СТОЛИЦА ДЕРЕВЕНЬ – ИСТОРИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!
Никакая индустриализация, никакой искусственный интеллект не определяют исконного бытия страны так, как деревни, села и малые города. Деревень с каждым годом становится все меньше, тем бесценнее становится труд по их сохранению и по сохранению истории тех, кто живет на земле. И это не малая история, остающаяся на обочине истории столиц и пухнущих от всего и вся республиканских и областных центров. Это магистральная ветвь российской истории, как млечный путь, где города могут быть пусть и большими звёздами, но на общем полотне.
В нашей газете мы уже рассказывали о первых двух томах антологии «Тюмень – столица деревень». И вот издатель – благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» - порадовал читателей и библиотеки продолжением. В том же формате, с тем же безукоризненным исполнением с точки зрения полиграфии и оформления. Тяжёлый труд тяжело держать в руках – это буквально об этих книгах. Но в этом случае тяжесть определяет отнюдь не вычурную солидность, а основательность. И снова художник Иван Лукьянов радует глаз читателя библейскими сюжетами и работами классиков русской живописи, где рядом живут мысли о вечном и стихи классиков.
Третий том, который я назвал томом сибирской святости, представляет особый интерес для вех, кто интересуется историей Православия в Сибири. Том начинается с работы Галины Коротаевой «Собор Тобольских святых. Священномученик Николай Пятницкий» - ещё один скорбный путь в Небо не через тернии, а через терновые венцы, вслед за Спасителем. О связи с нашей землей другого пастыря -всероссийского батюшки св. праведного Иоанна Кронштадтского следующий материал того же автора. Надежда Антуфьева, известная своими работами о тюменских храмах, поведала историю Суклёмского монастыря в Упоровском районе, стоявшего на Коврижке. Да, именно так называлась возвышенность близ деревни Суклём. Удивительный рассказ о жизни на селе под названием «Кому на селе жить хорошо?» предоставил в третий том протоиерей Григорий Мансуров, настоятель храма в селе Кулаково. С особым теплом и очень живым языком рассказала о жизни старообрядцев Татьяна Тепышева на примере пронзительной судьбы Феодосьи Ивановны Зайковой. Работа известного писателя-краеведа Анатолия Омельчука открывает тайну «потаённого писателя» - Мирона Ивановича Галанина – вождя староверов Урала и Сибири в XVIII веке. Два труда тюменского историка Сергея Турова поведали о храмах в деревне Суерской, удивительную историю церкви во имя Прокопия и Иоанна Устюжских в селе Юровском и Знаменской церкви в таёжном селе Ларьяк на территории Югры. Старообрядцам Приисеться посвящено исследование Галины Королевой. Историческое расследование о строительстве храмов в деревнях Безруковой (на родине Петра Ершова!) и Завьяловой внесла в этот том Татьяна Савченкова.
Исторические документы традиционно в томе представлены. Это «Поездка для обозрения церквей Преосвященнейшего Евсевия, Епископа Тобольского и Сибирского» в 1911 году, а также документы о церквях Тюменского и Тобольского уездов. Они и завершают раздел.
Второй раздел «Путевые заметки о Зауралье» представлены историческими очерками Елены Макаровой об оренбургских отрядах Петра Палласа, Ивана Лепёхина, Иоганна Фалька, увлекательным очерком Сергея Турова о путешествии цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II) в 1837 году. Такую поездку по России повторит позже его внук – последний император, а тогда цесаревич Николай Александрович. Бросает свою щепоть перца в эту поездку Анатолий Омельчук, рассказывая о ссоре цесаревича со своим воспитателем поэтом Василием Андреевичем Жуковским в селе Исетском. Этот же автор рассуждает и делает выписки из путевого дневника Чехова во время путешествия писателя на восток страны. Анатолий Омельчук подобрал для читателей самое интересное. Я хоть и читал эти дневники полностью, но «горячей» подборке, как читатель, был рад, и теперь смогу блистать ими во время бесед о Сибири. Об остановке «царского поезда» под конвоем Юровского в Борках писал не только я в художественном романе «Романовы: преданность и предательство», а многие исследователи и краеведы, благодаря чему и появилась в моей книге такая глава. А теперь есть и новая – статья Владимира Калининского «Царский поезд в Борках».
