В конце октября этого года Центр политики безопасности Йорктаунского института заявил, что США планируют построить четыре загоризонтных радиолокационных станции (ЗГРЛС) для раннего обнаружения крылатых ракет большой дальности России и КНР. При этом Канада собирается купить две дополнительные системы для своей северо-западной части.
«Созданные в результате шесть систем призваны обеспечить возможность раннего обнаружения запуска и отслеживания российских и китайских крылатых ракет большой дальности, хотя у США пока нет четкого плана, как их сбивать»,— отметили в центре.
Для того чтобы понять, почему же в США сегодня обратились к этому виду радиолокационных станций и как ответит Россия на этот шаг, обратимся к истории.
Сделано в СССР
Радиолокационные станции (РЛС) известны давно. Они использовались в системах противовоздушной обороны и обнаружения кораблей. К концу войны их применение расширилось за счет использования в боях для наведения на цели самолетов и бомбометания, опознавания своих летательных аппаратов и кораблей.
Однако у радаров было несколько недостатков, в частности невысокая дальность обнаружения целей, и они их обнаруживали только в пределах прямой видимости. Так что за горизонт радары заглянуть не могли.
Но советская и мировая наука не стояли на месте. Были разработаны так называемые загоризонтные РЛС, которые имели гораздо большую дальность — до шести тысяч километров и более — и которые могли видеть, предположим, из России старт ракеты в США. Их работа основывалась на отражении радиолуча от ионосферы и огибания им земного шара практически на любую дальность. Но эти разработки сопровождались как успехами, так и трагическими событиями.
В 1946 году советский конструктор Н. И. Кабанов впервые в мире предложил идею раннего (загоризонтного) обнаружения самолетов в коротковолновом диапазоне волн на удалении до 3000 километров. Тем не менее попытки создать рабочий коротковолновый локатор не удалось, поскольку техническое обеспечение того времени не позволило это сделать.
После безуспешных попыток Кабанов бросил все и сказал, что такой локатор построить невозможно. Он умер, не дождавшись своего триумфа. Уместно сказать, что несколько позже отказались от создания подобного сверхлокатора и американцы.
Эстафету ЗГРЛС подхватил советский ученый Ефим Семенович Штырен. Он, не зная об открытии Кабанова, в конце 1950-х годов сделал такое же предложение для обнаружения самолетов на дальностях 1000–3000 километров. 1 января 1961 года был были закончены НИР «Дуга», в котором был предложен метод выделения слабого сигнала от цели на фоне мощных отражений от земной поверхности.
Такой локатор мог видеть цели над круглой поверхностью земли на тысячи километров за горизонтом. Военны одобрили отчет и послали на проверку в Академию наук СССР. А там его забраковали и сказали, что, мол, ученые потратили время на бесперспективное дело, а Н. И. Кабанов уже доказал невозможность загоризонтного видения.
Шло время. Развивались старые и появлялись новые технологии. В США, по данным советской разведки, американец доктор Тейлор в 1959 году сумел коротковолновым локатором обнаружить ракету на большой дальности. И тогда в СССР снова вернулись к ЗГРЛС.
Печальное прошлое советских ЗГРЛС
Коллектив советских ученых во главе с Ф. А. Кузьминским обосновал создание ЗГРС на новых принципах. Такая станция позволяла обнаружить МБР (межконтинентальную баллистическую ракету) еще на старте, в первые три-четыре минуты. Ракета от США к СССР летела около 30 минут, то есть у Советского Союза было еще 25 минут на то, чтобы принять меры по защите и нанести контрудар. Надо было учитывать, что американцы ввели в строй боевую систем ЗГРЛС уже в 1968 году — на несколько лет раньше, чем у нас появился первый работоспособный опытный образец.
В 1970 году в СССР было начато строительство первого опытного локатора под Николаевом — узел «Дуга-Н». Антенны узла были огромных размеров. Ширина приемной антенны была 300 метров, а высота — 135. Для устойчивости этого огромного сооружения в фундамент были заложены 2000 кубометров бетона. На антенне размещались 330 вибраторов, каждый размером 15 метров и диаметром 0,5 метра. Передающая антенна была шириной 210 метров и высотой 85 метров. В её фундамент были уложены 1500 кубометров бетона.
Здание ЗГРЛС было длиной 90 метров. В нем располагались 26 передатчиков, каждый размером с небольшой двухэтажный дом. Номинальная мощность каждого составляла 50 киловатт. Расстояние между антеннами было порядка 30 километров.
В дальнейшем были построены еще две загоризонтные РЛС такого типа — в районах Чернобыля и Комсомольска-на-Амуре. Эти станции должны были надежно осуществлять обнаружение группового и массового старта МБР с территории США.
Строительство станции под Чернобылем на узле «Дуга-1» было закончено в 1985 году, и она вошла в состав системы ПВО страны. Возведение станции вблизи Чернобыльской АЭС объяснялось ее высокой энергоемкостью, она была способна обнаружить старт КР «Томагавк» с АПЛ в Атлантическом океане.
Государственные испытания станции были начаты в начале 1986 года, но с момента аварии на ЧАЭС станция законсервирована. В 1987 году было принято решение о закрытии объекта.
