Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Что говорили евреи о пророке Мухаммеде

Оглавление

Отношения между евреями и мусульманами стали сложными еще во времена пророка Мухаммеда, основателя второй по величине религии в мире. В Коране о евреях приведено много резких и критических стихов (аятов), которые современные мусульманские антисемиты могут использовать для оправдания насильственных действий. Как в таком случае относились еврейские мыслители к пророку Мухаммеду?

Мусульмане верят, что пророк Мухаммед начал получать божественные откровения, когда ему было примерно сорок лет. Однажды, когда Мухаммед сидел в пещере Хира недалеко от Мекки, он получил свое первое откровение от ангела Джабраила (Гавриила), который обратился к Мухаммеду со словами:

Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все сущее... (Коран 96:1)

Мухаммед получал пророчества от Аллаха на протяжении двух десятилетий. В Коране и исламской традиции говорится, что Мухаммед не имел никакого отношения к составлению Корана. Он лишь передал прямое послание от создателя Вселенной.

Настоящая история жизни Мухаммеда и появления Корана остается противоречивой и неопределенной. Как и в случае с ранней историей иудаизма и ранней историей христианства. Единственные письменные источники о раннем исламе были составлены мусульманами, поэтому к таким источникам стоит относиться с большой долей скепсиса.

В мусульманской биографии Мухаммеда сказано, что люди начали принимать ислам в большом количестве, когда он начал проповедовать в Мекке, однако многие бросили ему вызов, как только Мухаммед стал проповедовать против многобожия, поэтому настоящих последователей у арабского пророка сначала было мало.

Реконструкция средневековой Мекки
Реконструкция средневековой Мекки

Первыми противниками Мухаммеда были коренные жители его родного города Мекки, которые исповедовали местную политеистическую арабскую религию. Эти противники, происходившие в основном из его собственного племени курайшитов, упоминаются в Коране как "идолопоклонники". Были также те, кто выступил против Мухаммеда после принятия его веры. Таких в Коране обозначают словом "лицемеры".

Также среди противников были иудеи и христиане, известные в Коране как "люди книги". Это было закономерно, ведь амбиции Мухаммеда на новое пророчество подрывали религиозные основания иудеев и христиан.

В этой статье идет речь только про отношение евреев к фигуре пророка Мухаммеда. Но перед этим нужно прояснить, как Мухаммед относился к евреям.

Ранние мусульмане о евреях

В исламе существует идея, что до рождения Мухаммеда аравийские евреи ждали прихода нового пророка. Одним из таких евреев, приехавших в Аравию из Сирии, был Ибн аль-Хайябан. Согласно раннемусульманскому муфассиру Ибн Катаде, который передал предание от имени старейшины еврейского племени Бану Курайза в Медине, Ибн аль-Хайябан был настолько праведным человеком, что после его молитв о дожде сразу выпадали осадки.

Расстояние от Мекки до Медины
Расстояние от Мекки до Медины

Ибн Катад утверждает, что аль-Хайябан якобы оставил предсмертное послание своим близких, где сказал, что приехал из богатой Сирии в земли лишений и голода (Аравию) лишь для того, чтобы встретить великого пророка. Однако аль-Хайябан не дожил до появления Мухаммеда.

Также были другие пророчества благочестивых евреев: одни указывали в сторону Мекки и говорили о приходе пророка, другие говорили о мальчике с родинкой на спине как знаке пророчества.

Когда Мухаммед переехал из Мекки в Медину, первым человеком, который увидел его, был еврей. Еврейская община Медины пригласила Мухаммеда переехать в их город. Согласно мусульманской традиции, некоторые евреи в Медине признали пророчество Мухаммеда и немедленно присоединились к его умме (сообществу мусульман). Одним из них был образованный еврей Мухайрик. Он был настолько убежден в пророчестве Мухаммеда, что отправился сражаться за него в Битве при Ухуде, которая произошла в субботу, когда боевые действия обычно запрещены для иудеев. Его последним словом было завещание Мухаммеду всего своего имущества.

"Битва при Ухуде", миниатюра из книги Мустафы аль-Дарира "Сияр-и Наби" ("Жизнь пророка")
"Битва при Ухуде", миниатюра из книги Мустафы аль-Дарира "Сияр-и Наби" ("Жизнь пророка")

Другой пример мединского еврея, присоединившегося к Мухаммеду - Абдуллах ибн Салам. Мусульманская традиция показывает его как мудрого раввина, который признал пророчество Мухаммеда и сообщил ему, что другие евреи не примут ислам, потому что они "лжецы". Об этом есть намек даже в Коране:

Те, кому Мы даровали Писание, знают его, как знают своих сыновей. Однако часть их сознательно скрывает истину. (Коран 2:146)

Однако большинство евреев Медины не присоединились к умме. Согласно некоторым традициям, евреи изображаются так, будто они ждали совершенно другого пророка (этот аргумент пересекается с непринятием большинством евреев Иисуса Христа в христианской традиции).

