, очень быстро. Вот что значит неделя тренировок у Димы Митяева! Но плохо бегать быстро не туда. Это – золотое правило ММБ. Залетаем на 12-м на 10 минут в жутких зарослях. В результате полный воротник снега, а соперники убежали еще дальше.
Теперь начинаю потихоньку добавлять. Серега жалуется на живот, всего 2.5 часа от старта, а он ничего не может съесть. Погода, меж тем, стоит крайне приятная, хотя наверное из теплой постели сейчас выходить в темный снежный лес не хотелось бы. 8-13-6. Дальше Серега сказал стоп-слово и проследовал в очередные кусты. Дальше, говорит, всё это без меня.
9-7 получилось не очень красиво пробежать, зато результативно, вижу Антона и ко. Но они уже взяли 11-й, а у меня он впереди. Но вышло удачно, я к нему сбегал радиально и быстро, по дорогам. а ребята закопались в районе 14-го, где я их и прибрал. При этом, для определения точки смены карт я сделал всего одну засейчку по компасу от 12-го КП и примерно прикинул расстояние от 10го. Дальше, думаю, рельсы в снегу приведут. Ну они как бы привели, да только я вовремя не успел голову включить и убежал дальше поворота к СК на 1,5 км в одну сторону. В результате залет на 15 минут.
Злой и голодный (нет, просто злой, ел-то я как надо, спасибо батончикам и бейкам SIS, сушкам из Вкусвилла и мини-сникерсам) прибегаю обратно на СК. Ребят ожидаемо простыл след. Бегу догонять. Главное теперь бегать быстро и туда. Догнал их перед 15-м КП. Дальше немного вместе, первыми берем 18, а на 19-й я зашел поудачнее и немного отбежал вперед.
Последний выбор этого дня беру совсем не как ребята. Троплю сначала 21, потом 22 (на нем ребята уже побывали до меня), 24 беру после них, а 25-28-27 опять первым. Дальше в игру включились те, кто берут не все пункты, и следы на КПшках уже были. Красивый спецэтап, уже светло и бегать по заснеженному лесу через большие валы и затопленные карьеры было очень интересно. Когда беру 26, 29, 30 понимаю, что ребята сзади. Я известный следопыт, в следах кроссовок разбираюсь.
Но музыка играла недолго: пока я напивался колой, чаем и наедался печеньем у Спорт Марафона, ребята вынырнули из-за угла. Впереди три линейных КП, навигация вроде не сложная. Надо убегать! Но мы тут первые, следов нет, а первому (да еще и без команды) брать КП на ММБ всегда сложнее. Поэтому, на 31 КП ребята догоняют. Дальше мы с ними исполняем самый обсуждаемый (после, уже на промфинише) финт перед на перегоне 32-33, бежм сначала в завал, а потом уже решаем его обходить и выходить под прямым углом к железке. В результате все сделали также, по тропе. А я продолжаю чудить, убегаю вперед и пролетаю поворот на КП. Ребята снова в двух минутах впереди. К КП догоняю их и все, начинаю бежать почти на все деньги.
На проме я в 11:27, Антон с Мишей в 11:29, а Паша еще +3 минуты от ребят. Сегодня я ни разу не включил навигатор, не прибег к помощи спутниковых снимков. Только расстояния засекал по своим верным COROS APEX 2 Pro. Прилипаем к судейскому костру (на правах лидеров, ваще к нему не пускают). "Щас-щас, мы тут буквально пол-чашечки чая и уходим". В результате за 45 минут мы сушимся, переодеваемся. Но уходит и ставить лагерь все равно нужно, тем более, что скоро по прогнозу начнется дождь. Сейчас в это верить не хочется, осадки кончились часов 5 назад, да и тогда это был приятный легкий снежок.
Встаем на Зеленой улице у Запретной зоны подальше от ХУДа. Я понимаю, что вы скорее всего ничего не поняли, но: а) у нас будет относительно тихо, б) в запретной зоне можно без стеснения ходить в туалет и брать дрова. Разводим костер, а потом случается чудо: приходит Дима Козадаев и пилит нам дров от души. Спасибо тебе, добрый человек! На этом чудеса исчерпываются: начинается дождь, а мы с Антоном и Мишей решаем гульнуть в Дикси 6 км в одну сторону. Выходим радостные, но на середине пути настроение уже не то: дождь вовсю нас мочит, ему помогает ветер в лицо. Проходим мимо попуной остановки, нам сигналит автобус, типа, "садитесь, ну вы чего?" А я ему: "нам в шаббат нельзя."
