В сентябре 2022 года Газпромом был запущен среднетоннажный завод по производству СПГ КСПГ "Портовая", расположенного в Выборгском районе Ленинградской области, проектная мощность которого 2 технологические линии - 1,5 млн т/год СПГ.
Сжиженный природный газ с КСПГ "Портовая" использовался:
- для альтернативного варианта газоснабжения Калининградской области через плавучую регазификационную установку (ПРГУ, FSRU) Маршал Василевский и морской терминал по приему газа;
"Маршал Василевский" - единственная в России ПРГУ, способная использоваться для перевозки СПГ. Судно может пробивать лёд толщиной до 80 см, его длина — 295 м, ширина — 46 м. Максимальная скорость — 19,5 узлов, ледовый класс — Arc4, владелец — ООО "Газпром флот".
- для бункеровки судов - в январе 2023 г. СПГ-бункеровщик Газпром нефти "Дмитрий Менделеев" выполнил первую регулярную загрузку СПГ с КСПГ "Портовая". Сейчас в России около 10 судов, использующих СПГ в качестве основного топлива, заказы на крупные суда расписаны до 2027 года;
Бункеровка - заправка судна топливом и моторными маслами в емкости, для обеспечения движения и других потребностей судна.
- для отгрузки в автоцистернах для обеспечения пассажирских транспортных предприятий г. Санкт-Петербург газомоторным топливом (ГМТ).
И вот спустя за неполный год работы после запуска СПГ-завод вынужден перестраивать свою логистику.
У данного СПГ-завода не было долгосрочных контрактов с потребителями, поэтому все партии продаются на спотовом рынке. Доставку осуществляют суда "Великий Новгород" и "Псков".
Изначально сбыт СПГ был ориентирован на Северо-Западную часть Европы. Но санкционная политика ЕС поставила крест на данных планах!
В связи с чем пришлось перенаправлять грузы в Турцию (поставлено 0,67 млн тонн СПГ), Грецию (поставлено 0,59 млн тонн СПГ). Они стали основными рынками для российского СПГ на данный момент. В августе 2023 года один груз ушёл в Бразилию.
Из последних новостей стало известно, что Китай затребовал дополнительные объёмы газа. Часть из них будут перекрываться поставками СПГ.
В августе этого года Газпром запустил первый экспериментальный рейс с грузом СПГ из КСПГ "Портовая" через Северный морской путь для поставки в Китай. Доставку осуществлял газовоз "Великий Новгород".
И также в начале осени Газпром отправил тестовую партию СПГ на газовозе "La Perouse" через Суэцкий канал в Китай.
По оценкам различных аналитиков, все эти альтернативные логистические маршруты по доставке СПГ в Южную Европу и Китай, с учётом текущего уровня цен, находятся на уровне рентабельности.
Таким образом не всё так плохо по СПГ направлению у Газпрома, как малюют некоторые блогеры-аналитики!
Если прибавить халявно доставшейся Газпрому проект СПГ "Сахалин-2", который за 2022 год отгрузил 27 млрд куб. м газа, + родные СПГ-мощности Газпрома, то данные объёмы позволяют в будущем успешно конкурировать с Новатэком на внешних рынках, который, напомню, за 2022 год поставил на внешние рынки 8,45 млрд куб. м. Проблема Газпрома логистика - своего флота по сути нет!
---
Всё что было сказано выше, не является инвестиционной рекомендацией!