Рынок продуктов на основе белка насекомых в последние годы быстро растет во всем мире. В России производителей пока единицы, но команда из «Сколково» намерена изменить ситуацию.
Энтобелок, буквально белок насекомых, достаточно новый продукт для России. Традиционно он широко применяется в Азии (Китай, Таиланд, Вьетнам), и уже осваивается Европой и США. В прошлом году ЕС признал домового сверчка, из которого в основном производят белок, безопасным к употреблению в пищу и разрешил экспорт обезжиренной белковой муки из Азии. На вид это сероватый порошок похожий, например, на льняную муку. Содержание белка в энтомуке достигает 90%.
По данным экспертов дорожной карты foodnet, рынок продуктов из насекомых к 2035 г увеличится более чем в 20 раз до 22 млрд. долларов, рассказывает Евгений Демидов, основатель и руководитель «Энтопротеин» из Новосибирска, которое придумало уникальную технологию автоматизированного промышленного производства домового сверчка (Acheta domesticus). В 2023 году компания стала резидентом «Сколково» и сейчас совершенствует свою технологию, чтобы поставить ее на промышленные рельсы.
Из науки в бизнес
Саму муку «Энтопротеин» производит ограниченно. Проект прежде всего направлен на выращивание «сырья» с использованием специального оборудования. Своеобразный фермерский бизнес. Технология строится на создании многоярусной конвейерной линии и климатической системы, способной создавать оптимальные условия развития для каждого возраста внутри инсектария с помощью автоматизации всех процессов.
Сверчок обладает существенными преимуществами по сравнению с другими насекомыми: для выращивания одного килограмма, то есть биомассы, требуется всего два килограмма корма и два литра воды. Такой продукт очень востребован в животноводстве — для производства кормов. А также применяется в спортивном питании, поскольку обладает и незаменимыми аминокислотами.
Ближайший конкурент - черная львинка, личинка которой растет необыкновенно быстро и набирает массу за 12 дней, при этом может перерабатывать почти все. Но на западных рынка ее использование в пищевой промышленности не одобрено (только в животноводстве, в качестве корма скоту). Так что у сверчка перспектив на рынке больше.
На фермерском пути Евгений Демидов оказался случайно. Большую часть своей жизни он занимался наукой – а именно биоинформатикой, развивающейся на стыке биологии, химии, математики и информатики. Около пятнадцати лет проработал в новосибирском НИИ Цитологии и генетики, где проводил исследования структур белков. Однако два года назад решил уйти из науки и найти себя в бизнесе.
В то время в Новосибирске запустили акселератор А.Старт. И Евгений пришел на одно из мероприятий. Команды у него не было. Надо было присоединиться к какому-то проекту или предложить свою идею. «Я знал, что насекомые в ближайшие годы будут востребованы во всем мире как альтернативный источник белка - население Земли продолжает расти, и проблема обеспечения продовольствием становится все актуальней. Так что я озвучил идею по производству энтобелка, и она нашла серьезный отклик и поддержку», - рассказывает он.
Команду собрал из бывших коллег-ученых. «На старте мы мало знали о сверчках, и вообще о насекомых, не понимали, как их разводить, но были уверены в успехе. Первые эксперименты делали у себя дома, в гараже. Партию из 500 сверчков купили на Авито. Проектом заинтересовался частный инвестор, мы получил поддержку смогли снять помещение и начать более детально вникать в технологию», - вспоминает собеседник.
Технология решает
За основу была взяла базовая технология, описанная в методичках ООН. Но она оказалась слишком трудозатратной, и задача заключалась в том, чтобы усовершенствовать описанные подходы и масштабировать их для промышленности. Ключевым моментом для старта производства зачастую является высокая себестоимость продукции, и компаниям приходится так или иначе этот вопрос решать. Без технологии сделать это сложно, уверен Евгений.
Вскоре проект получил статус резидента технопарка Новосибирского Академгородка, и привлек более крупное финансирование - грант в размере 3 млн рублей на проведение НИОКР от Фонда содействия инновациям (Фонд Бортника). В рамках гранта был создан прототип конвейерной линии для получения биомассы сверчка. Так в Академгородке появилась автоматизированная сверчковая ферма.
Став резидентом «Сколково» в апреле 2023 года, компания воспользовалась программой по возмещению инвесторам-физлицам (бизнес-ангелам) до 50% от суммы инвестиций в технологичные компании (инвестиции от одно частного инвестора должны составлять не менее 1 млн рублей). Это позволило продолжить изыскания и начать консультации по сертификации продукции.
«К моменту подачи заявки в «Сколково» мы уже не только отработали технологию и научились работать со сверчком, но и попробовали его перерабатывать. Обсуждалось первое партнёрство с пищевыми предприятиями», - продолжает Евгений Демидов.
Технологическое решение «Энтопротеин» позволяет получать до 20 кг биомассы с одного кубического метра фермы в месяц. Оптимальные условия макроклимата помогают достигнуть максимальной плотности культивирования и сократить стадию роста сверчков со средних 45 дней до 30 дней. Автоматизированы процесс кормления, сбора насекомых, в том числе следующего поколения, уменьшаются трудозатраты.
«На первом этапе планируем делать контрактное производство – отдавать биомассу на переработку. Затем будем осваивать этот процесс самостоятельно по техрегламенту и пробовать выходить на экспорт. Уже сейчас наша экспериментальная линия может производить около 100 кг муки в месяц. Дело не в мощности, а в вопросах законодательного регулирования этого рынка в России. Как только появится нормативная база, мы сможем обеспечить потребности рынка», - обещает Евгений Демидов.