Дайджест, в котором каждый участник ВЭД найдёт для себя необходимую информацию. Изменения законодательства, подтверждённые в кейсах — подводим черту под ударным месяцем юристов Парадигмы права.
По традиции в начале месяца мы подготовили обзор изменений таможенного законодательства.
01.10.2023 выдался ударным днем для изменений в законодательстве, вот ряд из них:
1. Снижены стоимостные нормы ввоза отдельных товаров для личного пользования на территорию ЕАЭС без уплаты таможенных пошлин, налогов.
(Решение Совета ЕЭК от 20.12.2017 N 107)
2. Установлен порядок внесения изменений в документ об уплате таможенных пошлин и налогов по товарам для личного пользования, декларируемым с помощью пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов.
(Решение Коллегии ЕЭК от 22.11.2022 N 180)
3. До конца 2024г. вводятся гибкие ставки вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров с привязкой к курсу рубля.
(Постановление Правительства РФ от 21.09.2023 N 1538)
4. Изменяется форма пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов.
(Решение Коллегии ЕЭК от 21.03.2023 N 37)
5. Изменяются особенности заполнения декларации на товары электронной торговли и заявления об их выпуске до подачи декларации
(Решение Коллегии ЕЭК от 14.03.2023 N 27)
6. В новой редакции приводится форма корректировки пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов. Новая форма дополнена графой «Место нахождения товаров».
(Решение Коллегии ЕЭК от 27.06.2023 N 85)
7. Изменяются структура и формат декларации на товары для экспресс-грузов, пассажирской таможенной декларации для экспресс-грузов и корректировки указанных деклараций.
Уточнено, требования каких стандартов должны быть соблюдены при формировании электронной декларации и электронного вида декларации.
Также в новой редакции изложен реквизитный состав структуры указанных деклараций.
(Решение Коллегии ЕЭК от 27.06.2023 N 86)
8. Изменяются структура и формат заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары
(Решение Коллегии ЕЭК от 16.05.2023 N 62)
Более подробно об изменениях таможенного законодательства рассказали в традиционном видеообзоре:
Бизнес не согласен с изменениями правил распределения лицензионных платежей!
4 октября на площадке Евразийской экономической комиссии состоялось заседание экспертной группы по вопросам таможенной стоимости при Консультативном комитете по таможенному регулированию.
На заседании обсуждался проект решения Коллеги Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 мая 2018 № 83 «О расчете дополнительных начислений при определении таможенной стоимости товаров», которым установлен, в том числе, порядок определения величины и распределения лицензионных платежей, подлежащих добавлению к цене товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС.
Подробно по этой и другим темам заседания можно прочитать в статье:
Двойной акциз на одноразовые электронные сигареты
У нас в работе есть несколько кейсов, связанных с начислением двойного акциза на одноразовые электронные сигареты. Вопрос довольно интересный и для его понимания нужно немного погрузиться в его историю.
В эпоху «старого ТН ВЭД» (т.е. до 2022 года) в товарной номенклатуре не существовало специального кода для одноразовых электронных сигарет. Этот товар традиционно декларировался в подсубпозиции 8543 70 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС как машины и аппаратура прочие.
При этом ФТС России в своих письмах «О взимании и учете акцизов» регулярно сообщала, что данному коду ТН ВЭД ЕАЭС соответствует акциз, взимаемый за импорт электронных систем доставки никотина, исчисляемый за каждую единицу товара.
Второй акциз – за жидкости для электронных систем доставки никотина (исчисляемый за 1 миллилитр жидкости) – взимался в отношении соответствующих товаров, классификация которых осуществлялась в товарной позиции 3824 ТН ВЭД ЕАЭС.