Древний мир Сибири составляет третий раздел третьего тома. С радостью увидел, что его открывает рецензия Анатолия Щербакова на основательную работу моего иркутского друга-писателя Анатолия Байбородина «Русский месяцеслов». Я сам писал отзыв на эту работу для другого издания. Но там формат не позволял развернуться, и мне были интересны другие отзывы на этот нужный каждому русскому человеку труд. Сам же Анатолий Байбородин представлен очерком «Земное и небесное крестьянское знание…», корни которого именно в «Русском месяцеслове», из него каждый читатель может почерпнуть кладезь мудрости и наблюдательности нашего народа. Уместно продолжает этот раздел «Народный календарь» Николая Скалозубова. И он великолепно перемежается работами, портретами и пейзажами гениальных русских художников. Далее вы найдете исследование сибирских говоров, и особенности обучения грамоте, работы «Посты и праздники в деревне» и «Деревенская свадьба» со всеми необычайными обычаями от Григория Уткова. Тобольский писатель Вадим Сулимов, познакомит читателей с мусульманскими школами в Тюмени и уезде накануне Первой мировой войны. Многие знают увлекательные исторические очерки Вадима Сулимова, которые выпущены доступными брошюрами. Собиратель фольклора и основатель вокального ансамбля «Росстань», профессор Лилия Дёмина подарила тому «Песенную культуру русского Зауралья». Не зря мы называем её «голосом сибирской деревни». О песнях старожилов Приисетья рассказывает Ярослава Мельникова, а в конце тома читателей ожидает сюрприз от автора – компакт-диск «Крестьянские напевы старообрядческой деревни» и, забегая вперёд, в 4-м томе тоже есть диск – но уже с планами деревень Тюменского округа Тобольской губернии», который станет большим подспорьем для исследователей. О собирателе фольклора Петре Городцеве и его работе – небольшой очерк Ларисы Беспаловой.
И куда без художественной прозы?! Особо приятно было увидеть удивительные деревенские рассказы художника Михаила Захарова совокупно с его работами. В свое время я от корки до корки прочитал сборник прозы Михаила Ивановича «По небу лодка плыла», восхищаясь метким и таким особо художественным языком художника (это не тавтология!), понимая, что Бог щедро наградил его талантами. Двумя произведениями представлен в сборнике старейший тюменский писатель Станислав Ломакин. А продолжает тему художников солидный раздел «Вернисаж»… Ах, какие там полотна родных мест! И… знакомые имена мастеров изобразительного искусства.
Раздел «Как это было» представлен тремя мемуарными очерками Григория Уткова, работами об обществе трезвости Павла Малиновского, историческим очерком Ольги Майровой «Почему Сибирь в лаптях не ходила» и ее же «Рассказом старожила о былом». О волостном писаре Кирееве повествует работа Станислава Белова и Юлии Соловьевой, а продолжает раздел исследование главного редактора всего проекта Александра Вычугжанина «Тюменский уезд в зеркале статистики накануне 1917 г.». Есть в разделе и очерк о крестьянском восстании 1921 года от известного многим ялуторовского историка-краеведа Павла Белоглазова, ушедшего из жизни в апреле 2021 года. И, конечно, в разделе есть портретные очерки семей, которые вливают ручьи живых историй в полноводную реку истории края.
«Самое древнее значение слова деревня – очищенное от леса или дерна место для нивы. По своему происхождению это русское слово – от древнерусского дървъня (пашня)». Это первые строки работы Натальи Балюк (она же является одним составителей и редакторов), открывающие первый раздел 4-го тома «столицы деревень», читая которые, я невольно вспомнил лекцию о подсечно-огневом земледелии наших предков на первом курсе исторического факультета, и некоторые сербские слова, потому то сербы остались ближе, в лингвистическом смысле, к исконно-славянским корням. В этом же разделе есть работы историков и краеведов Галины Медведевой и Ирины Скипиной.
