Вообще, снова задумался над тем, почему люди любят читать ужасы?
На такие размышления мена натолкнула пара рассказов, в которых смаковались самые мерзкие и отвратительные стороны жизни. Кто-то говорит, что нужно иметь смелость, чтобы туда заглянуть и признать, что в человеческой жизни встречается и такое. А я, дурак, думал, что все мы прекрасные принцы и принцессы, блюём радугой, пукаем сандаловым ароматом и испражняемся сладким нектаром и розовыми лепестками.
Так вот, хотелось бы поразмышлять над тем, что должно быть в литературе ужасов, а что — в принципе, не может называться литературой.
Как мне кажется, у литературы, как и у любой деятельности есть свой смысл, свои цели и задачи. Немаловажной задачей является воздействие на эмоции читателя, эмоции другого человека. В целом, как мне кажется, это можно охарактеризовать как стремление расшевелить, оживить внутренний мир человека, подпитать его и, возможно, через это помочь гармонизировать его. Гармонизация может быть вполне экстремальной — те же слешеры, ужастики, — может быть более щадящей (условно назовём это так).
Но есть вещи, которые не помогают задуматься, почувствовать мир и себя, которые глубже загоняют человека во внутренние конфликты и тупиковые переживания. Как мне кажется, те, кто создают эти вещи, на самом деле отчаянно посылают в пространство сигнал СОС. Спасите нас, мы не вывозим. И это имеет право на существование. Но правильно ли это выставлять на огромную аудиторию, с надменным смакованием самых отвратительных черт и сторон жизни? Мой ответ — всё-таки, нет. Потому что, как мне кажется, стоит разделять самопомощь и творчество.
Да, конечно, в любом творчестве есть элемент самопомощи и, через это, помощи другим людям, которые думают и чувствуют так же, как ты. И это правильно. Но, на мой взгляд, есть определённые границы, которые переходить не стоит. Из соображений ментальной гигиены. Как с проявлениями физических недугов борятся специальные люди, ответившие глубинному зову и давшие клятву Гиппократа, так и в ментальном плане, не всё, что происходит у тебя в душе, в мыслях, фантазиях, следует транслировать на широкую публику.
Ты же не будешь самоудовлетворяться, испражняться, блевать, или всем и каждому говорить, что тебя дерёт понос, или ещё что-то в этом роде, бегая по улице и размахивая испачканным бельём или, например, медкартой.
Да, можете мне возразить, что оно и такое бывает, но, честно признайтесь, какое отношение к таким людям? Как к гениям, или немножечко иное? Повторюсь, только честно!
Вот так и в творчестве. Есть вещи, которые не стоит обнажать перед широкой аудиторией. Вещи, которые предназначены для тех, кому ты особенно доверяешь, кто знает тебя, и кто умеет видеть за злостью, надменностью, агрессией то, что тебе, на самом деле, очень больно, и ты мучаешься. Мучаешься настолько, что терпеть уже эту пытку нельзя.
На мой взгляд, гигиена должна быть как физическая, так и ментальная, а если ты работаешь в таких жанрах, которые подразумевают обращение к самым тёмным сторонам жизни, то на тебе и большая ответственность, и спрос с тебя больше — как всё это показать честно, правдиво, ёмко, и при этом, не перейти грань пошлого смакования.
А что думаете вы? Буду рад почитать ваши размышления и чувства по этому поводу.
Как вы относитесь к провокациям в литературе? Какие у вас морально-этические критерии искусства и крика о помощи очень страдающей души?
Заранее благодарен за ответы.
#литература #размышления #заметки #хоррор