22 марта 1942 года на Калининском фронте состоялся воздушный бой, вызвавший небывалый душевный подъём не только у авиаторов, но и среди наблюдавших за ним воинов сухопутных войск. Весть о трёпке, заданной тремя истребителями Як-1 почти трём десяткам «крестоносцев» мигом разлетелась по окопам и аэродромам фронта, и в очередной раз стала доказательством уязвимости германской военной машины.
Алкидов Владимир Яковлевич родился в Тамбовской губернии 12 августа 1920 года. Позже семья переехала в Керчь, где юноша параллельно с учёбой посещал занятия в аэроклубе. В 1940 году он выпустился дипломированным лётчиком из Качинской авиашколы. Войну лейтенант Алкидов встретил на Западной Украине и был легко ранен в первый же её час скоростным бомбардировщиком Ju-88.
Он появился внезапно, примерно в 4:50 утра 22 июня, и расстрелял мирно стоявшие на аэродроме И-16. Убивший двух лётчиков, ранивший ещё пятерых и уничтоживший 7 машин стервятник не остался безнаказанным, его сбила дежурная смена. Раненый в предплечье молодой лётчик надолго запомнил тот случай, и упоминания о нём всякий раз вызывали прилив ненависти к врагу.
Дальше Владимир Яковлевич набирался опыта, воюя в небе над Москвой и Ржевом. Был назначен командиром звена, которое в тот день 22 марта 1942 года возвращалось с боевого задания. На пути лётчиков возникла группа из 18-ти пикирующих бомбардировщиков Ju-87, направляющихся отбомбиться по нашим позициям. Тройка Яков не раздумывая ринулась на «лаптёжников» и в первые же минуты боя сбила три из них.
Немцы принялись удирать на запад, и в это время на наши истребители выскочили 9 Ме-109. Советские пилоты стали искусно маневрировать, выжимая из машин все их преимущества. Они не только сбили два истребителя, но вели себя так безрассудно, постоянно заходя в лобовые атаки, что и «Мессеры» предпочли ретироваться.
Лётчики Семён Селищев и Андрей Баклан на последних литрах горючего понеслись к своему аэродрому, а Владимир Алкидов, у которого был пробит бензобак, сел на линии фронта. Бросившиеся к нему артиллеристы и пехотинцы были полны восторга, лётчика обнимали и поздравляли. Вечером он уже был в своей части. А через несколько дней командующий ВВС фронта Михаил Громов торжественно вручил отличившимся пилотам ордена Ленина.
В апреле 1942 года Владимир Яковлевич был переведён в 434-й особый истребительный полк, в составе которого воевал под Сталинградом и Харьковом. 12 августа 1942 года за 335 боевых вылетов и 10 сбитых самолётов был удостоен звания Героя Советского Союза. Вот только награду получил значительно позже. В конце июля в бою с превосходящим количеством вражеских истребителей самолёт Алкидова был подбит, а сам он ранен. Пришлось прыгать с парашютом. Потерявший сознание лётчик попал в плен, из которого сумел сбежать только со второй попытки.
В мае 1943 года капитан Алкидов вернулся в родную часть. Однако после ранения у него неправильно срослась рука, поэтому летать он долго не мог. В августе 1945 года совершил 5 боевых вылетов на штурмовку в войне с японцами, где за уничтоженные мост и железнодорожный эшелон был удостоен ордена Красной Звезды.
В 1946 году Владимир Яковлевич вышел в запас. Проживал в городе Славянск-на-Кубани. Из жизни ушёл 27 ноября 1982 года.
Лётчик-ас, которого называли бароном Мюнхгаузеном ВВС
Приземлившись на парашюте, лётчик взял в плен экипаж сбитого им самолёта