С 2022 года в «новой» товарной номенклатуре появились специальные коды для данной категории товаров:
• сигареты электронные и аналогичные индивидуальные электрические испарительные устройства (товарная подсубпозиция 8543 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС)
• и, соответственно: продукция, содержащая табак, восстановленный табак, никотин, или заменители табака или никотина, предназначенная для вдыхания без горения; прочая продукция, содержащая никотин и предназначенная для поступления никотина в организм человека (товарная позиция 2404 ТН ВЭД ЕАЭС).
При этом, как не сложно догадаться, классификация одноразовых электронных сигарет продолжалась в позиции 8543 ТН ВЭД ЕАЭС, как это делалось раньше.
Итак, некоторое время назад таможня решила, что одноразовые электронные сигареты должны облагаться акцизом одновременно как электронные системы доставки никотина и как жидкости для таковых.
С доначислением акциза в некоторых случаях таможня начала изменять классификацию товара, отправляя одноразовые устройства в товарную позицию 2404 ТН ВЭД ЕАЭС, которая к тому же имела более высокую ставку пошлины. Иногда код оставался прежним и доначислялся только акциз.
Разумеется, декларанты не были согласны ни с изменением кода, ни с двойной уплатой акциза. Суды наполнились исками.
До недавнего времени судебная практика не отличалась единообразием. В одном и том же суде по одинаковым спорам выносились диаметрально противоположные решения.
5 октября после множества переносов и отложений третья судебная инстанция (Арбитражный суд Московского округа) рассмотрела первые два дела (А40-193845/2022 и А40-149431/2022). По этим постановлениям мы уже можем судить о трендах в разрешении остальных споров.
Итак, в вопросе классификации Суд высказался однозначно – одноразовые электронные сигареты должны классифицироваться в товарной позиции 2404 ТН ВЭД ЕАЭС. Здесь таможня оказалась права.
А вот с акцизом всё вышло сложнее. Отправляя дело А40-149431/2022 на новое рассмотрение Суд указал, что при решении вопроса о размере акциза судам необходимо учесть технологическую разницу в электронных системах доставки никотина, — где многоразовые электронные системы доставки никотина (в отличие от одноразовых) сами по себе имеют потребительскую ценность, являются самостоятельным товаром.
То есть Суд непрозрачно намекнул, что одноразовые сигареты без жидкости потребительской ценности не имеют, а следовательно, не должны облагаться акцизом для электронных систем доставки никотина, но при этом подлежит уплате акциз за содержащуюся в них жидкость.
Справедливости ради отметим, что с 1 марта 2023 года акциз за устройства упразднен и теперь взымается только за жидкость, что вполне корреспондируется с озвученной судебной позицией. Вместе с тем формально для деклараций, поданных ранее указанной даты, это не имеет правового значения.
Неясным остается вопрос, какие перспективы споров, в которых таможня не меняла классификацию товара? Особенно в случаях, когда применялся еще «старый» ТН ВЭД ЕАЭС. Согласится ли Суд с тем, что товар, классифицируемый как «устройство», будет облагаться акцизом как «жидкость». Как думаете?
Размяться и подумать над одной любопытной задачкой
Во внешнеторговом контракте предусмотрена возможность отсрочки платежа, но с условием уплаты процента за отсрочку.
В контракте указано так:
«Поставка товара производится на условиях 100% предоплаты. Если какая-то часть стоимости товара оплачивается после даты отгрузки соответствующей партии товара, Стороны соглашаются, что такая часть стоимости товара считается уплаченной с предоставлением отсрочки платежа. Такая отсрочка может быть представлена Продавцом Покупателю на срок не более 180 календарных дней при условии уплаты процентов в размере 2% в месяц».
Покупатель оплатил партию товара через месяц после отгрузки, в связи с чем в счете обозначены две цифры:
1) 10 000 Евро – стоимость товара
2) 200 Евро – процент за отсрочку платежа.
Вопрос: нужно ли включать 200 Евро в таможенную стоимость?
Выбирайте свой ответ и читайте далее правильный!
Правильный ответ на задачку можно найти в Решении Коллегии ЕЭК от 22.09.2015 №118 «Об утверждении Правил учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров».
