Найти тему
Вести: Приморье

Памятную доску Маргарите Арсеньевой открыли во Владивостоке

Во Владивостоке открыли памятную доску Маргарите Арсеньевой — жене знаменитого путешественника, ученого и писателя. Открытие приурочили ко Дню памяти жертв политических репрессий.

О том, как сталинские жернова прошлись по семье бывшего царского офицера — в сюжете Оксаны Данилюк.

Этот дом — последний адрес Владимира Арсеньева. Здесь он умер на руках у жены в августе 1930-го, вернувшись больным из таежной экспедиции. Его прах покоится на Морском кладбище. А где могила его вдовы, Маргариты Николаевны — неизвестно. Она погибла в застенках НКВД.

Василий Авченко, журналист, краевед, писатель: «Известно, что Маргарита Арсеньева была не только женой - она была помощницей Арсеньева. Мы бы сейчас могли сказать «литературным агентом». Поэтому, конечно, это очень важный человек в контексте арсеньевского наследия. И наверное, давно пора было тем или иным образом увековечить и ее память тоже».

Маргарита владела тремя языками и помогала мужу вести переписку с иностранными коллегами. После смерти Арсеньева она была арестована по сфабрикованному обвинению в «шпионской деятельности». В августе 38- го ее расстреляли. А через 20 лет - реабилитировали. В День памяти жертв политических репрессий на стене Дома-музея путешественника, на улице его имени, установили скромную табличку в память его жены. Так Владивосток принял участие во всероссийском проекте «Последний адрес».

Анжелика Петрук, заместитель директора Музея истории Дальнего Востока им В. К. Арсеньева: «Все таблички стандартные. Они размером с почтовую открытку. С левой стороны вы видите такой пустой квадратик. Это часть концепции. Это рассказ о том, что человек был просто выключен из жизни. И с правой стороны очень скупой текст — буквально несколько слов о том, кто здесь увековечен — когда он был арестован, когда расстрелян и когда реабилитирован».

Музей истории Дальнего Востока имени Арсеньева уже шесть лет ведет Книгу Памяти жертв политических репрессий - на своей странице в интернете. Слишком много имен и трагических биографий! Счастье Маргариты в том, что она не узнала: дочь Наташа, оставшись сиротой, тоже была репрессирована и провела в лагерях полтора десятка лет.