Найти в Дзене

Реформация в Швейцарии. Учение Ульриха Цвингли. Учение Жана Кальвина.

Оглавление

Швейцария - это второй крупнейший центр реформационного движения в Европе в XVI веке, который сложился в результате социально-политических противоречий кантонов и влияния религиозных идей Лютера. Чтобы понять, почему реформация затронула и эту страну, стоит разобраться в ее историческом развитии.

Историческое развитие Швейцарии и причины реформации.

Швейцария - это конфедерация, состоящая из кантонов, которые обладают собственной автономией и реальными правами. Эти территориальные единицы делятся на лесные (например, Швиц, Ури, Люцерн), в которых сложились общинные порядки, и городские (например, Цюрих, Берн), в которых в XVI веке уже намечаются настроения ухода от патриархальных пережитков и переход к капиталистическим отношениям. Проблема состояла в том, что в лесных кантонах, являвшихся и так экономически отсталыми, шло разложение общины, из-за чего возникал избыток рабочей силы бедных крестьян, которой пользовались зажиточные землевладельцы. Городские кантоны, управлявшиеся патрицианскими фамилиями, которые владели большинством земли и торгово-ремесленными предприятиями, стремились к подчинению лесных кантонов, что, в свою очередь, провоцировало постоянные столкновения кантонов и разрушало их единство. Более того, оно подрывалось ещё и заключением договоров между разными кантонами и другими государствами Европы. Однако всё это сдерживалось благодаря вообще цели такого объединения кантонов - безопасность от внешних угроз. Это важно понимать, поскольку в Швейцарии, как и в Германии, реформация проходила в условиях “своеобразной” политической раздробленности, поэтому затрагивала только определенную часть кантонов.

Швейцария. Люцерн во 2-ой половине XVI века.
Швейцария. Люцерн во 2-ой половине XVI века.

Стоит также упомянуть военное наемничество, которое в то время было популярно в Западной Европе. Это явление стало проклятием для швейцарцев, которых стали вербовать другие государства, из-за того что во время освободительных войн они создали себе репутацию непобедимой пехоты. Военное наемничество для аристократии стало ещё одной возможностью зарабатывать деньги, а для реформации - толчком к её осуществлению, поскольку, естественно, народ был недоволен, что сильные люди уходят воевать за другие государства, и дальше можно будет увидеть, что требования отказа от наемничества будут придерживаться реформаторы.

Говоря о положении церкви в Швейцарии, необходимо сказать, что в XIV веке началось общее наступление на неё со стороны светских властей: церковная юрисдикция была значительно урезана в результате “Грамоты о священниках” 1370 года. А уже на протяжении XV века власти кантонов устанавливали контроль за городскими и сельскими церквями, назначали на должность священников и распоряжались их землями. То есть в Швейцарии уже до начала реформации шло определенные притеснение церкви. Всё вышеперечисленное так или иначе содействовало началу реформации.

Учение Ульриха Цвингли и ход реформации.

Если в Германии основоположником реформации можно считать Лютера, то в Швейцарии - Ульриха Цвингли, священника, гуманиста. Рассмотрим основные положения его учения:

  • Стремился уничтожить всё, что не оправдывалось положительно Святым писанием, отсюда его желание полностью преобразить латинскую церковь, что отличает его от Лютера, который, как мы знаем, хотел просто согласовать своё учение с Евангелие и сохранить в западной церкви всё то, что не противоречит Священному писанию;
  • Отвергал индульгенции, поклонение иконам, статуям и мощам святых, поэтому в Цюрихе (городской кантон, в котором он распространял своё учение) во всех католических церквях приверженцы убрали иконы, распятия, статуи святых;
  • Был поборником дешёвой церкви, например, опять же в Цюрихе в католических церквях фрески были замазаны, стены побелены, а вместо алтарей поставлены простые столы, то есть церковь стала скромнее;
  • Придавал присутствию Христа в таинстве Евхаристии только символическое значение (в отличие от Лютера), а также не признавал за церковными таинствами (крещением и причащением) магической силы;
  • Считал, что Евангелие Христа служит укреплению власти, наставляет на истинный путь, объединяет её с народом, пока власть действует по-христиански (не соблюдающих смещают не силой, а по согласованию всего народа);
  • По его учению спасения достойны даже язычники, поскольку все добродетельные люди будут спасены.
Изображение Ульриха Цвингли.
Изображение Ульриха Цвингли.

