Александр Васильевич Свешников – великий русский дирижёр. Его творческая жизнь – яркий пример всестороннего раскрытия истинно народного таланта. Дарования Свешникова проявились в многообразии хорового исполнительства, педагогики, общественно-музыкальной деятельности.
В шестнадцать лет Свешников поступил Московскую народную консерваторию к замечательному музыканту и педагогу, профессору Б.Л. Яворскому. В консерватории А.В. Свешников изучает оркестровые инструменты, берет уроки пения у П.В. Власова, затем у известной певицы и вокального педагога, современницы Чайковского Э.К. Павловской.
Но материальные затруднения вносят свои коррективы в жизнь студента, заставляя его временно оставить занятия. Он становится руководителем рабочего хора на фабрике Морозова в Богородске. Здесь Свешников быстро завоевывает авторитет отличного руководителя и педагога. Вскоре возобновляются регулярные занятия музыкой в Москве, в Филармоническом училище, у известного композитора и педагога А.Н. Корещенко.
После революции 1917 года Свешников работает инструктором по школьному хоровому воспитанию в разных районах Москвы, руководит рабочими хорами, создает капеллу железнодорожников. В 1923 году Александр Васильевич возвращается в Москву. Его назначают заведующим вокальной частью первой студии Московского Художественного академического театра, преобразованной позже во МХАТ 2-й.
В первые годы после революции в России практически не было профессиональных хоров. И вот в октябре 1928 года в Московском радиокомитете такой хор был создан. Возглавить новое дело пригласили Свешникова. Хоровой коллектив вначале был невелик, но впоследствии его деятельность приобрела широкие масштабы. Ансамблю ВРК предстояло обслуживать все виды радиовещания, исполнять произведения всевозможных жанров, от массовых песен до хоровой классики a cappella и сочинений крупных форм. Особо важное значение придавалось пропаганде советской музыки и народной песни.
За шесть лет ансамбль ВРК исполнил свыше тысячи произведений. Большая часть новинок того времени прозвучала впервые с участием этого коллектива. Среди них: «Подъем вагона» А. Давиденко, «Траурная ода» А. Крейна, цикл «Сельские работы в народных песнях» и «Русь» А. Кастальского, симфония «Поэма о бойце-комсомольце» Л.Книппера и другие. Памятно превосходное исполнение хором Радио труднейшего «Татарского полона» Римского-Корсакова, являющегося своеобразным эталоном мастерства академических хоров в то время. Здесь выявились уже в полной мере и органическое умение Свешникова проникнуться духом народной песни, и своеобразие его интерпретации, и превосходное профессиональное воспитание коллектива.
В середине 1930-х годов в советском государстве назрела необходимость в создании музыкальных коллективов всесоюзного значения. Так в один год были созданы Государственный симфонический оркестр и Государственный хор СССР.
29 апреля 1936 года был издан приказ Комитета по делам искусств при СНК СССР:
«В целях развития пропаганды хоровой культуры, и особенно русской народной песни, и создания образцового хорового коллектива: Государственной филармонии приступить с 5 мая 1936 года к формированию Государственной хоровой капеллы в составе 150 человек».
Капеллу было поручено создать одному из самых авторитетных хоровых дирижёров своего времени, бывшему руководителю Московского синодального хора Николаю Михайловичу Данилину. Он провел первый конкурсный набор артистов, в результате которого было принято 40 человек. В июне было решено объединить отобранных певцов с хоровой капеллой Всесоюзного радиокомитета (70 человек), организованной Александром Свешниковым в 1928 году, организовав в составе Государственной хоровой капеллы две бригады – одну под руководством Свешникова, вторую под руководством Данилина (сохранив за Данилиным общее художественное руководство и назначив Свешникова директором).
26 февраля 1937 года состоялся первый самостоятельный концерт Государственного хора, на котором исполнялись произведения Н. Римского-Корсакова, А. Даргомыжского, А. Аренского, В. Иванникова, обработки русских народных песен. Несмотря на горячий прием публики и доброжелательные отзывы, через несколько дней по решению Комитета по делам искусств произошла смена руководителей – Свешникова перевели в Ленинградскую капеллу, а Данилина – на Государственный хор. Однако уже с 1940 по 1980 год во главе Государственного хора СССР Александр Васильевич Свешников.
Государственный комитет СССР по телевидению и радиовещанию осуществлял руководство всем телевидением и радиовещанием с 10 сентября 1931 по 27 декабря 1991 года и был главной вещательной организацией страны.
10 сентября 1931 года был создан Всесоюзный комитет по радиовещанию при Народном комиссариате почт и телеграфов СССР (включал в себя секторы политико-просветительный, научно-образовательный, художественного вещания, местного вещания, отдел выпуска и фабрику «Радиофильм».) Он занимался организацией и руководством радиовещания в стране, а также развитием радиосвязи, радиофикации и радиотехники. В 1949 году Радиокомитет разделили на Комитет по радиоинформации при Совете Министров СССР, на который были возложены функции по руководству всесоюзным радиовещанием, и Комитет по радиовещанию при Совете Министров СССР, руководивший иновещанием. В марте 1953 года оба комитета вошли в состав Министерства культуры СССР.
В период становления советского государства развитие любительского творчества было способом образования неграмотного населения и его приобщения к культуре. Многочисленные самодеятельные коллективы для взрослых и детей создавались в домах культуры и клубах, на заводах и фабриках, в учебных заведениях и других учреждениях. В 1930-е годы культурная политика страны направлена на всестороннее развитие личности, широкое вовлечение масс в самодеятельность, которая становится способом творческой реализации каждого человека, поскольку культура становится общедоступной. К началу 1940-х годов художественная самодеятельность превратилась в систему эстетического воспитания и просвещения масс, а в отдалённых районах она взяла на себя выполнение задачи удовлетворения эстетических потребностей населения, организуя концерты, тематические вечера там, где профессиональных культурных учреждений и коллективов просто не было. Существенно возросли и массовость народных коллективов, и их исполнительское мастерство.
Работники Всесоюзного радиокомитета находили время и для творчества. Досуг работников был также важен, как и время, проведенное за работой. Каждый рабочий мог почувствовать себя частью не только комитета, а и большого творческого коллектива.
Дрессировкой у нас с вами ничего не выйдет, а нужно, чтобы каждый хотел спеть это с удовольствием, со смыслом… Испытайте удовольствие, без этого ничего не получится! – Александр Васильевич Свешников