В магазине устраиваем костюмированное представление для местных жителей, потому что видок у нас как у бомжей, празднующих Хеллоуин. Да и продуктовая корзина немного странная. Среди набора продуктов адекватно выглядят только 8 баночек пива для друзей.
Обратный путь был еще менее приятен по погодным условиям. У костра мы были аккурат к закату. У меня уже был готов тент, оставалось только как следует поесть много-много раз. Поход в магазин был необязателен, еды у меня оказалось более чем достаточно. Проблемой стала сушка вещей, так-то костер был хорошим, но не настолько лютым, чтобы успевать быстрее сушить, чем мочит дождь. Да и стоять приходилось у костра стоя, иначе мокло все еще хуже. В конце концов я сделал на кустах укрытие-экран из спас-одеяла и присел под него. На ноги все равно капало. Отвратительнейший вышел промфиниш в этот раз, пришлось мучаться и выживать.
Отбой устроил себе около 23.00. Просто все постелил под тентиком (сплавовский Лост) и улегся в спальник (пуховый RF Fantom D2). Проснулся около двух часов ночи от того, что в ногах оказалась лужа. Ну в прямом смысле, внутри спальника уже была лужа. Ноги мокрые насквозь, дождь продолжает шуршать по тенту. Оценил обстановку и уснул на полтора часа. Проснувшись, подрожал немного, включил фонарь, изучил обстановку. Прям так провалился в сон, проснулся со включенным фонарем, опять подрожал минут 10, предпринял попытку понять почему я мокрый. Опять отрубился, потом проснулся, подрожал... и так по кругу. Около 4 утра, как в прогнозе, закончился дождь (или ледяной дождь со снегом). В 6 утра узрел движуху у костра и решил выбираться из спальника. Вот это было тяжело, на улице небольшой минус, и надо как-то так вылезти, чтобы не охренеть в конец. В результате, после сложных манипуляций в ограниченном пространстве под стук зубов, вышел и упал дважды, не устояв на ногах. Но до костра добрался, там спал Антон под спас-одеялом без спальника, готовил еду Миша и дремал Игорь. Я пока просто грелся и тупил.
Утро прошло стремительно, немного падал снег. Я просушил почти все вещи, дважды поел, собрался, потом выпил кофе. На все это ушло 3,5 часа. Старт в 10:00, поздно. Но дистанция короткая по параметрам и есть надежда сбегать ее побыстрее. Сразу замечаю в карте первый спецэтап: шахматную задачу. Нужно мат в 3 хода поставить, куда ходят белые - там КП. Как ходят фигуры я знаю, что такое мат - тоже. Даже правила рокировки откуда-то помню. Но визуализировать на ходу кто куда ходит и какие фигуры где оказываются тяжело.
Пока бежим вместе с Антоном и ко, Паша подозрительно быстро решил задачку. Я через минуты 3 тоже подумал что решил. Но как оказалось, не заметил ещё один возможный ход. Короче, Паша в результате со всеми поделился решением, а потом в электричке рассказал, что решает в день по несколько таких задачек.
Бегать тепло, я сегодня даже без перчаток: одни вчера высушил у костра до состояния "ещё мокрые, но уже сгорели", а вторые решил беречь на экстренный случай. Берём 35-36-38-37-40-41, а дальше злой рок: неправильно интерпретируем легенду первого шахматного КП39, и приходим на другой короедный завал. В результате я оставил там порядка 20 минут. Ребята, как выяснилось потом, сильно меньше. Коллективный разум решил.
Выбегая с КП я думал что-то типа "ну все, ушла победа". Там еще Настя со Стасом подлили масла, не видели, говорят, ребят. Решил бежать как не в себя, на всякий случай. Ещё всё-таки целый лист карты, может догоню. Главное больше не залетать так качественно.