Можно сказать, что цвинглианская церковь была более демократичной, чем лютеранская: имела республиканское устройство, поскольку проповедники и пастыри избирались общиной. Более того в Швейцарии очень осторожно подходили к реформированию церкви, в отличие от Германии, перед тем как вводить что-то новое народ подготавливали к этому с помощью проповеди. Это, как мне кажется, сказалось на том, что на первом этапе реформация в Швейцарии была более удачной и результативной, чем в Германии.

В результате Реформ, которые провел Цвингли, отменялись многочисленные церковные праздники, закрывались монастыри, была проведена секуляризация церковно-монастырской собственности. Надзор за соблюдением реформированного вероисповедания осуществляли светские должностные лица. Также Цвингли доходы от церковных учреждений обращал на семинарии, приюты и богадельни. А латинский язык в молитвах был заменен немецким.

Цвингли не ограничился лишь религиозными догмами, но и предоставил вниманию и свои социально-политические требования: отмена наемничества и крепостничества, защищал мелкую собственность крестьян и ремесленников. Это тоже в какой-то степени было услышано, например, в кантоне было запрещено ростовщичество, наемничество и получение иностранных пенсий.

Можно заметить, что учение Ульриха Цвингли намного мягче и, на мой взгляд, привлекательнее, неудивительно, что оно распространялось не только на территории Швейцарии, но и проникало даже в города Германии.

Однако, как я уже говорила раньше, кантоны в конфедерации находились постоянно в стадии конфликта, что негативно отразилось на реформации. Соперничество в распространении нового учения между Цюрихом и Берном, а также поражение Цюриха в противостоянии против католических лесных кантонов и гибель в этой войне Цвингли (1531 год) - всё это переместило центр реформации в Женеву.

Учение Жана Кальвина и продолжение революции.

Главным реформатором в Женеве стал Жан Кальвин, французский теолог и пастор. Рассматривая его теорию, стоит сказать, что его учение идёт в противовес как католической церкви, так и народной реформации (он обвинял их в безбожии и материализме). Святое писание - исключительный авторитет и не потерпит вмешивания человеческого разума и философии. Главный его догмат - учение о божественном предопределении: участь человека в земной жизни раз и навсегда предопределена, и никакими делами и заслугами человек не может изменить изначальное свое предопределение. Одним Бог дарует спасение, других он обрекает на страдания. Это чем-то схоже с принципом, если его так можно назвать, которым руководствуются многие люди в наши дни, заключающимся в вере в свою судьбу, что все наши действия предопределены Богом, и ничего поменять нельзя. Однако, как мне кажется, его учение слегка противоречиво, поскольку в соответствии с ним неудачи и отступление от своей жизненной миссии есть признаки греховности. Из этого следует, что бедный человек должен нести на себе всю тяжесть его жизни, что немного нелогично.

Изображение Жана Кальвина.
Изображение Жана Кальвина.

Жан Кальвин не отрицал церковную организацию как таковую, поскольку считал, что главное единство верующих - это начало церковной организации. Знаки священства выше королевской власти. Так, кальвинистская церковь имела республиканское устройство: община избирала пастыря, пресвитеров (административные дела) и дьяконов (сбор и распределение милостыни). Высшим органом кальвинистской церкви была консистория, которая также подчиняла и светскую власть. Очень четкая структура позволила Кальвину практически построить в Женеве теократию. Интересно то, что влиятельная буржуазия, недовольная таким ходом дел, выгнавшая Кальвина из Женевы, попросила его вернуться, после чего он обладал большой властью над кантоном и местами, где находилась кальвинистская церковь. Это, конечно, говорит о победе реформации в Швейцарии.