Каждый день герои мультфильма «Кошечки-собачки» ездят в школу на школьном автобусе, а его водитель, кот Оскар, тщательно следит за тем, чтобы все ученики добрались до школьных дверей в целости и сохранности. По дороге с героями частенько случаются приключения, которые они дружно преодолевают. К сожалению, в реальной жизни дорога в школу может таить для ребёнка самые разные опасности, а у родителей не всегда есть возможность его сопровождать. По просьбе наших мультяшных героев рассказываем, как научить школьника основам безопасности и подготовить его к самостоятельным походам в школу и обратно.
Маршрут
Первым делом стоит проанализировать маршрут, которым вы добираетесь до школы. Обратите внимание на опасные и безопасные участки.
Примеры безопасных участков:
- места, где светло и просторно, есть другие взрослые, которые могут помочь, где злоумышленнику негде притаиться;
- отдел полиции, пожарный пост, больница;
- торговые центры, магазины, аптеки, салоны;
- отделения банков, даже в нерабочее время — холл с банкоматами обычно работает круглосуточно, и в нём есть видеонаблюдение;
- регулируемый пешеходный переход, подземный или надземный переход.
Примеры опасных участков:
- парк, лесополоса, кусты;
- гаражи, промзона, заброшенное здание — любые места с ограниченной видимостью, где легко спрятаться;
- стройки, участки с дорожными работами, а также места, где пролегают канализационные люки, сливные трубы — есть риск куда-нибудь провалиться, получить травмы;
- тёмные и малоосвещённые улицы, арки;
- безлюдные места;
- места с большим скоплением людей: митинги, шествия и т. д.;
- нерегулируемые пешеходные переходы;
- места, где продаётся алкоголь;
- обочины, пешеходные зоны вблизи автомобильных дорог.
Помимо основного маршрута, обязательно разработайте хотя бы один запасной вариант, а лучше два. Оцените маршруты с точки зрения безопасности, отметьте потенциальные «зелёные» и «красные» участки. Пройдите все маршруты самостоятельно в разное время года и суток. Учитывайте уличное освещение, возможные погодные условия и другие факторы. Например, одна и та же улица может быть безопасной и освещённой днём и потенциально опасной тёмным ранним утром. Засеките время, которое требуется на каждый маршрут: если идти слишком долго, ребёнок может захотеть срезать дорогу.
Когда маршруты будут готовы, пройдите их вместе с ребёнком — и желательно несколько раз, чтобы лучше запомнить все правила. Будьте конкретны и давайте чёткие инструкции. Например, не говорите, что в случае опасности можно зайти в банк, а скажите чётко: если здесь что-то происходит, заходи именно в это отделение банка.
Общение с незнакомцами
Другая потенциальная опасность на пути в школу — незнакомые взрослые. Обязательно объясните ребёнку, как себя вести, если к нему подошёл чужой.
Основные правила
- Ребёнок должен знать, что ни при каких обстоятельствах нельзя уходить с любым незнакомым взрослым, даже если он говорит, что пришёл по просьбе мамы. В такой ситуации ребёнок первым делом должен позвонить родителям.
- У незнакомых взрослых нельзя ничего брать и угощаться, нельзя выполнять их просьбы. Ни в коем случае не оставаться вблизи чужой машины и тем более в неё не садиться.
- Эксперты советуют вместе с ребёнком придумать слово-пароль, которое знаете только вы и он — это правило может спасти жизнь.
- Если взрослый не уходит или пытается увести силой, нужно кричать и убегать. И здесь есть важный момент: зачастую дети боятся или стесняются так реагировать. Поэтому обязательно скажите ребёнку, что кричать, шуметь и привлекать внимание в такой ситуации — можно и нужно. Договоритесь, что за это он получит игрушку или что-то желанное и уж точно не будет наказан.
🐱 Лайфхак от опытных родителей: лучше, если ребёнок будет кричать что-то вроде «Я вас не знаю» и «Помогите», а не просто «Не пойду, не хочу, отпустите» — так окружающие точно поймут, что что-то не так, и не спутают это с детским капризом. Заучите с малышом эти реплики и отрепетируйте их заранее, например, дома.
- Одного крика недостаточно — надо ещё и убежать. И ребёнок должен заранее знать, куда именно. Это может быть магазин, банк, остановка общественного транспорта, любое открытое людное место, где есть другие взрослые, которые отпугнут злоумышленника. Заранее отметьте потенциальные места на карте вашего маршрута и покажите их ребёнку.
- Часто детей хватают за рюкзак или одежду, пытаются отобрать телефон или ценные вещи. Научите и потренируйте ребёнка быстро снимать куртку, расстёгивать и скидывать рюкзак. Обязательно проговорите, что вы не отругаете его за брошенную одежду или отобранный телефон, потому что его безопасность — превыше всего.
- Правило не заходить в подъезд или лифт с посторонними знают многие, но мы предлагаем дополнить его условием: перед тем, как зайти, ребёнок должен оглянуться и убедиться, что за ним никого нет. Также не стоит самому открывать квартиру при посторонних на лестничной клетке.
Детям бывает непросто запомнить все эти правила и действия, но их обязательно нужно разъяснить, проговорить и потренировать до автоматизма, потому что в сложной ситуации ребёнок может растеряться или постесняться.
🐶 Чтобы ребёнок лучше всё усвоил, преподнесите эти правила в виде игры. Пофантазируйте, что он герой сказки или комикса, а дорога до школы и обратно — это игра, в который он должен выполнять определённые действия, чтобы её пройти.
Как ещё обезопасить ребёнка:
- Используйте рюкзак и одежду со светоотражающими элементами.
- Убедитесь, что ребёнок может легко и быстро скинуть рюкзак.
- Выбирайте одежду ярких цветов, чтобы ребёнок был заметнее в условиях ограниченной видимости.
- Пришейте к одежде бирку с именем ребёнка и контактами родителей.
- Нарисуйте школьный маршрут вместе с ребёнком и предложите ему отметить опасные и безопасные участки.
- Превратите маршруты на карте в увлекательную настольную игру-ходилку: например, ребёнок бросает кубик и «шагает» на соседнюю улицу. Как он туда попадёт? Где и как перейдёт дорогу? Пройдёт ли через лесопарк или вдоль обочины? Побеждает тот, чей маршрут окажется самым безопасным.
- Превращайте всё в игру: когда вместе идёте по улице, предлагайте придумать, куда можно спрятаться или как преодолеть сложный участок маршрута.
Не забывайте и сами следовать правилам безопасности, ведь дети зачастую перенимают поведение взрослых.