И пошло вроде бы неплохо, беру 42-43, потом на 44 встречаю Колю и Машу Мирошкиных. "Далеко ребята?", спрашиваю. "Видели их 26 минут назад", смотря на часы отвечает Коля. Скооооолько??? Буквы в голове складывается в непечатные слова, но я решаю ещё добавить, а не сдаваться.
Даже с учётом, что Коля двигался в попутном направлении, 26 минут – это очень много. Я решил как следует проверить свой вариант последнего выбора. Вроде оптимально, но есть вопросы по перегону 46-47. Путь напрямую – это обход карьеров по зарослям и грядам, и перелезание пары канав с водой. Но Тонис явно хотел чтобы мы пошли напрямую, думаю, не зря же так поставили.
Прибегаю на КП45, там Территории Странствий. Там быстро заправляю каркаде в бутылку, воду почти уже выпил. Убегая спрашиваю, далеко ли ребята. "Да рядом совсем", говорит судья. Ну это другое дело.
Догнал я их в тех самых кустах на грядах. Они тоже решили шлёпать по прямой. Это я ещё по следам понял. Ещё подумал, странно, Антон последним идёт.. К сожалению, у меня не подгрузился спутниковый снимок этих мест, пришлось напрягаться, разглядывая мелкие ориентиры.
Ребята решили мной измерять глубину канав. А я оказался везучим, и намочился ровно по нижнюю линию трусов. Честно сказать, в шуге при +1 за бортом, это было предельно некомфортно испытание. И если бы оно превратилось в заплыв, мы бы наверное совсем приуныли. Но и так холодно стало более чем, руки почти не работали. Надо было поесть и разбежаться. Господи, я потерял половинку мармеладки SIS BetaFuel! Очень рассчитывал на нее, она быстро доставляет энергию, вчера ночью на морозе проверил. Ладно, ем целый батончик Go Energy, тоже сработает. Он и правда сработал, я побежал быстрее и согрелся.
Как выяснилось позже, никто не планировал нас туда отправлять, а Тонис думал, что участникам хватит разума оббежать вокруг. Что ж, не всем хватило.
Дальше я решаю пытаться отбегать. Пора! Паровозить с преимуществом первого дня совсем не спортивно, проверю, могу ли в одного закончить начатое. Бегать предельно быстро не получается, иначе страдает ориентирование. Вроде нахожу оптимум, получается хорошо.
Последние 6 КП стоят в отличных сосновых посадках с дорожками и пропашками. Выбор я сделал хороший, только вот на 58 КП залетел немного, заблудившись промеж бесконечных канав с водой. На выходе с кп вижу ребят. Блин, минуты 3 всего, надо добавить. В результате добавил я им ещё минут 15 за оставшиеся 6 перегонов. Как выяснилось потом, они бегали они уже там медленно.
На финише испытывают удовлетворение от сделанного дела. Я очень сомневался, что удастся одному выиграть, с моим-то ориентированием и спецификой ммб, где некоторые КП в любом случае эффективнее ищутся прочесыванием неявных ориентиров. Дальше стандартно, на электричку пришлось немного пробежаться, заблудиться, но зато найти Пятерочку, закупить еды. Антон, Паша и Миша догнали на платформе. Ехали в Москву вместе и вспоминали этот крейзи уикэнд. Сошлись на том, что не зря покинули свои теплые желища и проверили телеса на прочность. Прочность все ещё вполне достойная!
Резюмируя, это была одна из интереснейших и красивейших дистанций на всех моих ММБ, но с самым отвратительным по погоде промежуточным финишем. Там я очень условно отдохнула проведя большую часть времени на ногах. Очень спасибо команде организаторов и волонтеров, всем партнерским пунктам, ну и соперникам за достойнейшую борьбу. Погоде тоже спасибо, но вторую щеку я пока не буду подставлять. Пока пишу, за окном +15 и солнце.
Что вышло по дистанции:
1 день 79,5 км за 10:27
2 день 38,5 км за 5:26
Результаты, там же есть ссылка на все карты.
Треки есть в трансляции, там можно глянуть где кто от кого убегал. С меня еще технический отчет про снарягу и прочие моменты.