Говорить о "религии" древних египтян может показаться бессмыслицей. За почти 4000 лет эволюции и в разных частях страны, среди разных классов общества, их религиозные представления действительно значительно различались, и было бы более разборчиво говорить о "религиях" Египта. Или, как минимум, рассматривать культ каждого божества в отдельности.
Тем не менее, существуют различные потоки базовых идей, которые остались достаточно стабильными благодаря фундаментальному консерватизму египетской цивилизации.
Боги и богини присутствуют повсюду, от второстепенных домашних персонажей, таких как Бес или Таурт, до всемогущих "государственных" богов империи, Амона, Птаха, Ра. Это сделало Египет наиболее теократическим обществом древнего мира, а его жителей "более религиозными, чем любой другой народ" (Геродот).
Папирусы, стелы, храмы и скульптуры постоянно говорят о богах Египта и предоставляют огромную информацию по этому предмету. Но какой беспорядок царит в этом изобилии! Что ж, желательно быть очень осторожным и не думать о достижении совершенного понимания древних религиозных концепций, даже выдвигая самые, казалось бы, убедительные аргументы в поддержку того или иного тезиса.
Ясно одно: выживание египтянина зависело от специфической геоклиматической природы и условий долины Нила. И невозможность для него понять физические основы природных явлений сопровождается неспособностью воздействовать на них. Не будучи в состоянии понять их, он, тем не менее, общается с ними, воспринимая их в форме божественных сущностей.
Однако, более важные вопросы Бытия, те, что и мы задаём себе сейчас, и ищем ответы на них- например, смысл Жизни, судьба, реальность посмертного Бытия- волновали египтян издревле. И их мистический опыт и был источником ответов.
Итак, здесь мы снимем с себя маску превосходства: никто никогда не придумывает богов и богословских концепций. Они- результат определённого опыта, чтобы это не значило: Просветление, или сумасшествие.
( А попробуйте доказать, что невозможно и то, и другое одновременно!!!)
Словом, любой, кто хочет утвердить религию как ясное здание мысли, явно лишает ее того, что составляет ее жизненное дыхание: мистической и метафизической стороны. Боги существуют. Это предположение, которое подразумевает любое изучение истории религий.
Боги, тем не менее, разговаривают с людьми на языке, полном символов, понятных и глубоких одновременно. Таким образом, в некоторых обстоятельствах баран будет восприниматься как образ мужественного плодородия, а в других - как представление души бога Ра.
Мир змей также "даёт" символы с чрезвычайно разнообразными значениями.
Поэтому изображение египетского бога следует понимать как икону, но которому мы не можем полностью "доверять", чтобы понять, с кем мы имеем дело. Необходимо понимать богов Египта как иероглифы, описывающие силы, которые управляют Вселенной. Богов в Древнем Египте много и они повсюду. Они настолько вовлечены во все сферы жизни, что у древних египтян не было слова, эквивалентного нашему слову "религия", поскольку оно предполагает дихотомию между мирской жизнью и жизнью священной.
Боги несут ответственность за мировой порядок, Маат: они его сотворили и удерживают.
Поэтому человек полностью зависит от них и поэтому должен стремиться иметь возможность влиять на их поведение, чтобы сделать его благоприятным для себя ("благодать").
Но, согласно традиционному египетскому представлению о взаимности ("услуга за услугу"), человеческий и божественный миры взаимозависимы. Люди нуждаются в богах, но и боги нуждаются в нас. Это основа религиозной системы: каждый приносит на стол всё, что нужно, и только тогда берёт то, что нужно.
Итак, богослужение - это обязанность. Оно удовлетворяет и потребности человека, и потребности бога…
( Как аналогия: оба, вступившие в брак, должны его поддерживать, хотя их роли и различны).
Богослужение совершается в храме, традиционно описываемом египтологами как магический микрокосм, группой специализированных государственных служащих - жрецов.
Я позволю себе аналогию с "атомной электростанцией": изолированным, защищенным местом ("Джесер"), где сконцентрированы гигантские божественные силы, которые приводятся в движение, с местом, которое должно оставаться абсолютно отделенным от обычного мира, потому что любое неграмотное вмешательство в эти процессы, вероятно, вызовет космическую катастрофу.
Роль жрецов состоит в том, чтобы соответствующими действиями обеспечивать функционирование божественной "машины", чтобы она не останавливалась, чтобы силы хаоса, всегда угрожающие Творению, были отброшены, чтобы завтра утром солнце вновь появилось из-за горизонта, чтобы раздавать свет и тепло людям. Поклонение совершается перед материальными изображениями богов, но суть его неизмеримо глубже, ведь невозможно понять, что именно скрывается под словом “бог”. Никто из тех, кто путешествовал в джунглях египтологических монографий или статей по религии, не смог бы найти краткое изложение, позволяющее определить сущность богов и богинь пантеона фараонов.
Но главная божественная статуя, та, что находилась в святилище храма, по своей природе отличалась от других. Она- особое "присутствие Бога": на этом уровне существует своего рода брешь в непреодолимой стене, отделяющей мир богов от мира людей.
Посредником, тем, кто обеспечивает связь между миром людей и миром богов, является фараон. Именно он изображен совершающим богослужение на стенах всех храмов Египта. Священники являются всего лишь его делегатами в выполнении этой функции.
В отличие от религий, которые предлагают только одну истину, записанную в непреложной Книге, и которой верующий должен придерживаться, в Египте можно найти множество подходов к божественному.
Ни одно из них не исключает другого, потому что ни одно не претендует на полноту. Каждое приносит свое видение, которое дополняет и никогда не заменяет предыдущее.
Это действительно объясняет причину, по которой ничто из того, что когда-то было священным, однажды не должно полностью исчезнуть: мы строим новый храм на фундаменте другого, более древнего, сооружения которого мы благоговейно храним. Мы продолжаем обсуждать предыдущие толкования священного текста, иногда ценой противоречий, которые кажутся нам несовместимыми. И мы либо находим новое объяснение, либо... оставляем очевидное противоречие.))
ЕЩЁ БОЛЬШЕ О БОГАХ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА ЗДЕСЬ!!!