Найти тему
Сергей Бутаков

Бомба немедленного действия: рецензия на фильм «Взрывная блондинка» Дэвида Литча

Оценка: 6 из 10

Пилотный показ «Взрывной блондинки» состоялся в середине марта этого года на американском фестивале «На юг через юго-запад», и уже тогда были ясны относительные сомнения Дэвида Литча («Джон Уик») как режиссера в готовности публики принять женский вариант Джеймса Бонда в кадре. Образ легендарного британского агента 007, состоящего на службе Ее Величества - фетиш и карикатура, и вряд ли эта шпионская глыба давала спать спокойно Литчу и требовала феминного в наше непростое гендерное время. А тут и вполне удачный графический роман Энтони Джонстона «Самый холодный город» о бурлящем Берлине конца 80-х прошлого века подвернулся. Вопрос оживления картинок из того уже легендарного времени, когда пала одиозная Стена, разделявшая Берлин на Западный и Восточный, стал вопросом времени и долгих пяти лет подготовительной работы и съемок. Литч пытается показать зрителю эффектную бесчувственность, виртуозно представляя уже в прологе фильма снятую как будто внутри ледника сцену, когда из ванны со льдом появляется Она - Лоррейн Бротон. Шарлиз Терон («Адвокат дьявола», «Военный ныряльщик») искренне и без всякой пародии удается холодный пристальный взгляд и строгая диета из «Столичной» со льдом и крепкой сигареты. Она - агент британской разведки MI6.

-2

Представляя «Взрывную блондинку» как боевик с условным женским лицом, можно находиться где-то около правды, потому что второй важный момент - это момент готовности зрителя принять бравурный метод Литча по части экранизации комикса с условной моралью и такими же условными персонажами. Если «да», то «Взрывная блондинка» это Ваш фильм и Ваш двухчасовой аттракцион. Иначе - просто проходите мимо Терон на афише и покупайте другой билет. Задача создателей этой ленты - показать одну из лучших актрис современности как холодную, без всякой иронии, машину для убийств и решения нестандартных задач. Она не доверяет никому, но в итоге общий результат оставляет желать лучшего. Не будет большой ошибкой, если сказать, что Литч предлагает нам женский вариант Джона Уика, используя несколько иные возможности. Он выстраивает ретроспективу холодного Берлина в ноябре 1989-го, уже готового взорваться. «Взрывная блондинка» убеждает именно цветами, когда красный и розовый начинают выглядеть цветами свободы на фоне синего и серого, убеждает оглушительным саундтреком «новой волны» 80-х, абсолютными по качеству ностальгическими треками, которые ассоциируются именно с тем временем, убеждает подбором красивой одежды и автомобилей. Это действительно гиперстилизованный фильм о красивых 80-х.

-3

Основа истории «Взрывной блондинки», которая подается практически полностью через сплошной флэшбэк главной героини Лоррейн в ходе допроса в службе внутренней безопасности MI6, предельно проста. Она должна любым способом получить досье на агентурную сеть непосредственно перед самым падением Берлинской стены и не вызвать шпионского скандала в самом конце «холодной войны». Операция героини Терон должна пройти в тесном взаимодействии с берлинским резидентом Дэвидом Персивалем (Джеймс МакЭвой, «...А в душе я танцую», «Джейн Остин») уже давно подозреваемом руководством в сотрудничестве с советским КГБ. К слову сказать, в отличие от своей коллеги, МакЭвой пытается вторично и безуспешно разыграть типаж Брэда Питта времен «Бойцовского клуба», когда он представляет скользкого и осторожного красавчика, уже тогда понимавшего, что в большинстве случаев активно рулят двойные стандарты. Благодаря отличной операторской работе Джонатана Селы («Трансформеры: Последний рыцарь», «Джон Уик») похождения контрразведчицы выглядят элегантным и лишенным шероховатостей зрелищем, в экшн-сценах все снято предельно точно и натуралистично. Отказывая в монтажных стыках, Села снимает поединки Терон с многочисленными агентами восточно-немецкой разведки «Штази» с элементами хореографии и акробатики, но виртуозность съемки, которая является одной из главной составляющих фильмов подобного жанра, граничит с позерством и желанием сделать ее одной из основных визитных карточек ленты.

-4

Такой уровень производства «Взрывной блондинки» не может закрыть фундаментальной пустоты всей истории. Очарование Терон подобно очарованию Снежной Королевы, которое становится гвоздем всей истории. Ее Лоррейн выглядит как запоздалый, гендерно перевернутый ответ Сталлоне и Шварценеггеру, культовым героям лент времени, показанного в фильме. Но характер ее персонажа так и остается непостижимым без предыстории и глубокой мотивации. Единственное человеческое в образе Терон - ее чувства к агенту французской разведки Дельфине (София Бутелла, «Мумия», «Стартрек: Бесконечность»), которая быстро становится ее возлюбленной. Кто сможет понять женщину лучше, чем другая женщина. Если без иронии, то Литча как режиссера мало интересуют параллельные линии в сюжете, точно так же как и все основные злодеи фильма выглядят просто как бородатая масса со страшными лицами, их пафосная живучесть и неубиваемость уводят образы от героев экшна в плоскость откровенного комикса. Тиль Швайгер («Достучаться до небес», «На колесах») в роли предателя-Бинокля, работавшего на «Штази», пытается изо всех сил попасть в образ восточного немца, озабоченного выживанием под обломками рушащейся системы.

-5

Говоря в целом, актив «Взрывной блондинки» более чем солиден, но в экранных безжалостных победах Шарлиз Терон по ходу действия нет никакого удовольствия в ее глазах, только одно мрачное выживание. Очевидно, что это ее продюсерский взгляд на героиню, которая должна быть в первую очередь умной и циничной машиной смерти, а уже только потом женщиной с секретом и обаянием. Терон удается это как мечта о мстящей богине, разрушающей мужчин и отмеряющей им порции наказания. Как режиссер Литч работает на образ Лоррейн подобно кутюрье высокой моды: он устраивает ей подиумы и торжественные выходы, где она решает все проблемы оружием, подручными средствами или кулаками, будучи всегда изящно одетой и практически не замаскированной под шпионку. Это уже практически Бонд, детка, Джеймс Бонд. Да, держащий на расстоянии и не стремящийся пустить внутрь, сохраняя непрерывное любопытство и симпатию зрителя улыбками сфинкса. Как бывший каскадер, Дэвид Литч хорошо понимает, что именно он может продать зрителю, и именно это удручает. Отсутствие пресловутой драматургии в кадре и химии между героями, развития характеров и твистов в сюжете.

-6

Не удивительно, что после «Джона Уика» выхолощенность «Взрывной блондинки» на уровне замечательного броска в одну сторону по-своему заставляет пожимать плечами. Но оживление канонов шпионского боевика и его постановка на сильные очаровательные шпильки делает ленту не только продолжательницей традиций бондианы, но и новым вызовом мужскому суровому миру.

Впервые рецензия была опубликована 05 августа 2017 года на кинопортале «Бродвей» (brod.kz)