Нягань, Тюмень, Таганрог… Шекспир, Розов, Барикко… Армения, Белоруссия... Какая между ними связь? Эти имена и названия на одну неделю сентября объединил в Новороссийске Международный фестиваль «Театральная гавань».
Текст: Марина Круглякова, фото автора
«Театральная гавань» – единственный постоянно действующий на юге России Международный театральный фестиваль – проводится в этом году в пятый раз. Его задача – показать самые интересные и успешные спектакли. Нынешний год стал для него юбилейным: 185 лет назад был основан Новороссийск, восемьдесят лет назад он был освобожден от немецко-фашистских захватчиков и пятьдесят лет назад ему присвоили звание города-героя. «Театральная гавань» проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, предоставившего грант для реализации проекта.
В НАЧАЛЕ ПУТИ
Более ста лет назад в Новороссийске действовал театр, созданный Всеволодом Мейерхольдом. Увы, ему была суждена короткая жизнь. После отъезда режиссера в Москву театр перестал существовать, а большая часть труппы переехала в Краснодар. С тех пор в Новороссийске служили Мельпомене лишь самодеятельные коллективы. Но в 1959 году был основан Новороссийский народный театр, вошедший позднее в десятку лучших народных театров СССР. Актеры-любители сами изготавливали декорации и реквизит – от мебели и оружия до вееров и шляпок, сами шили костюмы. В репертуаре были спектакли по пьесам Булгакова, Розова, Галина, Горина, Володина.
В 2014 году, после празднования своего 55-летия, Новороссийский народный театр закрылся. Зато открылся Новороссийский муниципальный драматический театр, которому было присвоено имя Владимира Петровича Амербекяна, долгое время работавшего в труппе режиссером. Вскоре молодой профессиональный театр при поддержке Театра наций включился в программу проведения творческих лабораторий. А в 2018-м в Новороссийске впервые прошел Международный театральный фестиваль «Театральная гавань», ставший ежегодным. За четыре прошедших фестиваля было показано 65 спектаклей признанных театральных коллективов из России, Норвегии, Македонии, Франции. В этом году в смотре приняли участие 16 известных театральных коллективов из 12 регионов России.
«Я считаю, что на фестивале должен быть просто хороший театр, – говорит художественный руководитель фестиваля, художественный руководитель и главный режиссер Новороссийского муниципального театра драмы имени В.П. Амербекяна Евгений Кушпель. – Мы неслучайно назвали фестиваль «Театральная гавань». Ведь в гавань заходят разные корабли – маленькие и большие, танкеры и даже супертанкеры. Многие наши жители не имеют возможности куда-то поехать, и мы хотим показать им то, что они еще не видели – спектакли разных видов и жанров театров Севера, Урала, Поволжья, юга и Центральной России, а также постановки театров из государств СНГ».
СКАЗКИ, КОМЕДИИ И ДРАМЫ
Открыл фестиваль спектакль Краснодарского молодежного театра «Ночь любовных помешательств» по пьесе Уильяма Шекспира «Сон в шалую ночь» в переводе Осии Сороки и постановке Даниила Безносова. Режиссер, по оценке экспертов, нашел блестящую форму для представления одной из самых сложных комедий Шекспира. Необычное сценографическое решение, костюмы и фейерверк динамичных сцен словно втягивали зрителя в круговерть веселых шалостей и недоразумений, оставляя ощущение театральной магии и праздника.
Два спектакля прибыли на фестиваль из Севастополя – тоже города-героя. Театр юного зрителя привез «Сновидения принцессы» – фантазию на тему сказки Ханса Кристиана Андерсена «Принцесса на горошине». А Севастопольский академический русский драматический театр имени А.В. Луначарского показал драму по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат» в постановке Григория Лифанова.
Международный фестиваль High Fest из Еревана представил моноспектакль «Холодный день в аду» по пьесе Яна Куакенбуша в исполнении Нерсеса Аветисяна. Режиссер спектакля Грач Кешишян. Это исповедь молодого человека, жена которого находится в коме.
Атнинский татарский государственный драматический театр имени Г. Тукая показал спектакль о девочке-подростке из детского дома «Наташина мечта» по пьесе Ярославы Пулинович, поставленный китаянкой Ичень Лю. Большая Атня – единственное в нашей стране село (в нем чуть более 3 с половиной тысяч жителей), в котором есть профессиональный театр. В этом году ему исполняется 105 лет. Долгое время он работал как народный, а в 2011 году получил свой нынешний статус.
