Генерал от артиллерии, герой обороны Порт-Артура. Также он состоял в Собственном Его Императорского Величества Конвое -
С.Е.И.В. Конвой
Сохранилось фото, на котором Белый Василий Федорович запечатлен в момент празднования 100-летия С.Е.И.В. Конвоя.
Местом его рождения указывается Екатеринодар (Краснодар), но это неточная информация. В то время, видимо, так было принято указывать краевой центр, а не точное место рождения.
Дело в том, что в книге Степанова "Порт-Артур" я прочла, что родился он в осажденном Севастополе (1853 - 1854 г.г.)
Его отец - генерал от артиллерии - Белый Федор защищал Севастополь. В самом начале войны он просил жену уехать, но она наотрез отказалась, так как полагала, что должна разделить судьбу мужа, быть с ним и в горе и в радости.
И за время годичной осады у генерала Белого родился сын Василий Федорович Белый, ставший впоследствии генералом Белым, защитником Порт-Артура. И его семья тоже была вместе с ним в осажденном городе.
Василий Федорович был популярен среди солдат и офицеров, так как был человеком умным и душевным, при всем при этом он был принципиальным.
***
***
Меня больше всего впечатляет книга Лилье, хотя книга Степанова не просто впечатляет, а восхищает. Он так много писал о семье Белых, что я буквально "вижу" их. И мне от этого очень тепло на душе.
Но Лилье - бесстрастный летописец, а это очень важно. Он пишет о Белом непредвзято. А Степанов явно симпатизирует Белому, поэтому есть возможность, что он его перехваливает, романтизирует его образ, рисует идеального генерала. А я хочу узнать реальность...
Капитан Лилье был назначен 27 января 1904 года в распоряжение начальника инженеров крепости Порт-Артур и находился в составе инженерного управления во все время обороны крепости.
Капитан Лилье добровольно пошёл в плен с другими офицерами, хотя мог воспользоваться единственной льготой, которую удалось выговорить у японцев при подписании капитуляции.
Я в его дневниках нашла много интересного, касающегося русско-японской войны. Но, конечно же, меня особо интересовали его записи как свидетельства очевидца, касающиея генерала Белого.
Позднее историки могли и стали по-разному трактовать деятельность и личность генерала, но Лилье писал в режиме реального времени, он был знаком с Белым и вел записи по факту, а не через призму времени и политических предпочтений.
Вот что Лилье написал о том, кто воспользовался льготой не идти в плен, а кто разделил судьбу своих младших товарищей по званию - рядовых бойцов и младших офицеров.
Вот что он пишет 24 декабря 1904 года
Для меня очень ценно свидетельство очевидца, который тоже, как и генерал Белый, решил "разделить тяжёлую участь своих солдат в японсом плену".
Я с нежностью смотрю на этот короткий перечень, в котором вижу заветную фамилию - Белый. Это дает мне уверенность в том, что у меня нет права оплошать... ни при каких обстоятельствах!
Капитан Лилье очень тепло отзывается об артиллеристах в Порт-Артуре. Он подчеркивает, что они были на высоте во время всей обороны крепости.
Вот еще интересная запись, буквально "прямое включение", "репортаж с места события"
Из этих записей мы узнаем, что и генерал-лейтенант Стессель, и генерал-майор Белый принимали непосредственное участие в боях. И это потрясающе! Они оба - боевые офицеры! И высокий чин для них не повод отсиживаться в кабинете.
Надо сказать, что старшая дочь Белого была замужем за старшим сыном Стесселя - Александром Анатольевичем Стесселем.
И вот еще одна интересная запись очевидца о боях в осажденном Порт-Артуре
Этот эпизод войны интересен подробностью о "хорошеньком вальсе" Чудное событие и чудный комментарий
Это бесценное свидетельство очевидца.
А вот тоже очень интересны приказ Белого, который Лилье называет "очень дельным". То есть он подчеркивает, что начальник крепостной артиллерии мог отповедать коротко, доходчиво, ясно, хорошим литературным языком.
Отповедал - так отповедал!
Попросил слегка витеевато, с соблюдением всех правил приличий "держать свои приказы (свое мнение) при себе", и указал на то, что весь этот бардак - следствие не недисциплинированности подчиненных, а слабости надзора за этими подчиненными, то есть следствие бардака...
И четко и ясно объяснил, как он лично будет с этим бардаком справляться - с помощью суда военного времени.
Но однозначно уточнил, что за оскорбление Начальника (читай генерала Белого) будет военно-полевой суд.
Военно-полевой суд - это тот, который "без суда и следствия..."
И очень мне к душе его эпитеты - "зловредные люди этой команды" и "зловиновники"
Зловиновники - это вообще Космос!
Душа поёт от такой словесной роскоши!
По этим эпитетам могу судть, что писал он сам, без секретаря.
Секретарь ему точно не был нужен, так как в этой семье предпочитают все делать самостоятельно. К этому приучены все поколения, традиции такие семейные ...
И кстати, знаю, что Николай лично беседовал с Белым в Царском Селе о том, что тот может не участвовать в суде над Стесселем ввиду деликтности ситуации - Белый и Стессель находятся в родстве, сын Стесселя женат на дочери Белого..
На что Белый сказал, что долг офицера превыше всего. Он выступал на стороне обвинения в суде.
Об этом подробно я писала здесь
Порт-Артур - драматичная страница российской истории
***
Хочу горячо поблагодарить Зою Лилье, которая приложила мого сил, чтобы бесценные дневники ее предка были опубликованы.
P.S.
В дневнике Лилье я нашла одну загадку, которую просто не в силах разгадать. Полагаю, что его записи имеют большую ценность, так как он очевидец, и подтасовать факты не мог, так как был просто летописцем. Да и как подтасовывать, когда находишься в настоящем, а подтасовки происходят в будущем...
Там очень интересная информация на странице 136, запись от 4 июля и на странице 182, запись от 17 августа.
Но эта загадка напрямую с осадой Порт-Артура не связана. Там есть какое-то странное несовпадение по датам, но это уже совсем другая история ...