Найти тему

Еврейские погромы: с чего началась массовая эмиграция из России

Оглавление

Евреи уезжают из России - это факт. Часть из них бегут от плохой жизни, часть - в поисках лучшей доли. Мотивация бывает разной. Но во второй половине 19 - первых десятилетиях 20-го века уехать было зачастую вопросом выживания. Погромы в России пусть были и менее масштабным злом, нежели Холокост, но многих евреев именно они сподвигли на эмиграцию.

ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНЫЙ POGROM

Мировые языки в 20-м веке обогатились не только словами “sputnik” и “perestroika”. Еще важное слово - “pogrom”. Это память и о терроре, последовавшем за убийством царя в 1881 году, и о расправах над евреями в 1903 - 05 годах (Кишинев, Гомель, Одесса, Ростов-на-Дону), и о происходившем на юге России в период Гражданской войны. Все это в итоге - несколько сотен тысяч убитых, еще больше покалеченных.

Погромы случались в Российской империи и до 1881 года, но когда был убит император Александр II, начались беспрецедентно масштабные зверства. Еврейские погромы 1881-1882 годов в России были особенно сильны в западных губерниях - Киевской, Волынской, Подольской, Екатеринославской и других.

По одной из версий, зачинщиками погромов 1881 года стали рабочие железной дороги Елизаветград-Одесса, а причиной - борьба за рабочие места (ну а повод, разумеется, цареубийство). Впрочем, многие погромы начинались как спонтанные выступления местных жителей. Однако в других случаях погромы могли быть организованы. Тем не менее, всё произошедшее стало результатом сочетания антисемитских убеждений и общественной напряженности в целом.

В еврейской историографии события 1881 - 82 годов получили название "суфот ба-негев"-ивр. ‏הַסּוּפוֹת בַּנֶּגֶב‏ — "бури на юге".

Началось все в ночь с 15 на 16 апреля 1881 года в Елисаветграде (Кропивницкий) во время православной Пасхи. Погромщиками стали сначала простые горожане, потом к ним добавились крестьяне окрестных сел, прибывшие в город после начала беспорядков. Участники врывались в еврейские дома и магазины. Был убит один еврей. 17 апреля армия вмешалась в происходящее, применив оружие. Но покой не наступил.

Погромы перекинулись в Херсонскую губернию, затем на Киев, где было разгромлено более тысячи еврейских домов и магазинов, убито несколько евреев и изнасиловано около 20 женщин. В начале мая погромы случились в 50 местечках и селах Киевской губернии. В местечке Смела был убит семилетний еврейский мальчик, отказавшийся осенить себя крестом.

Города и села Украины загорались как спички. Черниговская губерния, Конотоп, Волынская губерния. Громили евреев в Ромнах Полтавской губернии и в Таврической губернии.

В Одессе погромщикам противостояли отряды еврейской самообороны (студенты Новороссийского университета), которым удалось отстоять ряд еврейских кварталов в центре города. В Нежине войска остановили погром, открыв огонь на поражение по толпе.

Казак Мамай (идеализированный образ казака на Украине) и гайдамаки вешают еврея. Украинское народное творчество, 19 век.
Казак Мамай (идеализированный образ казака на Украине) и гайдамаки вешают еврея. Украинское народное творчество, 19 век.

В декабре 1881 года, на католическое Рождество, вспыхнула Варшава. Участниками погрома были и поляки и русские солдаты. Впрочем, многие представители польской интеллигенции происходящее осуждали, а ксендзы уговаривали погромщиков разойтись. Погром остановили войска после 3 дней бесчинств, за которые было разграблено полторы тысячи еврейских квартир и домов.

В 1882 году антиеврейские выступления продолжились в Подольской и Херсонской губерниях.

За погромами стоял не только традиционный антисемитизм, но и ощущение, что на всё это есть дозволение сверху. Во многих деревнях Черниговской губернии крестьяне были уверены, что евреев наказал громить сам царь. Люди даже потребовали от местного начальства письменного удостоверения, что не будут отвечать за исполнение этой “повинности”. В некоторых деревнях священники с трудом убеждали крестьян, что “приказа бить жидов не было”. При этом власти погромщикам, как правило, не мешали - еврейскую самооборону разоружали, а погром прекращали только на второй - третий день.

Против евреев выступали и правые, и левые. Подпольная типография народовольцев напечатала две тысячи экземпляров прокламации “К украинскому народу…”, в которой происходящее одобрялось и звучал призыв к продолжению беспорядков. Император Александр III именовался в прокламации “жидовским царем”.

