Научная речь – это форма общения, которая используется для выражения научных идей и понятий. Она часто используется в образовательных учреждениях, таких как университеты и научные программы, для обмена научными знаниями со студентами. Это специализированный тип коммуникации, ориентированный на передачу фактической информации и научных знаний. Научная речь отличается от других форм общения своей направленностью на точность и детализацию. Это также требует использования специальной терминологии, связанной с областью исследования. Понимая особенности научной речи, учащиеся могут лучше понимать и использовать научные знания. Таким образом, научную речь может быть трудно понять тем, у кого нет предварительных знаний или опыта в этой области.
Сама по себе научная речь является важной частью любой области исследования, и важно понимать различные типы и особенности научной речи, но в данной статье мы затронем технический стиль. Существует много видов технического типа научной речи, используемого в вузах пожарной охраны, например, публичные выступления в пожарной подготовке, технические письма для пожаротушения и презентации на пожарно-технические темы. Каждый тип научной речи имеет свой набор признаков, делающих ее уникальной. Например, публичное выступление требует от выступающего знания темы, которую он обсуждает, и умения заинтересовать аудиторию. Техническое письмо должно быть точным, и чтобы предоставить четкие инструкции, задачи или процедуры. Наконец, презентации на пожарно-технические темы требуют от выступающего понимания технической терминологии, а также способы объяснять сложные концепции таким образом, чтобы служащая аудитория могла легко их понять.
Пожарные часто сталкиваются с проблемой передачи сложных научных понятий в краткой и понятной форме. Чтобы сделать это эффективно, они должны иметь сильные навыки письма и разговорной речи. Письмо является важным элементом овладения искусством научной речи, поскольку оно помогает пожарным организовать свои мысли и представить их в ясной и краткой форме.
Совершенствуя свои навыки письма, пожарные могут точно и эффективно излагать сложные научные темы. Это позволит им быть более эффективными коммуникаторами в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, это также поможет им лучше понять материал, который они представляют, и сможет объяснить его таким образом, чтобы он был понятен для всех аудиторий. Кроме того, им необходимо оттачивать свои навыки публичных выступлений, чтобы они могли представлять свои выводы в ясной и краткой форме. Улучшая эти две области, пожарные могут лучше общаться, что позволяет им более эффективно реагировать в чрезвычайных ситуациях.
Программы пожарно-технической науки являются важной частью обучения пожарных, и очень важно, чтобы они понимали научную речь, используемую в этих программах. К сожалению, многие учащиеся совершают распространенные ошибки, пытаясь рассказать о науке, лежащей в основе пожарной безопасности. Это может привести к путанице и недопониманию, что приведет к непониманию изучаемого материала. Зная об коммуникативных ошибках, которые могут возникнуть при использовании научной речи, специалисты по пожарной безопасности могут создать эффективную среду для совместной работы и обучения на учебных курсах, ориентированных на пожарных.
Также пожарные часто попадают в опасные для жизни ситуации, что делает коммуникативные ошибки при обучении серьезной проблемой. Очень важно, чтобы пожарные могли общаться четко, точно и быстро, чтобы быть успешными и эффективными.
К сожалению, в научной речи есть много распространенных ошибок, которые могут привести к ошибкам в общении при обучении пожарных. Эти ошибки варьируются от использования технического жаргона без объяснения причин, неясного понимания объема задачи или операции и непредоставления слушателям достаточного контекста.
В пожарно-техническом вузе особое место отводится дисциплине “Русский язык и культура речи”. В процессе изучения данной дисциплины обучающиеся могут систематизировать и расширить языковые знания в области научной речевой деятельности. На занятиях подробно рассмотриваются особенности оформления текстов научного стиля как на структурном, так и на языковом уровнях.
Cоблюдается связь между курсом русского языка и специальными дисциплинами: работая над профильными текстами и осваивая понятия, закономерности и краткие сведения по истории развития технических наук, учащиеся приобретают важные знания, а выполняя задания по развитию речи и грамматике – овладевают необходимыми речевыми умениями.
