Ещё древние знали, что у каждого цвета есть своя зашифрованная символика, главное умело её применять. Почему не стоит отдыхать в окружении красного, а в сером руководить людьми? Психология восприятия приоткрывает завесу над значением цветов в нашей жизни.
О влиянии цвета на человека известно издревле. Идеи воздействия на человеческое сознание с помощью цвета были заложены ещё на Древнем Востоке (Китай, Индия) в IV-III тысячелетии до н.э.
Восприятие цвета находится у людей в наиболее глубоком слою личности, который Карл Густав Юнг называл «коллективным бессознательным». В нем хранятся мысли, образы, имеющие отношение к нашему эволюционному прошлому. Именно благодаря наследственности и генетической памяти символика цвета является общей для всего человечества. Это примитивные цвето-символы, которые связаны с определенными явлениями и ситуациями из жизни предков: огонь - красно-желтый, трава – зеленая, снег-белый, кровь – алая и т.д. Исходя из своего значения, каждый цвет оказывает на людей и животных определенное воздействие. Исследованием таких воздействий активно занимались ученые в начале XIX века. Так, например, Х. Вольфарт (Канада) выявил, что красный цвет, показываемый студентам, повышает пульс, увеличивает частоту дыхания и кровяное давление. Темно-синий цвет обладает противоположным действием на человека: при его созерцании пульс становится спокойнее, давление крови снижается, а дыхание замедляется.
Самым видным ученым в области исследования воздействия цвета на человека до сих пор остается шведский психолог Макс Люшер. В 1948 году в результате четырех с половиной тысяч экспериментов он доказал, что цвета отображают потребности человека. Синий цвет говорит о необходимости в покое и удовлетворении, зеленый – в самоутверждении, красный – в активном успехе, желтый – говорит о надежде на его исполнение в будущем.
На основе своих исследований М. Люшер создал цветовой тест, который стал эталоном диагностики эмоционального состояния.
На сегодняшний день идеи использования цветовых символов проникли во многие сферы жизни общества. Их применяют для увеличения продаж, создания эффективной рекламы, реализации творческой концепции в искусстве. С помощью цветового значения оказывают непрямое воздействие на зрителя или покупателя.
О влиянии цветовых полотен на людей говорит факт распространенности абстрактного цветового искусства в живописи. Например, феномен популярности американского художника Марка Ротко подтверждает силу воздействия цвета на наше сознание. Этот деятель искусства передавал свои смыслы и переживания на картинах через цветовые поля на холсте.
Его картины вблизи оказывают сильное воздействие на смотрящих. Зрители могут испытывать чувства одиночества, страха или загадочности рядом с полотнами. Работа художника «Оранжевое, красное, желтое» в 2012 году стала самым дорогим произведением послевоенного искусства, когда-либо проданным на торгах. На аукционе Christie's картина ушла с молотка за 86,9 млн.долларов.
О чем же сообщают нам цвета?
Красный цвет несет в себе заряд агрессии и сексуальной энергии. Это доминирующий, привлекающий внимание, достаточно автономный цвет, который завоевывает пространство. Красный цвет — это выражение жизненной силы. Он символизирует стремление добиться влияния, завоевать успех и жадно желать того, что может предоставить полнота жизни. Люди, предпочитающие этот цвет, хотят покорить. Красный цвет, как выражение сексуального желания, и синий цвет, как нежное удовлетворение, взаимодополняются и создают эротическую гармонию.
Темно-синий представляет собой свободный от раздражения покой. При рассмотрении темно-синего наступает вегетативное успокоение. Пульс, кровяное давление, частота дыхания и сторожевые функции снижаются. Организм настраивается на щадящий режим и отдых. Физиологически − это покой, психологически − удовлетворение. Тот, кто находится в таком уравновешенном и гармоничном состоянии, чувствует себя приспособленным к общественности, принадлежащим коллективу и находится в безопасности. Поэтому синий цвет представляет собой привязанность ко всему окружающему вокруг: единение и тесную связь.
Зеленый с голубым оттенком − цвет напряженного психологического состояния. Он представляет собой постоянство, как в самосознании, так и во всех формах самоутверждения и обладания. А чувство обладания повышает уверенность человека в себе и своих возможностях. «Зеленое» поведение может выразиться также и в желании долго жить или жить лучше, то есть в реформаторстве. Но тот, кто выбирает зеленый цвет, отличается чаще всего тем, что обязательно желает воплотить свои идеи в жизнь, часто оправдывая себя тем, что он защищает свои принципы. При этом человек идеализирует себя и поучает других. Тот, кто ставит зеленый цвет на первое место, желает нравиться. Ему необходимо признание, и он жаждет самоутверждения и самореализации вопреки сопротивлению.
