Найти тему
Новости Татарстана. ТНВ

Кадровый кризис: какие пути есть и можно ли «привязать» выпускника вуза к конкретному рабочему месту

В Татарстане количество свободных рабочих мест к концу года увеличилось вдвое по сравнению с прошлым годом. На одного безработного приходится восемь вакансий. И это при том, что предлагаемые зарплаты выросли на 30 процентов. А специалистов все равно нет.

И это не только рабочие профессии или инженерные специальности. В лидерах спроса — управление персоналом, административная работа и сфера развлечений. И это при том, что традиционно дефицитные в плане кадров сферы образования, медицины, сельского хозяйства так и не смогли заполнить свои пробелы.

Ведущие заводы также испытывают кадровый голод. В Казани некому убирать улицы — для выполнения норматива необходимо набрать больше 3 000 дворников.

Победа над безработицей — благо или провалы в экономике? Какие пути есть и можно ли «привязать» выпускника вуза или ссуза к конкретному рабочему месту. В кадровом вопросе разбиралась Татьяна Тимошенко.

Официально свободных вакансий в Татарстане 45 000. На производство требуются почти 8 000 человек, в строительстве не хватает 4 000, транспорт — 3 000 и примерно равные доли — по 2 000 вакансий в сфере продаж, бытового обслуживания, здравоохранении и образовании.

Кадровый голод заставляет вспомнить былое — практику отработки потраченных бюджетных средств на обучение так нужных специалистов.

Нехватка тех, кого никаким роботом не заменить — учителей в республике около 2 000, и цифра эта постоянна из года в год. Сейчас в общей сложности специальность учитель за государственный счет получают 1 800 студентов.

Сейчас механизм целевого обучения на средства бюджета выглядит так: абитуриент заключает договор с работодателем на весь курс обучения, тот в свою очередь обязуется его поддерживать все годы. Договор на обучение заключается с вузом.

По окончании обучения молодой специалист отбывает к месту работы с обязательством отработки в несколько лет. Но за пять-шесть лет учебы жизненные обстоятельства могут кардинально измениться, нарушив первоначальные планы.

За несколько лет законодательство менялось, целевой набор стал целевым обучением — и это больше про трудоустройство, а не про диплом на полке. Так, например, в Казанском федеральном университете из 650 бюджетные мест поступило по разным направлениям поступило только 450.

Целевое обучение накладывает ответственность. Студент, если бросает учебу или не выходит на работу — возвращает деньги заказчику за все годы обучения. Работодатель — обязан возместить стоимость обучения уже учебному заведению.

Пока такие случаи — единичны, но все равно вопрос договора — это скорее о профориентации, а не мотивации. Подготовка будущих рабочих рук становится стратегической политикой самих работодателей.

Кадровый вопрос — это запрос на долгосрочную перспективу. В масштабе экономики требующий гибких решений. Изменения следуют. В январе будут опубликованы новые правила приема.

Предполагается, что абитуриенты и студенты сами смогу выбирать себе работодателя, кто поддержал бы их во время учебы на единой платформе. Тогда и договора можно будет подписать уже после поступлении, и заранее определиться с местом работы по всей стране.