Параллельно осуществляется развитие навыков анализа структуры текста и формирование умения строить монологическое высказывание по заданному плану. Иностранные слушатели образовательных учреждений МЧС России получают ценные дополнительные знания, расширяющие их видение научной картины мира. Так реализуется главная задача курса - овладение терминологий специальных дисциплин и лексико-синтаксическими структурами, наиболее часто встречающимися в профильных текстах.
Учебный материал курса по изучению научного стиля состоит из трех частей:
Первая часть посвящена описанию структуры и языковых особенностей научной речи; представлена родо-видовая и жанровая классификация научного стиля речи; описываются универсальные схемы создания научных текстов первичных и вторичных жанров; предлагаются тексты и задания к ним, которые направлены на формирование умений составления и оформления профессиональных текстов разных жанров;
Во второй части даются справочные материалы; в представленных таблицах отобран, проанализирован и систематизирован лексико-грамматический материал, обслуживающий научный стиль речи при составлении и оформлении рефератов и аннотаций текстов по специальности;
В третьей части курса предлагаются тексты для самостоятельной работы слушателей с последующим выходом в устное сообщение или написание рефератов и аннотаций.
Система заданий к текстам ориентирована на развитие у слушателей способности к аналитическому мышлению, присущего специалистам инженерного профиля, а также направлена на реализацию коммуникативных потребностей: подготовку сообщений и докладов на профессиональные темы; написание рефератов и аннотаций, курсовых и выпускных квалификационных работ; обзор специальной литературы.
Примеры заданий по изучению научного стиля в пожарно-техническом вузе:
Задание 2. Прочитайте реферат первичного текста, обратите внимание на композицию и содержание этого текста, на слова и словосочетания, грамматически оформляющие реферат (речевые клише, глаголы). Сравните реферат с первичным текстом. (Цифрами выделены композиционные части реферата).
I. В тексте «Социально-экономическая необходимость и значимость применения автоматики» рассматривается вопрос о широком внедрении пожарной автоматики во все сферы жизни страны.
II. Автор аргументирует необходимость широкого внедрения средств автоматизации, так как, во-первых, достигается экономия труда и безопасность персонала объектов, населения и личного состава пожарной охраны, во-вторых, увеличивается гарантия успешного тушения пожаров. Далее автор подчёркивает значение социального эффекта от средств пожарной автоматики, используемых для защиты людей по месту их жительства, на рабочих местах, в местах отдыха.
III. В заключение автор делает вывод, что пожарная автоматика является важным звеном в сохранении пожарной безопасности и развитии экономики страны.
Задание 3. Прочитайте текст аннотации, обратите внимание на композицию и содержание аннотации, на слова и словосочетания, грамматически ее оформляющие. Сравните текст аннотации с первичным текстом и текстом реферата.
АННОТАЦИЯ
I. Текст «Социально-экономическая необходимость и значимость применения автоматики» посвящен роли пожарной автоматики в экономике страны.
II. В тексте аргументируется необходимость широкого применения пожарной автоматики, подчёркивается значение социального эффекта от её применения, а также делается вывод о значимости средств пожарной автоматики и сохранении пожарной безопасности во всех сферах жизни страны.
Преподавателям важно знать о распространенных ошибках, чтобы избежать их при обучении специалистов. Поступая таким образом, они могут гарантировать, что их подопечные правильно понимают их инструкции и лучше подготовлены к любой чрезвычайной ситуации, с которой они могут столкнуться.
Стоит сделать вывод о том, что подготовка пожарных специалистов в области коммуникативных и письменных навыках в области пожарно-технического научного стиля, несомненно, является важной часть обучения. Знания и умения правильного изложения технических определений и профессиональный язык общения может не только спасти жизнь в критической ситуации но и поможет в общении с людьми мене подкованными в данном вопросе.
Библиографический список:
1.Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи. М.: Флинта: Наука, 2006. 288 с/
2.Русский язык и культура профессионального общения нефилологов / С.Н. Белухина, О.А. Жилина, О.В. Константинова, И.В. Михалкина, Н.Н. Романова, Т.П. Скорикова. М., 2008. 312 c.