Найти в Дзене
Сергей Михеев

Я к комсомолу отношусь скептически

Пока в Турции отмечали столетие Турецкой республики, у нас люди, помнящие, что такое комсомол, отмечали 105-летие этой организации. Сформировались два полярных мнения на фоне этой памятной даты. Современные комсомольцы говорят, что «ничего лучше комсомола для молодежи мир не придумал за всё время - это наш родной, отечественный опыт, ничего импортозамещать не надо». Другая точка зрения тоже бывших комсомольцев, но которые делятся жизненным опытом, что комсомол был неприятной, некрасивой, бесполезной для страны моделью поведения. Я как бывший комсомолец хорошее могу вспомнить, но ничего плохого сказать не могу. Сергей Александрович, как Вы к комсомолу относитесь? Вы были комсомольцем? Сергей Михеев: Я был комсомольцем - деваться было некуда, так как без членства в комсомоле не принимали документы в институт. Мне это не помогло, к сожалению; я к комсомолу отношусь скептически. Был период, когда комсомол вдохновлял большое количество молодых людей: опыты комсомольских строек, движений, к

Пока в Турции отмечали столетие Турецкой республики, у нас люди, помнящие, что такое комсомол, отмечали 105-летие этой организации. Сформировались два полярных мнения на фоне этой памятной даты. Современные комсомольцы говорят, что «ничего лучше комсомола для молодежи мир не придумал за всё время - это наш родной, отечественный опыт, ничего импортозамещать не надо». Другая точка зрения тоже бывших комсомольцев, но которые делятся жизненным опытом, что комсомол был неприятной, некрасивой, бесполезной для страны моделью поведения. Я как бывший комсомолец хорошее могу вспомнить, но ничего плохого сказать не могу. Сергей Александрович, как Вы к комсомолу относитесь? Вы были комсомольцем?

Сергей Михеев: Я был комсомольцем - деваться было некуда, так как без членства в комсомоле не принимали документы в институт. Мне это не помогло, к сожалению; я к комсомолу отношусь скептически. Был период, когда комсомол вдохновлял большое количество молодых людей: опыты комсомольских строек, движений, которые позволяли мобилизовать молодежь, воспитывать ее в прогосударственном духе, в духе каких-то идеалов. Был такой период, и он был положительным. То, что я застал - 1980-е годы - на мой взгляд, тогда выдохлось практически всё. Если мы говорим о современных комсомольцах, кто это? Очень небольшая горстка. На каком-то этапе комсомол предлагал молодежи воодушевляющие проекты, но, если говорить о конечной цели, то здесь, как и с Коммунистической партией, конечной целью было строительство коммунизма. Я не верю в построение коммунизма и не вижу ни одного реального довода в пользу того, что это возможно в мировом масштабе.

Тогда это все про что? Чтобы организовать молодежь, воодушевить, вытянуть ее из саморазрушающих, отрицательных ситуаций? Я за. Чтобы внушать бескорыстие, прививать идеалы - почему бы и нет. Мобилизовать их на стройку - самое лучшее, что можно придумать! Только никто сейчас не поедет. Почему всё выгорело? Потому что огромное количество коммунистов и комсомольцев осознали, что построение коммунизма привлекательно, но это утопия, и перестали в это верить. Как организация молодежи - формы и методы интересны и могли бы быть приняты на вооружение. С точки зрения конечного идеала, идеологического наполнения вопрос упирается в то, верите ли вы искренне настолько, что готовы бороться за возможность построения коммунизма на всей планете и абсолютного братства людей? Если не верите, то это обращается в профанацию.

В этом и есть главная проблема Коммунистической партии и ВЛКСМ, юбилей которого отмечают. Я не готов занимать ни одну позицию. Если это про молодежь и ее организацию - это одна история. Если про искреннюю веру и борьбу за построение коммунизма - это другая история, которая долго не проживёт и кончится с приобретением жизненного опыта. Проблемы в комсомоле поднимал Николай Островский в своем бессмертном произведении «Как закалялась сталь». Кто помнит, там есть эпизод (уже тогда в 1920-х годах) про комсомольских лидеров, которые полностью погрязли в отрицании этих идей и использовали служебное положение для того, чтобы пьянствовать, заниматься развратом, а другим «вешать лапшу на уши». Пашка Корчагин с ними серьезно конфликтовал. Это проблема, которая появилась не в 1980-х годах.

Действительно ли вы имеете веру в коммунизм и готовы за нее бороться? Как только вы ее не имеете, то всё остальное превращается в хлам. Поэтому, если выбрать методику, формы работы - это одно, а если почти религиозную веру (в советское время создавали «светскую религию», которая немножко поработала - и всё) - это уже другая проблема.

Вы сами сказали, что это был некий «социальный лифт». Не член комсомола - будет сложнее поступить в институт; не член партии - будет сложнее занять руководящую должность. Про «социальные лифты» сегодня тоже говорят, но единого прообраза комсомола пока не сформировано. Нужно это делать или нет - не знаю.

Сергей Михеев: Назовите это «социальным лифтом», но тогда вся романтика бескорыстия исчезает - тогда это про карьеру. Горевшие идеей коммунизма люди были в каком-то историческом этапе, и они были не про карьеру. Как только стало ясно, что идеалы спорные, а все остальное - про карьеру, тут и начался развал.

Проблема всегда в смыслах, сутевая. Создать молодежную организацию про карьеру - это не проблема; но сделать так, чтобы люди горели идеалами - это главный вопрос. Как создать такую систему смыслов, которая не деградировала бы с годами и позволяла делать практические дела? Эта задача более сложная, чем просто объединить в один проект. Наши власти периодически пытаются это делать, но у этих попыток есть серьезные проблемы. Как эти вещи сочетать? Сложно. Идеал мирового построения коммунизма захватывает, но, как только перевалит за 30 лет, то понимаешь, что есть вопросы, серьезные сомнения по этому поводу. С этим гораздо сложнее разобраться.

Если про карьеру, навыки, организацию, за всё хорошее и про любовь к родине - это проще и понятнее. Родину надо строить и защищать, здесь есть почва. Фанатично заразить людей сложнее, особенно в наше время. Если говорить серьезно, это не такая простая проблема, как кажется; а возродить всеобщую веру в коммунизм - не вижу в этом перспективы и необходимости и не верю в возможность всемирного абсолютного братства. Это противоречит человеческой природе. Всегда такие идеи начинают натыкаться на одно: слишком много плохих людей, их надо всех ликвидировать. Как построить счастливое общество? «Надо убить всех плохих, и тогда все будут хорошими».

Мы к этому не призываем.