Эдипов комплекс буквально и иносказательно присутствует в большом количестве произведений. В том числе в фильмах ужасов. На нем не обязательно выставляется акцент - он хорошо работает бессознательно. Страх кастрации, как его составляющая выражается в ощущении беззащитности и бессилия. Сделать героя беспомощным перед лицом опасности – действенный прием, с помощью которого можно внушить зрителям сильнейший страх.
Как у маленького мальчика возникает ужас перед сердитым большим отцом, у зрителя усиливается страх, если жертва беспомощна в момент нападения. Так в фильмах ужасов часто герои подвергаются нападению в ванной, в постели. Если они еще и нагие, подсознание усиливает ужас перед происходящим, нагота жертвы взывает к страху кастрации еще сильнее, чем просто уязвимость.
Таким же усилением является и личность нападающего, если он превращается в угрозу из того, от кого изначально ожидалась защита и поддержка. Как отец для мальчика с эдиповым комплексом все еще является фигурой от которой он ждет заботы и любви. Так особенный ужас вызывают сюжеты, где угроза начинает исходить от персонажа, который должен был защищать - от бабушки с дедушкой (“Визит”), мамы или отца (“Кэрри”, “Сияние”), няни (“Иллюзия комфорта”), медсестры (“Мизери”), мужа (“Ужас Амитивилля”) и т п. Особенно горько и страшно, когда опасность возникает там, где, казалось бы, был главный оплот и защиты - максимальная степень беспомощности.
Еще одним проявлением этого комплекса является деспотичный родитель. Борьба ребенка за свободу и монополизирование жизни детей родителями, дошедшие до критического состояния, порождают такие страшные истории, как “Психо”.
По Фрейду Оно (сила Ид) – это чистые инстинкты, которые формируют поведение, связанное исключительно с удовлетворением собственных желаний. В его основе лежат первобытные инстинкты, такие как половой инстинкт или агрессия.
Особенный ужас вызывают такие злодеи, в которых откровенно проявляется сила Ид (“Мыс страха”), когда зритель видит животное с инстинктами в теле человека и не знает, как далеко могут увести его первобытные желания, исходящие от Эроса и Танатоса. Вампиры идеальный пример, ими движет только сила Ид: они получают сексуальное удовлетворение от акта агрессии, когда пьют кровь своих жертв. Такими же часто являются и серийные маньяки (“Молчание ягнят”).
К тому же, Оно есть в каждом, но сидит в клетке из морали и правил, которые накладывает общество, а инстинкты все время рвутся наружу. Когда настоящее воплощение сдерживаемых инстинктов зверствует на экране, зритель получает подсознательное удовольствие - там на воле оказывается все, что заперто внутри нас. Оно аморально и в обычной жизни действует очень ограничено, чаще всего только в дозволенных обществом рамках - мы открещиваемся от него. Но Оно все-таки взывает к принципу удовольствия, в отличии от реальности Эго и морали Супер-Эго.
И работает это все не только в хоррорах - глубинные комплексы и их проявление (иногда незаметное) - делает персонажей интуитивно понятными, вызывающими понимание и сочувствие в любых жанрах. А эдипов комплекс опосредованно проявляется во многих темах - будь-то даже запретная любовь или горечь измены.
Заметки после прочтения книги “Психология для сценаристов. Построение конфликтов в сюжете” У. Индик.
👋 https://t.me/storiesofstories