Найти тему
IPLogos

ЕС: EUIPO Отказало в Регистрации Товарного Знака для Изображения Капсулы Finish

Фото Unsplash
Фото Unsplash

Британская компания Reckitt Benckiser, производитель бытовой химии и товаров для личной гигиены, владелец брендов Calgon, Dosia, Vanish и др., в декабре 2022 года подала заявку на регистрацию товарного знака для изображения капсулы для посудомоечных машин в Ведомство по интеллектуальной собственности ЕС (далее - EUIPO). Капсулы заявителя известны во всем мире под брендом Finish. Знак заявлен для товаров 3 класса (для различных видов средств для мытья посуды в посудомоечных машинах).

Заявленное обозначение
Заявленное обозначение

В январе 2023 года EUIPO отказало в регистрации заявленного обозначения на основании статьи 7(1)(b) EUTRM Постановления Европейского Парламента и Совета ЕС 2017/1001, согласно которой обозначения, не обладающие различительной способностью, не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

Различительная способность товарного знака - важное условие для его регистрации, которое заключается в непохожести и оригинальности обозначения по сравнению с другими обозначениями, которые используются на рынке в отношении аналогичных товаров.

EUIPO пришло к выводу, что заявленное обозначение является всего лишь изображением товара, в отношении которого заявитель просит предоставить правовую охрану. Обозначение состоит из реалистичного изображения капсулы, которая в действительности используется для мытья посуды, ее полирования, ополаскивания и сушки. Изображения аналогичных капсул используется различными производителями для описания и представления потребителям своих товаров.

Соответственно, потребители могут воспринимать заявленное обозначение как обычный изобразительный элемент, а не как товарный знак.

Ответ заявителя

В июле 2023 года заявитель направил ответ на отказ, не согласившись с экспертом. Заявитель утверждал, что производители при производстве капсул для посудомоечных машин ограничены в выборе форм, поскольку капсулы должны подходить для посудомоечных машин. Тем не менее, изображение капсулы заявителя значительно отличается от изображений капсул для мытья посуды и стирки, которые указал в отказе эксперт. Изображение капсулы в заявленном обозначении не носит реалистичный характер - в изображении изменены размеры капсулы, присутствует неестественный блеск и элемент в виде красного шара расположен на других элементах изображения, что не соответствует действительности. На изображенных капсулах, которые процитировал эксперт, отсутствует элемент в виде красного шара. Форма капсулы, которая состоит из трех сегментов, значительно отличается от форм капсул, которые присутствуют на рынке. Также на рынке отсутствуют капсулы с аналогичной комбинацией цветов, текстур и с аналогичным сегментом, заполненным маленькими шариками. Более того, данный сегмент отчетливо виден на изображении и шарики внутри него такого размера, что потребители их хорошо различают на изображении. Все эти детали свидетельствуют о том, что заявленное обозначение обладает различительной способностью, а значит, может выполнять функцию товарного знака.

Заявитель также сослался на товарный знак для красного шара, заявленный в ЕС от его же имени и в отношении тех же товаров, в отношении которого EUIPO вынесло решение о регистрации. Знак был зарегистрирован 15 сентября 2023 года.

Повторный отказ EUIPO

26 октября 2023 года EUIPO вынесло повторный отказ в регистрации данного обозначения. EUIPO настаивает на том, что обозначение состоит из реалистичного изображения товара, в отношении которого испрашивается правовая охрана. Изображение капсулы не отличается от изображений капсул других производителей. Эксперт привел примеры капсул, которые также состоят из трех и более сегментов с различными наполнителями, в том числе с наполнителем из маленьких шариков. Например, капсулы для посудомоечных машин бренда Fairy.

По мнению эксперта, существует большая вероятность того, что потребители при виде изображения капсулы заявителя будут воспринимать ее как стандартную капсулу, каких много на рынке моющих средств. Для того, чтобы отличать товары одного производителя от аналогичных товаров другого производителя, товарный знак должен действительно выделяться, отличаться и быть запоминающимся, но данное заявленное обозначение вряд ли сможет выполнять эти функции. В этом обозначении нет ничего, что поможет потребителям его запомнить и в дальнейшем на его основе принимать решение о покупке товаров. Это всего лишь изображение товара, для которого заявитель пытается получить охрану товарного знака.

Что касается товарного знака в виде красного шара, который зарегистрирован в ЕС, он не является идентичным заявленному обозначению. Обозначения совершенно разные, несмотря на наличие в каждом из них элемента в виде красного шара. Более того, в отношении зарегистрированного товарного знака в данный момент проходит процедура аннулирования.

На решение EUIPO можно подать апелляцию в течение 2 месяцев.

Решение EUIPO от 26.10.2023 здесь