В третьем разделе «Истории» читатель встретит увлекательные очерки и исследования Геннадия Крамора, Нины Ершовой, Елены Швецовой и… даже Николая Чукмалдина. Двумя рассказами представлен писатель и журналист Леонид Иванов, корни которого в вологодской деревне, а начало рода в Финляндии. Хотя и в 4-м томе снова есть, в буквальном смысле, чудесные рассказы от художника Михаила Захарова и продолжение труда иркутского писателя Анатолия Байбородина. Именно переплетение исторических очерков с портретными, с художественной прозой, поэзией делают каждый том «столицы деревень» уникальным сборником. Но не только художники представлены как прозаики, но и, например, блистательные поэты представлены, как художники. В третьем томе есть работы Виталия Огородникова. А среди портретных очерков неожиданно увидел труд моего соседа из детства, попечителя фонда «Возрождение Тобольска», известного всей Тюмении руководителя Геннадия Шмаля, который рассказал мне о Павле Чикове – руководителе сельского хозяйства нашей области в 60-е годы прошлого века. Том украшают исследования московского историка Николая Никитина, моего преподавателя Николая Половинкина, краеведа Владимира Полищука из Тюмени и Владимира Струся из Ханты-Мансийска…Охватить всю палитру в одном обзоре невозможно. Но всякий раз, когда я перелистывал страницу очередного раздела, мне хотелось схватить телефон и позвонить моему другу-издателю Аркадию Елфимову, неустанными трудами которого появляются такие книги и прокричать в трубку: как хорошо, что ты это сделал для нас и для потомков!..
О блистательном оформлении всей серии я уже писал в отзыве на первые два тома. Но хочется процитировать главного художника проекта Ивана Лукьянова: «Из книги «Тюмень- столица деревень» на нас смотрят лица крестьян, наши пращуры. Вглядываемся в них связуя бывшее и настоящее. Между нами невидимая граница, что уготовили мы в будущем потомкам нашим. Смотрим на себя самих в прошлое и будущее, в ту первоначальную суть, что заложена в нас. Множество поколений отделяют нас от крестьян XVIII в., патина времени на наших лицах делает нас современниками веку сему. Мы подобны древней иконе, дошедшей до XXI века, почти черные от копоти. Но стоит пошкрябать, почистить , и вот уже проявляется первозданный образ заложенный в нас издревле. Вглядываясь в портреты и пейзажи прошлого уходим мыслями туда, где не было потребления как смыла бытия. Подобно обратной перспективе образы крестьян фокусируются на нашем внутреннем мире, дают оценку теперешнему состоянию нашей души. И со всей очевидность виден тупик, в который завела нас псевдоцивиллизация». Это и есть основная идея художественного оформления 4-хтомника. Я знаю, что Лукьянов не раз переделывал макеты страниц, а каждый разворот несёт в себе не глубокий даже, а глубинный смысл. От первого до четвертого тома – это продуманная геометрия издания, помноженная на Слово.
Что ж… Растёт столица деревень, превращаясь в мегаполис, но если умрут деревни вокруг, то столица останется ярким пнём без корней. Впрочем, четыре корня сохранены в фундаментальном издании фонда «Возрождение Тобольска», которое станет украшением библиотек и частных коллекций. Было бы неправильно не упомянуть попечителей фонда, о которых всегда не забывает Аркадий Елфимов. Ведь это не только вложенные средства, это немалая моральная и даже методическая поддержка проектов. Как говорится – с миру по нитке. Отметим, что в этом шикарном проекте нет ни копейки бюджетных средств. Книги, о которых мы говорим – это, по сути, народные проекты. Авторы не получают гонораров, библиотеки не платят за обретение этих книг. Потому особо следует поблагодарить за поддержку этого, несомненно, значимого исторического проекта Юрия Шафраника, Константина Белкина, Владимира Куракина из Червишево, старого друга фонда, и всех других неравнодушных людей. Отметить надо и тех предпринимателей, которые закупают эти книги для муниципальных и школьных библиотек, что помогает фонду закрывать проблемы с дорогостоящей печатью. Насколько я знаю, для омских библиотек книги закупил Святослав Капустин и в ближайшее время они будут переданы в дар с проведением презентаций. А это ещё раз напоминает нам, что главный альманах фонда называется «Тобольск и вся Сибирь». С Тюмени и Тобольска начиналось освоение Великого Края. Велика Сибирь, а людей, хранящих её историю и культуру, к сожалению, не так много. Остается надеяться, что у тех, кто откроет хотя бы один из этих четырех томов, откроются глаза и сердце. В том числе у тех, кто принимает решения или наивно полагает, что его дело важнее сохранения истории и истоков. Бог же и так всё видит…