Об этом Решении почему-то очень редко вспоминают, хотя, как показывает практика, в некоторых ситуациях оно может быть очень полезным.
В Решении подробно расписаны условия, при которых допускается не включать такие процентные платежи в таможенную стоимость:
• процентные платежи указаны отдельно от цены товара;
• условия отсрочки платежа оговорены сторонами в контракте или специальном соглашении;
• товары проданы по цене без учета процентов за отсрочку платежи;
• процентная ставка не превышает уровня, характерного для аналогичных финансовых отношений в стране продавца.
Судя по тексту нашей задачки, все условия соблюдены. Хотя остаётся вероятность, что таможня попросит подтвердить уровень кредитной процентной ставки в стране продавца. Так что правильный ответ – нет, 200 Евро за отсрочку платежа мы в таможенную стоимость включать не будем!
И снова хорошие новости!
В пользу нашего клиента завершился долгий и объемный процесс с таможней, который длился почти два года. Было поведено 15 заседаний в Краснодаре и Ростове-на-Дону. Сумма иска – более 200 миллионов рублей.
Спорили о включении лицензионного платежа в структуру таможенной стоимости.
Наш клиент – крупная винодельческая компания. Всё производство локализовано в России, продукция производится из отечественного сырья. Единственный импортный компонент – это пробка для укупорки бутылок из сырья, которое, как известно, у нас в стране не произрастает.
Так вот, поскольку на эту пробку наносился товарный знак, таможня посчитала необходимым включить всю сумму лицензионного платежа, уплачиваемого за право производства вина под этим брендом, в таможенную стоимость пробки.
Абсурд? Конечно!
Но тут дело в том, что такая категория споров является одной из самых сложных в таможенной практике. Для разрешения спора требуется учитывать огромное количество норм, разъяснений, постановлений пленумов, примеров и практики. Масла в огонь регулярно подливает Верховный Суд, формулируя новые подходы к анализу условий спора.
Если провести аналогию, то в таком процессе мы как будто играем в покер, но у таможни правила от домино, а у Суда инструкция по игре в боулинг.
В общем, процесс был непростой. Первую инстанцию мы проиграли. Но, к счастью, апелляция и кассация услышали наши доводы и согласились с ними. Таможня, скорее всего, на этом не остановится, и есть вероятность, что впереди нас ждёт процесс в Верховном Суде. Если это случится, то мы обязательно с вами поделимся новостью. А пока мы очень рады текущему результату!
Оптимизация споров по таможенной стоимости
Таможенная стоимость – вечный камень преткновения. Если цена поставки отличается от среднестатистической в меньшую сторону, таможня замучает декларанта запросами, и, скорее всего, посчитает необходимым увеличить стоимость товара, ориентируясь на аналогичные поставки с более высокой ценой.
Иногда такая корректировка влечет колоссальное увеличение суммы таможенных платежей, но чаще всего платежи увеличиваются не существенно – 20-30 тысяч рублей. В таких ситуациях проще не связываться с таможней, и просто заплатить доначисленные платежи без лишних споров. Самостоятельная подготовка жалоб или услуги юриста обойдутся дороже предмета спора. И, если конечно это не дело принципа, импортер просто грустно вздыхает и идёт вносить средства для уплаты пошлины на ЕЛС.
Корректируют раз, корректируют два..., а поставки по контракту являются регулярными и товары продолжают поступать. И вот уже набегает приличная сумма платежей.
Для таких ситуаций есть способ собрать воедино все корректировки стоимости по контракту в один иск. Это сделает процесс оспаривания экономически обоснованным и позволит сэкономить на услугах юриста и даже уплате гос пошлины.
Не знали? Задумайтесь, возможно, за последние три года (а именно столько, как вы помните, составляет срок таможенного контроля) какой-либо из ваших контрактов попал в такую категорию? Может быть, есть смысл поспорить с таможней?
Парадигма права | Юристы для ВЭД
paradigma-prava.ru