Из-за того, что основные еврейские племена Медины выступили против Мухаммеда и его уммы, их положение в исламе стало неоднозначным. Во времена господства ислама и христианства, проповедники обоих религий позволяли себе писать о евреях острые полемические памфлеты. Евреи не могли дать достаточный ответ из-за своего маргинального положения.

Конечно, евреи могли выдвигать контраргументы, но еврейская полемическая апологетика, как правило, часто формулировалась закодированным языком.

Как иудеи критиковали Мухаммеда?

Наиболее распространенным и повторяющимся средством мусульманской полемики против евреев и иудаизма была критика иудейских текстов. Главный тезис - евреи исказили откровение Бога (Тору, Таурат), убрав оттуда в том числе пророчество о Мухаммеде.

Конечно, евреи с этим не соглашались. Общий еврейский посыл заключался в том, что Коран и священное предание мусульман основаны на лжи. Иудейские апологеты раннего Средневековья писали "контр-истории". Самые ранние из известных написаны на иврите и арабском языке в 10 веке в Египте. Их обнаружили в Каирской генизе.

Раввин Соломон Шехтер изучает рукописи из Каирской генизы
Раввин Соломон Шехтер изучает рукописи из Каирской генизы

Евреи написали Коран

В одной из историй сказано, что десять еврейских старейшин подружились с Мухаммедом и составили для него Коран. Среди них был выше упоминаемый Абдуллах ибн Салам. Это было сделано для "спасения народа божьего", чтобы Мухаммед не причинил евреям Аравии вреда. В рукописи признаются морально предосудительные действия десяти еврейских старейшин, скрывающих свою личность и делающих вид, что они верные последователи Мухаммеда, в то время как на самом деле они сами писали Коран и принижали его, зашифровывая в нем оскорбительные замечания.

Существует также арабская версия данной истории. Там говорится:

"...пришли еврейские мудрецы, предстали перед ним (Мухаммедом) и рассказали ему о том, что с ним произошло, и сочинили для него книгу. Они придумали и написали свои имена в первой суре его Корана. Они придумали и написали: Так мудрецы Израиля дают советы немому, нечестивому тайно и неясно, чтобы это не было понято".

Маймонид о Мухаммеде

Моисей Маймонид (или Рамбам, жил в 12 веке) является для раввинистического иудаизма такой же величиной, как Фома Аквинский для католической церкви. Маймонид занимал привилегированное положение при мусульманах, но при этом критиковал ислам и Мухаммеда. Этим он напоминает христианского святого Иоанна Дамаскина, который довольно жестко критиковал как Коран, так и Мухаммеда.

В "Послании в Йемен" Маймонид пишет о Мухаммеде следующее:

"А вслед за ним (за Иисусом Христом - в своем послании Маймонид также критикует Иисуса) появился безумец и пошел по проложенному им пути, с тем, чтобы подменить и аннулировать ее..."
"Оба они (Иисус и Мухаммед) страстно желали уподобить свою ложь Божественному закону. Но созданное человеком может уподобиться созданному Всевышним разве что в глазах ничего не разумеющего ребенка..."
"Ведь известно, что религии, подделывающиеся под нашу религию, лишены внутреннего содержания и смысла. Они представляют собой набор историй и фантазий, с помощью которых подражатель (Иисус, а вслед за ним и Мухаммед) стремится добиться почитания, чтобы о нем говорили, что он подобен тому-то и тому-то (Моисею или другим пророкам)".
Маймонид
Маймонид

Еврей, принявший Мухаммеда

Несмотря на общую критику, были еврейские мыслители, которые считали Мухаммеда действительным пророком, но в рамках одного народа - арабов. Таковым был Натаниель аль-Файюми, который жил в Йемене в 12 веке. Его называют "еврейским исмаилитом".

В философском труде "Сад мудрости" аль-Файюми пишет, что Коран возвышает евреев над всеми остальными людьми:

О сыны Исраила! Помните о милости, которую Я оказал вам, а также о том, что Я возвысил вас над мирами. (Коран 2:47)

Аль-Файюми не соглашается с мнением мусульман, что Тора была искажена, в противном случае "благочестивые предки" евреев давно бы обратили на это внимание.

Также он пишет, что пророк Мухаммед был пророком для арабов, но не для тех, кто уже получил божественное писание (речь о евреях). Аль-Файюми подтверждает это аятами из Корана:

Неужели вы (потомки Исраила) станете призывать людей к добродетели, предав забвению самих себя, ведь вы же читаете Писание? Неужели вы не образумитесь? (Коран 2:44)
Если ты сомневаешься в том, что Мы ниспослали тебе, то спроси тех, кто начал читать Писание раньше тебя. (Коран 10:94)

Таким образом, отношение еврейских мыслителей к фигуре пророка Мухаммеда была как минимум неоднородным, но несмотря на это, большинство считали его очередным "лжепророком". Конечно, я представил не всю полноту еврейских взглядов на пророка Мухаммеда, поэтому не стоит считать представленный текст как категорический ответ по заявленной теме.