Власть при этом поначалу валила все на анархистов, сеющих смуту, затем обвинила самих евреев, которые эксплуатируют простой люд.

Результатом погромов 1881–82 гг. стала эмиграция евреев из России. Бежали люди в США, Аргентину, Канаду, небольшая доля уезжающих отправлялась в Палестину. Каждый год эмиграция составляла 50 - 60 тыс. человек, и даже когда антисемитские выступления поутихли, этот поток уже трудно было остановить. Он только ширился. На следующем пике погромов - в 1905 - 06 годах, из страны выехало 200 тысяч евреев.

Новое обострение еврейского вопроса произошло в эпоху Николая II. В 1903 - 05 году случилась череда погромов на юге. Началось все с Молдавии. За пару месяцев до погрома газета “Бессарабец” рассказала о “ритуальном убийстве” в соседних Дубоссарах. Труп подростка Михаила Рыбаченко якобы был найден совершенно обескровленным, с зашитыми ушами, глазами и ртом. Газета напечатала слух, что одного из убийц поймали и им оказался еврей, который немедленно сознался в том, что Рыбаченко убили в ритуальных целях.

Расследование не подтвердило заявлений “Бассарабца”. Убийцей оказался дядя подростка, а мотивом — передел наследства. Газета дала опровержение, но кто читает опровержения?

Вскоре среди христианского населения города стали распространяться листовки, где говорилось, что власти санкционировали убийство евреев на иудейскую Пасху.

Все началось с нападений на еврейские магазины и склады. Потом, когда полицией была разоружена еврейская самооборона, начались убийства. В ходе Кишиневского погрома погибли 50 человек (почти все - евреи), 586 были ранены. Разрушены оказались более 1500 домов (треть домовладений Кишинёва).

"После погрома" 1905г., Маурицио Минковский, Тель-авивский художественный музей.
"После погрома" 1905г., Маурицио Минковский, Тель-авивский художественный музей.

Итоги судебного процесса над погромщиками (было арестовано свыше 800 человек) суровыми вряд ли можно было назвать. Не наказаны были ни подстрекатели - редакторы и журналисты правых антисемитских изданий, ни бездействующие чиновники с полицейскими. Досталось лишь рядовым участникам беспорядков, при этом даже среди них более половины все равно ушли от наказания.

Впрочем, евреи не всегда были безобидны для врагов. Случалось, и они отвечали обидчикам. Вот что об этом пишет в одном из рассказов Исаак Бабель (разумеется, это художественный материал, а не документальный).

"Слободские громилы били евреев на большой Арнаутской. Тартаковский убежал от них и встретил похоронную процессию с певчими на Софиевской. Он спросил:

- Кого это хоронят с певчими?

Прохожие ответили, что это хоронят его, Тартаковского. Процессия дошла до Слободского кладбища. Тогда наши молдаванские вынули из гроба пулемет и начали сыпать по слободским громилам".

Правда, реальность чаще всего была другой, нежели художественная проза. Вот как выглядело происходившее в Одессе в 1905 году, согласно свидетельству очевидца, помощника прокурора Одесского окружного суда Каменского:

"...19 октября с утра наблюдал из окна и с балкона манифестантов, проходивших с национальными флагами и портретами Государя. На углу Гаванской они сделали на воздух несколько залпов из револьверов, по сторонам их мальчишки разбивали фонари.

В ночь этого дня, под 20 октября, толпа разгромила магазин часов и золотых изделий Баржанского. С 12 часов ночи по улице проходили исключительно солдаты, которые несли от магазина Баржанского в руках, под мышками и на плечах свертки и тюки награбленного. В первом или втором часу ночи разбили в том же доме галантерейный магазин Бейма — и мимо моих окон проходили солдаты, нагруженные галантерейным товаром... Нередко проходили разъезды или патрули, но не останавливали грабителей.

Мы ясно видели, что грабили солдаты пехотные и карантинной стражи.

Утром 20 октября против моей квартиры группы людей с национальными флагами и портретами Государя разбивали магазин часов и золотых изделий Зильбергера...

