Найти тему
aviapark.oreshkovo

Презентация легендарного ЯК-53 в Авиапарке Орешково

28 октября в Авиапарке Орешково состоялась презентация пилотажного самолёта Як-53, построенного командой Русских Авиационных Гонок на базе серийного УТС Як-52.

Можно смело утверждать, что это третий полноценный экземпляр Як-53, так как два предыдущих были тоже построены на базе самолётов Як-52. Для создания первого Як-53 использовался опытный самолёт Як-52Б (боевая версия Як-52 не пошедшая в серию) бортовой номер 05/серийный номер 800506, сразу после появления которого было принято решение о постройке второго экземпляра — для полётов на спортивный пилотаж и установления рекордов (бортовой номер 06, его переделывали уже из обычного Як-52). Окраска представленного в Орешково третьего экземпляра Як-53 практически полностью повторяет самолёт номер 06.

ЯК-53 в Авиапарке Орешково
ЯК-53 в Авиапарке Орешково

Каковы же были основные вехи истории Як-53 по завершении лётных испытаний? Як-53 так и не был запущен в серию и остался построен лишь в двух экземплярах. В 1982 г. один из них демонстрировался на выставке научно-технического творчества молодёжи HTTM-82 на территории ВДНХ в Москве. В 1985 г. Як-53 бортовой номер 06 демонстрировался на статической стоянке воздушного праздника в Тушино. В течение нескольких лет после этого самолёт хранился в Тушинском ангаре. В 1990-е годы был продан частному владельцу.

Як-53 бортовой номер 06
Як-53 бортовой номер 06

Самолёт с бортовым номером 05 в 1990-е годы был установлен на постамент в пионерлагере Московского машиностроительного завода «Скорость» (ОКБ им. А.С. Яковлева). Когда лагерь перестал эксплуатироваться, самолёт сильно пострадал от вандалов, но благодаря группе энтузиастов был снят с постамента, восстановлен до лётной годности и в начале 2000-х годов продан в США, где получил регистрацию N81YK.

Як-53 бортовой номер N81YK. США 2005 г.
Як-53 бортовой номер N81YK. США 2005 г.

Для представления своего нового проекта широкой публике, организаторы пригласили представителей федеральных и региональных СМИ. Почётными гостями Орешково в этот день стали лётчик-испытатель, Герой России Андрей Александрович Синицын, который более 40 лет тому назад поднял в небо первый опытный Як-53 в Жуковском, и заместитель главного конструктора ОКБ им. А.С. Яковлева Докучаев Владимир Викторович.

Из-за проливного дождя официальная и дружеская часть мероприятия проводились внутри нового музейно-демонстрационного комплекса нашего Авиапарка. Режиссура события была отлично продумана и презентация получилась очень зрелищной. Просто представьте, как это выглядело: в какой-то момент, находящихся внутри большого и светлого ангара гостей попросили обратить внимание на раскрывающиеся механические ворота, одновременно с улицы послышался звук двигателя М-14П, и спустя несколько секунд, прямо к ангару подрулил самолёт, ради которого все это мероприятие и было организовано.

-6

После того как Як-53 занял своё место посреди ангара и ворота снова закрылись, приветственные слова для гостей произнесли Дмитрий Мотин, Андрей Синицын, Владимир Докучаев и президент Федерации самолетного спорта Московской области Сергей Гуров.

Во время торжественных речей было озвучено, что проект Русские Авиационные Гонки принял решение восстановить до лётного состояния большинство типов отечественных спортивных самолётов, разработанных в ОКБ Яковлева. Так же прозвучала интереснейшая новость о том, что между руководством аэродромного комплекса «Орешково» и командой Русских Авиационных Гонок достигнуто предварительное соглашение о создании на базе «Авиапарка Орешково» отдельной экспозиционной зоны, на которой будут представлены эти лётные образцы, по аналогии с самолётами Великой Отечественной войны из коллекции Вадима Задорожного и фонда «Крылатая память Победы».

Уже весной следующего года под специальными авиационными навесами разместятся самолёты Як-11, Як-12, Як-18, Як-18А, Як-18П, Як-18Т, Як-50, Як-52, Як-53, Як-54 и Як-55.

Проект обещает стать очень успешным и своевременным, так как уже через несколько лет наша страна будет отмечать столетие ОКБ А.С. Яковлева.

-8

-9
-10
-11

#авиация #историяавиации #орешково #як53 #аэродроморешково #авиапаркорешково #окб_яковлева