Программа фестиваля была очень насыщенной – ежедневно можно было посмотреть два, а иногда и три спектакля. Помимо Новороссийска их можно было увидеть в Кабардинке и Геленджике. Как нельзя объять необъятное, так же невозможно рассказать обо всех интересных постановках в одном репортаже. Поэтому поделюсь впечатлениями лишь о некоторых из них.
ЛЮДИ И ГОДЫ
Пермский академический Театр-Театр привез на фестиваль спектакль-концерт «Вертинский» в виртуозном исполнении Альберта Макарова и пианиста Александра Колесникова. Режиссер Борис Мильграм выбрал для постановки пьесу Михаила Бартенева, написанную на основе мемуаров и писем Вертинского.
«Мы репетировали спектакль по интернету, поскольку была пандемия, действовал комендантский час и я не выходил из дома, – вспоминает Альберт Макаров. И поясняет, почему он выбрал именно эту пьесу. – Я в 5 лет потерял родителей, попал в детский дом – очень непростой и жестокий мир. Шли 1990-е годы. Моих сверстников больше интересовали улица, курево, алкоголь, но мне все эти прелести подросткового мира не были близки. У нас была, к счастью, огромная Школа искусств, и я пропадал в ней. А еще у нас был проигрыватель с пластинками Высоцкого, Окуджавы, Галича, Митяева, с песнями из кинофильмов. Среди них была пластинка Вертинского, и с тех пор этот певец как-то «параллельно» живет во мне. Песня «Желтый ангел», которой открывается спектакль, всегда со мной, и чем старше становлюсь, тем осознаннее вслушиваюсь и вдумываюсь в ее строки. Вертинский понятен и близок мне своей биографией, скитаниями по стране, отчасти столкновением с государственной системой. Мне кажется, его строки «В вечерних ресторанах, // В парижских балаганах, // В дешевом электрическом раю // Всю ночь ломаю руки // От ярости и муки // И людям что-то жалобно пою» не могут оставить равнодушными никого. И когда я стою на поклонах и вижу зрителя счастливым, понимаю, что что-то мы сделали правильно».
В специальной программе фестиваля были показаны эскизы спектаклей, созданные в рамках Лаборатории театров малых городов, которую регулярно проводит Государственный театр наций.
Театр Старого парка из Кабардинки представил эскиз по пьесе Леси Гуры «Привычка придумывать облака». Это спектакль о людях, чья молодость пришлась на непростые 1990-е годы. Родители, сидя за праздничным столом и отмечая день рождения дочери, вспоминают молодость, проведенную во Владивостоке. Причем ностальгические рассказы о прошлом то и дело прерываются семейными ссорами. Режиссер Михаил Заец поставил пьесу как напоминание о глубоком разрыве между поколениями, ознаменовавшем последние несколько десятилетий. Нынешние мамы и папы не понимают своих детей-подростков, и наоборот. Характерно, что после окончания спектакля на его обсуждение остался почти весь зал.
«Я сидел и почти плакал, – признался один из участников этого разговора. – 23 года я живу в Сочи, но Владивосток, где я провел юность, это город, который я никогда не забуду. Я вернулся в 1990-е. Да, тогда было очень страшно жить. Но одновременно было и очень интересно».
«Мне настолько это знакомо...» – встает другой зритель, тоже с трудом сдерживая слезы. Эмоции его подводят, и он в конце концов садится на место.
Люди один за другим тянут руки к микрофону, чтобы поделиться своими воспоминаниями о молодости и личным опытом жизни в переходную эпоху. Несомненно, в героях пьесы люди узнавали себя, своих родителей, друзей, а в истории действующих лиц – свою судьбу.
Вообще, одно из главных впечатлений «Театральной гавани» не может оставить равнодушным никого: людям хочется разговаривать о времени и о себе, а разговаривать порой не с кем и негде. А театр может выступить собеседником – внимательным и умным.
Этюд по пьесе Маргариты Кадацкой «Обнимательная машина» в постановке Юрия Квятковского представил Новороссийский муниципальный драматический театр имени В.П. Амербекяна. Пьеса рассказывает о девочке-аутистке Поле, которая сконструировала машину-обнималку. Сюжет подсказан реальной историей американской исследовательницы и писательницы Тэмпл Грандин, страдающей аутизмом. Она – известный эксперт по поведению животных, профессор животноводства. Ребенком Тэмпл летом навещала свою тетю на ферме в Аризоне. Здесь девочка впервые увидела и полюбила коров и придумала «машину для объятий» – механизм, ставший впоследствии универсальным способом борьбы с паническими атаками у людей с аутизмом. Как и Тэмпл Грандин в своей книге «Освобождение: жизнь с клеймом аутизма», режиссер Юрий Квятковский с большим сочувствием и уважением приоткрывает внутренний мир человека с «особенностями», стремясь пробудить в зрителях эмпатию. На мой взгляд, ему это удается.
ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ ДЕТСТВА В МИР ВЗРОСЛЫХ
Из Ростова-на-Дону на фестиваль приехал спектакль «Господин Ибрагим». Это снова об отцах и детях. «В 11 лет я разбил свою свинью и отправился к проституткам» – так начинается забавное и трогательное путешествие мальчика Момо из детства в мир взрослых.
На сцене стоит большой чемодан, вмещающий в себя и бакалейную лавку мсье Ибрагима, и дом мальчика Момо, живущего с не понимающим его отцом.
«Неспешность – вот в чем секрет счастья», – объясняет Ибрагим своему маленькому другу Моисею, которого он зовет Момо. Он учит мальчика не спешить, чтобы не пропустить важное, увидеть красоту города, природы, женщины, улыбку ближнего.
Сентиментальная комедия Молодежного академического театра «Господин Ибрагим», которую поставил Михаил Заец по повести Эрика-Эмманюэля Шмитта «Мсье Ибрагим и цветы Корана» – по-французски изящная и по-восточному мудрая. Господин Ибрагим учит мальчика улыбаться, и тот убеждается, что улыбка отворяет двери и растапливает сердца. Увы, все, кроме отцовского. И неслучайно настоящим отцом для Момо становится старик Ибрагим, научивший мальчика самому главному, чему его не научили родители, – жизни.
«Не волнуйся. Я не умираю, Момо, я присоединяюсь к необъятному», – говорит Ибрагим, преподав приемному сыну свой последний урок – урок понимания и принятия смерти, потому что она – неотъемлемая часть жизни.
ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ
«Он умел слушать. И умел читать. Нет, не книги, это все могут, он умел читать людей. Знаки, которые люди несут на себе: места, звуки, запахи, их землю, их историю... Все запечатленное на них». Так говорит о Новеченто один из персонажей давно разошедшейся на цитаты книги Алессандро Барикко «1900-й. Легенда о пианисте». По ней Сергей Захарин поставил спектакль «Новеченто (1900-й)» в Тюменском Большом драматическом театре. Новеченто – гениальный пианист-самоучка, подкидыш. Он родился и прожил всю свою жизнь на борту океанского лайнера «Вирджинец», курсирующего между Европой и Америкой. И ни разу не сошел на берег.
Наверное, всякий театр тоже «читает» людей и рассказывает их истории зрителям. Сергей Осинцев, исполнитель роли пианиста, в ходе спектакля перевоплощается в кочегара Дэнни Будмана, нашедшего младенца в коробке из-под лимонов, трубача Макса Туни, создателя джаза Джелли Ролла Мортона, музыкальную дуэль с которым выиграл Новеченто, пассажира, который первым увидел Америку, и т.д.
На сцене – поваленная мачта корабля с парусом, рояль, на котором так никто и не сыграет, и три ящика, которые становятся то танцполом, то частью корабля, то гробом. Атмосфера начала прошлого века мастерски передается в том числе через пластику матросов-танцоров – режиссер выступил в постановке и как хореограф. Музыку для спектакля написал литовский композитор Фаустас Латенас. А в одной из сцен звучит мелодия Эннио Морриконе из кинофильма «Легенда о пианисте», снятого все по той же книге Барикко.
«Ко мне подошел зритель и сказал, что после просмотра спектакля хочется жить, – делится Сергей Осинцев. – Думаю, сегодня это главная эмоция, за которой приходит зритель в театр. Жизнь сиюминутна. Сегодня я испытал большое удовольствие, потому что публика была очень восприимчива к нашей игре, она действительно чутко слушала и понимала эту историю, реагируя на нее довольно дружно. Я с волнением слышал в финале даже всхлипывания в зрительном зале».