21 октября около 3 часов дня против моей квартиры проезжавший солдат убил трехлетнюю девочку Елену Вайнгурт, сидевшую у закрытого окна на руках отца: та же пуля пробила и руку отцу”

Трагедией для российского еврейства стала Гражданская война. В 1918-1920 годах только на Украине произошло свыше 1 500 еврейских погромов. Было убито и умерло от ран, по разным оценкам, от 50 до 200 тыс. евреев. Были изнасилованы тысячи женщин. Около 50 тыс. женщин стали вдовами, около 300 тыс. детей остались сиротами. Причем погромщиками были и белые, и красные, и анархисты, и местное “мирное” население.

И липнет

пух

из перин Белостока

к лежащим глазам,

которые выколоты.

Уставив зрачок

и желт и огромен,

глядело солнце,

едва не заплакав.

Как там -

война

проходила в погроме:

и немец,

и русский,

и шайки поляков.

Так об этом написал Маяковский в 1926 году.

Из советской культурной памяти слово “погром” начали вымарывать после 1930-х. В "Большой советской энциклопедии" 1932 года есть большая статья "Еврейские погромы в России". Там, например, говорится, что в 1918-1921 годах в погромах было убито 180-200 тысяч евреев, число оставшихся в живых сирот превышало 300 тысяч человек. Упоминает о погромах и "Малая советская энциклопедия" 1939 года.

Но вот последующие энциклопедические издания об этом явлении уже ничего не знают. Ни БСЭ 1955 года, ни "Советская историческая энциклопедия" 1968 года не знают о таком явлении. "Советский энциклопедический словарь" 1980-х, несмотря на объем в 80 тыс. статей, о погромах не слышал, как и “Большой энциклопедический словарь” 1998 года (правда, в последнем есть статья “антисемитизм”, и даже про “погромы” говорят, но… в контексте немецкой истории).

НЕ ТОЛЬКО В РОССИИ

Исход из России, разумеется, не что-то исключительное. В Иране когда-то было больше 300 тыс. евреев, сейчас - 8 тыс. В Сирии от древней многочисленной еврейской общины осталось 16 евреев. Когда-то самой еврейской страной Европы была Польша. До Второй мировой войны тут проживали 3,3 млн евреев. Выжило из них 380 тыс.

Во время Второй мировой войны, помимо того, что айнзатцгруппы (германские оперативные карательные отряды) уничтожали евреев на оккупированных территориях Польши и Советского Союза, немецкие власти подстрекали к проведению погромов население - в Белостоке, Каунасе (Ковно), Львове, Риге и других городах. Например, в румынском городе Яссы в 1941 году во время погрома убито не менее 8 тыс. евреев.

Погромы случались и после Второй мировой войны. В 1946 году в польском городе Кельце произошло нападение на евреев, когда разнесся слух, что те используют для ритуальных целей кровь христианских детей. В итоге были убиты сорок два еврея, и еще около пятидесяти ранено.

В Советском Союзе погромов не было, хотя антисемитизм цвел пышно. Нет смысла пересказывать всю историю ненависти к евреям в советское время, достаточно, наверное, вспомнить стихи Владимира Высоцкого, в которых описывается понимание ситуации типичным антисемитом той поры:

Им кровушки надо - они по запарке

Замучили, гады, слона в зоопарке!

Украли, я знаю, они у народа

Весь хлеб урожая минувшего года!

По Курской, Казанской железной дороге

Построили дачи - живут там как боги...

На все я готов - на разбой и насилье,

- И бью я жидов - и спасаю Россию!

СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ ПОГРОМОВ СЕГОДНЯ?

Степень актуальности погромов логически связана с уровнем антисемитизма. Как показывают исследования, в России этот показатель сегодня невысокий - более того, он снижается. Об этом, например, говорят данные международного рейтинга 2023 года, проводившегося "Антидиффамационной лигой" - международной еврейской организацией по борьбе с антисемитизмом, занимающейся этой проблемой уже более 100 лет. Согласно данным рейтинга, уровень антисемитизма в России снизился на 16% за последние 4 года. По этому показателю в рейтинге "ADL 100 Global Index" Россия сравнялась с Испанией и обошла почти все страны Центральной и Восточной Европы.

Тем не менее, если у вас есть опасения по поводу антисемитизма, не стоит ими пренебрегать. Россия - страна не только с непредсказуемым прошлым, но и будущим. Если вы собираетесь репатриироваться и хотите лучше подготовиться к израильским реалиям, обращайтесь в Центр репатриации “Шалом” - наши специалисты проконсультируют вас по всем вопросам максимально подробно - https://shalom-center.ru.