Найти тему
Dhandho Investor blog

Замедление спроса на электромобили в Китае приводит к снижению цен на металлы для аккумуляторных батарей

Цены на ключевые материалы для аккумуляторов, такие как литий, кобальт и никель, в этом году резко упали, поскольку продажи электромобилей в Китае остывают, а на рынке наблюдается всплеск предложения.

C начала года цены на литий упали почти на 70 процентов, на никель - на 40 процентов. Рынок кобальта перенасыщен, и цены колеблются чуть выше рекордно низких значений.

Lithium Carbonate (CNY/T)
Lithium Carbonate (CNY/T)
Nickel (USD/T)
Nickel (USD/T)
Cobalt (USD/T)
Cobalt (USD/T)

Во многом падение вызвано замедлением роста спроса на полностью электрические автомобили в Китае. За первые девять месяцев 2022 года продажи выросли вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, но в этом году темпы роста замедлились до 25 процентов.

Рынок электромобилей замедляется. Кроме того, продажи бытовой электроники в Китае в прошлом году сократились на двузначные цифры, и велика вероятность еще одного сокращения в этом году.

Продажи электромобилей. Китай
Продажи электромобилей. Китай

Однако, падение цен представляет собой скорее возвращение к нормальной жизни после ажиотажа. Падение цен на сырье станет облегчением для автомобильных компаний и производителей аккумуляторов, которые в прошлом году впервые за более чем десятилетие столкнулись с ростом цен на элементы. Это поможет снизить стоимость электромобилей, поскольку на аккумулятор приходится где-то от одной пятой до одной трети стоимости автомобиля. Cнижение цен на сырье может занять месяцы, в зависимости от условий контракта между горнодобывающими компаниями и клиентами.

Цены на литий, которые никогда ранее не поднимались выше $25 000 за тонну, в середине 2021 года начали огромный рост, который привел к пику выше $80 000 в конце 2022 года. Теперь же они снова упали (вернулись) до $23 000 за тонну. Колебания цен подчеркивают, что рынки материалов для аккумуляторов переживают резкие взлеты и падения, поскольку горнодобывающие компании пытаются быстро увеличить производство, чтобы удовлетворить ожидаемый рост спроса на электромобили в ближайшее десятилетие.

Высокие затраты на финансирование из-за повышения процентных ставок сделали хранение запасов сырья более дорогим. В цепочке поставок аккумуляторов происходит сокращение запасов, это предполагает использование накопленного металла для изготовления аккумуляторов, а не закупку новых материалов, что еще больше снижает спрос на сырье.

Цены на кобальт пострадали особенно сильно, поскольку он производится как побочный продукт на медных и никелевых рудниках в Демократической Республике Конго и Индонезии, что затрудняет сокращение поставок, чтобы сбалансировать рынок, когда цены резко падают.

Для информации и некоторого представления я оставлю здесь "сборный" прогноз баланса рынка аккумуляторных металлов.

-6

Он небезоснователен. Балансировка товарных рынков обычно происходит от трёх до семи лет. Вполне можно предположить дальнейшее падение цен на эти металлы, если спрос не изменится.

Рынки никеля и кобальта будут перенасыщены предложением в течение следующих нескольких лет. Что касается спроса, то китайская индустрия электромобилей переходит с никелевых, кобальтовых и марганцевых аккумуляторов на более дешевые литий-железофосфатные аккумуляторы, а это означает, что спрос на кобальт и никель будут расти не так быстро, как ожидалось.

И всё же этот переход быстрым не будет, и на наш век еще хватит потрясений и сдвигов баланса спроса и предложения. А значит и возможностей стоимостных инвестиций в любой из металлов. Как только волна скидок на электромобили в Китае закончится и спрос начнет расти, цены могут вырасти, как «свернутая пружина», поскольку производители будут покупать материалы как для производства, так и для пополнения запасов.

Спасибо за внимание!