Новеченто, напомним, вступил в век, когда произошел переход от ремесла, от штучного производства вещей к фабричному конвейеру, массовому тиражированию. То же в определенной степени относилось и к искусству. Если раньше исполнение гениального пианиста могла слышать только группа приглашенных, то в ХХ столетии оно стало доступно тысячам и даже миллионам людей благодаря грамзаписи. И круг этот продолжает стремительно расширяться. В этих новых реалиях, в которых существует ныне искусство, оно, с одной стороны, становится невольным заложником масскульта и коммерциализации, с другой – делает шедевры достоянием общей сокровищницы культуры. Прогресс создает технологии, расширяющие аудиторию, способы и возможности высказывания художника. Однако театр и сегодня остается одним из тех редких видов искусств, которые все еще сохраняют свою «штучность». Спектакль – единичный акт живого общения актеров со зрителями, здесь и сейчас. И при этом театр активно использует последние технические достижения. Рассказ о пластинке с записью игры Новеченто в спектакле ведется через трансляцию вечернего шоу по телевизору. Новеченто разбивает пластинку – это стихийный протест против нежелания быть объектом тиражирования. Но как движение луддитов в первой четверти XIXвека не смогло остановить внедрение машин в производство, так и личный протест Новеченто обречен на поражение.
Наверное, этот спектакль учит мириться с быстрым движением прогресса, понимая его достижения и вместе с тем принимая неизбежные сложности современных инноваций. Сергей Осинцев говорит примерно об этом: «Нас всегда тормозит какая-то оболочка, которую мы боимся разрушить, потому что она нас укрывает, это наша теплица, где мы живем. Новеченто же никто не рассказывал, что жизнь необъятна, он не знал, что мир такой большой и такой разный. Как и он, мы все боимся внутренних перемен, думаем – а вдруг там плохо? И, к сожалению, мой герой не смог этот барьер преодолеть, ему было проще расстаться со всеми мечтами, остаться на корабле и закончить там жизнь. Завораживающая легенда и аллегория». Я думаю после спектакля о том, что часто мы боимся неизвестности как огромного «рояля с бесконечным числом клавиш», на котором не умеем играть. Осознание этого естественного страха – первый шаг к движению и преодолению своих страхов и комплексов.
ОТ «БЭБИ-ТЕАТРА» К ПОЭТАМ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Город Нягань находится в Ханты-Мансийском автономном округе. Его население чуть более 60 тысяч человек. Нягань – совсем молода. Статус города ей присвоен всего 38 лет назад. А через пять лет в Нягани уже появился и свой театр – Театр юного зрителя. Он располагается в школе: спортзал переоборудовали в зрительный зал на 60 посадочных мест.
«Когда к нам приходят в театр, сначала ужасаются, – рассказывает директор Няганского театра юного зрителя Анастасия Постникова. – Это и правда с виду неказистое здание. Но когда люди попадают внутрь – а там так все уютно и хорошо устроено, – то спрашивают, оставят ли нам его, когда построят для театра новое помещение. Декорации, костюмы, реквизит и прочее необходимое для постановки мы делаем сами. У нас представлены все виды театрального искусства, кроме оперы и балета».
Спектаклем «У кота Воркота» в постановке режиссера Виктории Евтюхиной театр в 2016 году открыл новое направление – так называемый «бэби-театр». Действие построено на основе русского фольклора, песенок-потешек и колыбельных. Спектакль рекомендован для детей с 6 месяцев и идет всего 25 минут. За это время актрисы, играющие Солнце, Белый свет и Луну, певуче и доходчиво рассказывают малышам об одном дне – от восхода до захода солнца и появления на небе звезд и луны. На глазах зрителей платки превращаются в солнце и луну, лоскуты ткани становятся кошками, утками, собаками и прочей живностью. Сцена оживает, наполняясь звуками природы, жужжанием насекомых, криками животных и пением птиц, чьи голоса очень похоже имитируют актрисы. Спектакль предусмотрительно идет в мягких декорациях, чтобы ничто не могло напугать маленьких зрителей, которые еще становятся и полноправными участниками спектакля. Многие из карапузов, даже не понимая, что они пришли в театр, перестают бояться непривычной обстановки, вовлекаются в игру. А после окончания представления с помощью актеров увлеченно учатся делать из лоскутов птичек, кошечек, собачек.
«Мы хотим, чтобы, подрастая, они вернулись в театр, поэтому в репертуаре должны быть спектакли, которые им, уже повзрослевшим, будет интересно смотреть», – поясняет Анастасия Постникова.
