Поначалу фотография была хобби Елены Мрозовской, но вскоре она ее так захватила, что женщина стала настоящим профи, а также владелицей собственной фотостудии. Так она подвинула в этом мастерстве многих мужчин, чьим уделом и считалась ранее фотография.
Она раньше работала одновременно учительницей и продавщицей, а потом в жизни Елены появилось модное увлечение — фотография. И оно настолько вытеснило все остальные хобби, что Мрозовская в 1892 году окончила курс фотографии при Императорском Русском техническом обществе, после чего сразу же отправилась в Париж, чтобы отточить свое мастерство и заодно продолжить постигать азы фотоискусства. Во Франции она училась у известного фотографа Надара (Гаспар-Феликс Турнашон).
Увы, но в биографии Мрозовской до сих пор имеются большие пробелы. Отрывочные данные говорят, что ее девичья фамилия была Княжевич, что по происхождению она была черногоркой. Точная дата ее рождения также неизвестна. Елена относилась с сословию купцов второй гильдии, а вот ее супруг работал инженером по управлению технологическими процессами в лесной промышленности.
В 1894 году Мрозовская стала первой женщиной, которая открыла собственную фотостудию в Санкт-Петербурге, прямо на Невском проспекте, 20. Это место находилось всего в нескольких минутах ходьбы от фотостудии чрезвычайно известного Карла Буллы.
Студия Мрозовской была довольно известным местом в городе. Она снимала портреты членов императорской семьи и представителей княжеских родов, известных актеров и всей музыкальной элиты того времени. Ниже на снимке — композитор Николай Римский-Корсаков; а вот на обратной стороне его портрета виден фирменный знак фотостудии.
А это знаменитая балерина Матильда Кшесинская, которой Николай II был увлечен в юности. На многих снимках она позирует в образах персонажей из своих спектаклей.
Мрозовская также сделала десятки портретов известной актрисы Веры Комиссаржевской.
Даже сам Константин Станиславский, которого трудно было чем-то удивить, предпочитал сниматься у Мрозовской.
Химик Дмитрий Менделеев также попал в объектив женщины-фотографа.
«... Вы, авантюры Ольги Штейн.
Процесс comtesse О’ Рурк-Тарновской,
Для стиля — comte’a Роникер
И (до свиданья, хроникер
Судебный!) ателье Мрозовской,
Где знать на матовом стекле
И Северянин в том числе!».
Так писал поэт-авангардист Игорь Северянин о студии Мрозовской в своем поэтическом романе о культурной столице «Пианино Леандра».
В 1896 году Елена Мрозовская снимала Санкт-Петербургскую консерваторию, став официальным фотографом не только ее, но и Императорского музыкального общества.
А в 1903 году Мрозовская удостоилась чести быть одним из фотографов, посетивших императорский костюмированный бал в Зимнем дворце. В частности, в ее объектив попали великий князь Константин Константинович и принцесса Ольга Орлова.
Кстати, Мрозовская фотографировала великого князя Константина Константиновича отдельно, а также с его семьей.
Есть и его портрет, на котором князь оставил свой автограф.
А портрет княгини Ольги Орловой с кокошником стал одной из самых известных фотографий, сделанных Еленой Мрозовской.
Широко известна раскрашенная фотография Елены под названием «Портрет девушки в малорусском костюме».
Фотографии Мрозовской участвовали в крупных международных выставках, как мастер она получила множество наград и признание коллег по фотоцеху. Ее талант высоко ценил знаменитый Сергей Прокудин-Горский, пионер цветной фотографии. Он восхищался тем фактом, что Мрозовская постоянно оттачивала свое мастерство, выходила за рамки правил и канонов, постоянно изучая человеческое тело и движения.
В 1909 году Прокудин-Горский, посетив студию Мрозовской, оставил большой отзыв в редакционной колонке журнала «Фотограф-любитель»:
«Рассматривая работы Мрозовской, которые в изобилии украшают ее студию, ваше внимание невольно привлекает неустанное стремление показать живое движение человека почти в каждом кадре, что достигается в некоторых случаях с большим трудом, порой принося в жертву техническую сторону дела».
Но после революции студия Мрозовской была закрыта; сама она переехала на свою загородную дачу. Ее дальнейшая судьба покрыта туманом истории. Известно только, что она умерла в курортном поселке Куоккала (современное Репино) под Санкт-Петербургом в 1941 году.
Сегодня работы Мрозовской хранятся в Эрмитаже, Санкт-Петербургской консерватории и в других музеях и государственных архивах.