Желтый цвет — это самая светлая яркая краска, и поэтому воздействует на человека легко и живо. Желтый цвет гораздо легче, тоньше и невесомее, чем красный, несмотря на то, что тоже является стимулирующим. Главная позитивная характеристика этого цвета − ассоциация с солнечным светом, который излучает во все стороны яркость, невесомую радость. Поэтому желтый часто выбирают для рисования маленькое дети.
Оранжевый цвет означает дружественность, молодость. Он обладает позитивной легкой энергией желтого и в тоже время близок к активному красному. Оранжевый цвет у большинства людей ассоциируется с позитивом.
Фиолетовый цвет – это смесь красного и синего. Это смешанный цвет, объединяющий в себе две противоположности. Изначальное цветовое противоречие объединяется в фиолетовом в самостоятельный оттенок. Поэтому, этот цвет часто выбирают творческие люди, что символизирует нестандартное видение ситуации и поиск нового решения проблемы. Как обладающий некой внутренней неопределенностью и в связи с тем, что фиолетовый цвет сложно отнести к «холодным» или «теплым» оттенкам, этот цвет импонирует подросткам и людям, которым сложно определится в какой-либо ситуации. Так же этот цвет ассоциируется с магией, загадочностью и волшебством. Тот, кто отдает предпочтение фиолетовому цвету, желает, чтобы его взаимоотношения были наполнены “магией” и таинственностью. Такие люди не прочь быть околдованным, но и хотели бы сами обладать колдовской силой и чарующим шармом.
Коричневый цвет — это затемненный желто-красный. Цвет земли, жизни. Импульсивная жизненная сила красного цвета в коричневом затемнена, приглушена. Являясь теплым, коричневый цвет представляет собой чувственное восприятие, любовь к приятным физическим ощущениям. Этот цвет предпочитают тогда, когда он способствует бесконфликтному уюту.
Человек, предпочитающий коричневые цвета, стремится к теплоте, размеренности, обладает или хочет обладать определённой психологической устойчивостью, «заземлённостью».
Черный цвет – поглощающий, содержащий в себе смесь всех оттенков цветового спектра. Он конечный, обозначающий итог. Поэтому, в определённых религиях, он используется для обозначения траура. Так же черный цвет может иметь и значение благородства. Кто воспринимает черный цвет как несимпатичный, тот не хочет ограничивать себя в чем-либо. Спецификой этого цвета является то, что он подчёркивает другие краски, с которыми используется.
Белый цвет означает абсолютную свободу от всех препятствий и открытие человеком новых возможностей. Это tabula rasa, чистая доска, разрешение проблем и новое начало. Он символизирует чистоту, незапятнанность, невинность. Именно поэтому платье невесты белое. Также белый цвет является символом физической смерти, если его считать началом нового воплощения или погружением в нирвану.
Розовый − белизна розового цвета также уничтожает энергичную силу красного. Однако она не тормозит ее, а освобождает от целенаправленной энергии, так как белый цвет означает свободу. Розовый — это свободная, ни к чему не обязывающая возбудимость и в этом его соблазнительное обаяние.
Серый цвет не является ни цветным, ни светлым, ни темным. Он абсолютно не раздражает и не имеет никакой психической тенденции. Серый цвет — это нейтральность. Если этот цвет выбирают как доминирующий в гардеробе, то можно говорить о том, что человек хочет скрыться, остаться незаметным и предпочитает не выражать свое мнение.
Хочется отметить, что кроме общего толкования цветов, есть еще и индивидуальное восприятие и отношение к цвету. Например, люди, пережившие в детстве сильные негативные эмоции, связанные с каким-либо цветом, могут воспринимать его как враждебный в дальнейшем. Поэтому, при выборе цветовой гаммы для интерьера или одежды следует опираться на свои ощущения и учитывать контекст ситуации. Если же вам нужно привлечь чье-либо внимание и ситуация этому способствует, то можно использовать в комплекте одежды яркие, определяющие вашу индивидуальность цвета. Если же вы продумываете интерьер комнаты для отдыха, то предпочтительнее для декорирования использовать естественные тона, близкие к синему и коричневому цветам.