Станция в Комсомольске-на-Амуре на узле «Дуга-2» после значительных доработок поставлена на боевое дежурство 30 июня 1982 года. Обеспечивала охват Тихого океана до территории США. В начале 1990-х на узле произошел пожар, вследствие чего станция прекратила свое функционирование.
На Дальнем Востоке приёмную антенну и станцию зондирования ионосферы «Круг», которая предназначалась как вспомогательная к ЗГРЛС, закрыли после пожара в ноябре 1989 года, случившегося в приемном центре. Станцию не восстанавливали, демонтаж сооружений приёмной антенны начали в 1998 году.
Демонтаж сопровождался тотальным разграблением всего приемного центра, даже ещё пригодная к дальнейшему использованию аппаратура связи, элементы энергетического и кабельного хозяйства безжалостно уничтожались «металлистами». Среди местных жителей большой популярностью пользовались сферические элементы вибраторов, которые применяли в качестве металлического каркаса при сооружении парников
Общие затраты на создание системы ЗГРЛС составили 600 миллионов рублей. На Чернобыльский узел — 150 миллионов, на Комсомольский узел — 250 миллионов, на Николаевский — 200 миллионов.
«Подсолнухи» и «Контейнеры» — ЗГРЛС «пространственной» волны
Все ранее построенные отечественные ЗГРЛС типа «Днепр», «Дарьял» и «Волга» могли обнаружить только массовый старт МБР, одиночные цели они видели плохо. На смену им пришли новые станции.
В настоящее время новыми ЗГРЛС занимается Научно-исследовательский институт дальней радиосвязи (НИИДАР), где разрабатываются новые станции «пространственной», «поверхностной» волн, характеристики которых находятся на уровне лучших зарубежных образцов. Так, ЗГРЛС «пространственной» волны обладает способностью обнаруживать объекты на удалении до 3000–3500 километров с высотой полета до 100 километров, в том числе гиперзвуковые цели.
ЗГРЛС «поверхностной» волны могут обнаруживать воздушные и надводные объекты на дальности 400–500 километров в широком азимутальном секторе. Новейшие российские загоризонтные станции способны практически безошибочно обнаруживать самолёты (с вероятностью не менее 80%). Период обнаружения самолёта в зоне непрерывного контроля не превышает 350 секунд (не более шести минут). Групповые цели фиксируются за шесть —пятнадцать минут с момента взлёта. К ним относятся ЗГРЛС «Подсолнух-Э» и «Контейнер».
Загоризонтная РЛС поверхностной волны (ЗГРЛС ПВ) «Подсолнух-Э» контролирует надводную и воздушную обстановку в пределах 200-мильной прибрежной экономической зоны и выдает информацию о ней на командные пункты береговой системы наблюдения и национальных сил береговой обороны для принятия оперативных решений о применении оружия, мобильных сил и средств.
ЗГРЛС ПВ «Подсолнух-Э» создает всевысотное радиолокационное поле коротковолновыми сигналами, распространяющимися за линию радиогоризонта, и является средством всепогодного круглосуточного контроля надводной и воздушной обстановки в исключительной экономической зоне.
Эта РЛС обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение надводных и воздушных объектов за пределами радиогоризонта и в зоне прямой видимости, а так же автоматическую классификацию обнаруженных и сопровождаемых объектов (по признакам надводный — воздушный, одиночный — групповой, большой — малый.)
Дальность действия ЗГРЛС ПВ не ограничена линией горизонта. Отсутствует влияние на дальность обнаружения технологии STEALTH. Корабли и самолеты, изготовленные по этой технологии, обнаруживаются практически на таких же дальностях, как обычные самолеты и корабли. Эта РЛС может сопровождать одновременно 200 надводных и 100 воздушных целей.
ЗГРЛС «Контейнер» заступил на боевое дежурство 1 декабря 2019 года, приемный комплекс станции расположен в районе Ковылкина (Мордовия), а передатчик — в Нижегородской области. Такое расположение позволяет контролировать воздушное пространство над значительной территорией Европы. За прошедшее время этим РЛС были обнаружены и определены траекторные параметры самолетов стратегической, разведывательной и тактической авиации, в том числе полеты малозаметных истребителей стран НАТО.
Станция представляет собой антенное поле, состоящее из 144 мачт высотой с десятиэтажный дом каждая. Длина площадки, на которой расположены элементы РЛС, составляет 1300 метров, ширина — 200 метров. Аппаратурный комплекс станции размещён в транспортабельных контейнерах.
ЗГРЛС «Контейнер» способна следить за воздушным пространством на расстоянии до трех тысяч километров, обнаруживать цели разных типов, в том числе и «невидимки», беспилотники, вертолеты. После обнаружения станция берет цель на сопровождение, и таких целей одновременно может быть до пяти тысяч. Таким образом, «Контейнер» контролирует большинство стран НАТО и может предупредить о готовящемся авиационном ударе.
Так что дело, начатое советскими учеными Н. И. Кабановым, Е. С. Штыреном, Ф. А. Кузьминским и многими другими учеными и инженерами, продолжает развиваться и служить в интересах обороны России.
Валерий Агеев, Авиационный инженер, летчик, журналист
Специально для Ridus.ru