Привезенный этим же театром на фестиваль спектакль-концерт «Цехъ поэтовъ» режиссер Иван Комаров поставил по стихам поэтов Серебряного века – Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Алексея Крученых, Николая Оцупа, Марины Цветаевой. На сцене постановщики постарались передать обстановку и атмосферу одного из центров культурной жизни той эпохи – петербургского артистического кафе «Бродячая собака». Музыку для спектакля написали Юлия Баранова, Айвар Хучахметов и Ян Кузьмичев. Артисты в игровой форме рассказывают о нескольких поэтических объединениях. Богемный, немного манерный Мандельштам в исполнении Ильнура Мусина, вдруг резко становящийся серьезным, очень точен. Актеру удалось передать масштаб личности поэта. Не менее точен Данил Суворков, играющий Оцупа. Забавен и обаятелен Пушкин, с юмором сыгранный Мироном Слюсарем. Можно по-разному относиться к образам известных поэтов, предложенных актерами из Нягани, возможно, некоторые из них представлены несколько однобоко, но несомненно одно: это острый, дерзкий, яркий и интересный спектакль.
СПЕКТАКЛИ МЕЖДУ РЕЙСАМИ
Главным событием специальной программы фестиваля «Театральная гавань» стала премьера спектакля-вербатима (жанр документального спектакля) «Новороссы». В постановке звучат реальные монологи и диалоги – живые голоса новороссийцев.
На сцене – набережная Новороссийска. На ней установлен открытый микрофон, к которому каждый может подойти и рассказать свою историю.
Спектакль поставлен режиссерами-постановщиками Радионом Букаевым и Евгением Кушпелем, истории жителей переработала в сценический текст Ирина Васьковская.
«Создавая «Новороссов», мы пытались найти и сформулировать то, в чем проявляется истинный, неплакатный патриотизм, – объясняет куратор фестиваля «Театральная гавань», театральный деятель, эксперт по коммуникациям в сфере культуры, продюсер Юлия Юдина. – Наверное, он в том, чтобы быть здесь, несмотря, например, на то, что порой нет горячей воды, да и вообще воды. Есть поговорка: где родился, там и пригодился. Часто в ней видят обреченность, примирение с ситуацией, а ведь она может выражать и гордость, и сознательный выбор. Например, так: я родился здесь и хочу тут жить, хочу, чтобы здесь было хорошо, как там, куда все мечтают попасть. Кто это сделает, если я уеду?»
Актеры на сцене подходят к микрофону, чтобы поделиться своими переживаниями, рассказать о судьбах людей, многие из которых находятся в зрительном зале.
«Вначале было страшно, огромные горы воды высотой с двенадцатиэтажный дом, и теплоход все время должен держаться носом на волну, иначе его повернет боком, завалит и перевернет, и спастись не представляется возможным. – Актер Вячеслав Сизиков рассказывает историю Евгения Кушпеля. – Вахта была круглосуточная. Когда ты сидишь в каюте, то чувствуешь, как эта огромная металлическая махина поднимается, а у тебя все на столе полетело к корме, тебя вдавливает в стену, а потом корабль переваливает через эту гору, резко падает вниз и полностью уходит под воду, торчит только одна мачта. Затем выныривает, снова поднимается и снова падает. Это безумно красиво, но очень страшно».
Евгений Кушпель работал на флоте помощником капитана по производству. По сути, это директор рыбообрабатывающей фабрики, плавучего завода. Со студенческих лет он занимался художественной самодеятельностью, создал свой театральный коллектив, который распался после того, как его участники окончили вуз. В 1984 году Евгений пришел в Новороссийский народный театр. Уходил в море, возвращался, играл, репетировал новые спектакли, снова уходил в плавание. Коллеги шутили: «У тебя спектакли между рейсами или рейсы между спектаклями?» Из его морских рассказов можно составить целую книгу.
В конце концов любовь к сцене победила, и в 1999 году Евгений Леонидович стал художественным руководителем Народного театра, правда, тогда эта должность называлась «режиссер». Он окончил институт, получил специальность «педагог театральных дисциплин, режиссер театра» и звание «заслуженный работник Кубани». Позднее поступил в Высшую школу сценических искусств Константина Райкина, учился у Камы Гинкаса.
В спектакль «Новороссы» также вошли рассказы и других артистов театра. Это житейские истории наших современников. Они полны драматизма, поэзии, любви к своей работе и ответственности за окружающее. Зал смеялся, вздыхал, аплодировал, сочувствовал, переживал, радовался и плакал. Всем были понятны сетования на сносящий крыши норд-ост и отключения воды, интересны неизвестные факты из истории Новороссийска. Спектакль «Новороссы» стал настоящим подарком артистов жителям к 185-летию города.
На фестивале победителей не было, ведь это был не конкурс, а встреча друзей. Каждый коллектив был отмечен дипломом в той или иной номинации.
Фестиваль «Театральная гавань» еще молод, и, надеюсь, ему предстоит пройти еще долгий путь. Ясно одно: он уже стал заметным событием в театральном пространстве России.