Совсем недавно, 4 ноября с.г., пресс-секретарь Президента России г-н Песков, выступая во время просветительского марафона Российского общества «Знание» в московском Манеже, среди большого числа грамотных и правильных высказываний выдал и одно весьма спорное мнение, которое по непонятным для меня причинам почти не освещали в СМИ, и которое никем не было прокомментировано.
Дмитрий Песков ответил на вопрос зрительницы о том, как Россия смогла допустить расширение НАТО. По его мнению, изначально Россия считала, что страны НАТО будут дружить с ней. Именно поэтому в Российской Федерации не реагировали на расширение альянса на восток.
«У нас был период романтизма, что с нами будут все дружить. Казалось, что пушки и танки НАТО едут ближе к нам, мы думали, что они так хотят дружить», - сказал Песков.
Замечу, что Песков уже не в первый раз говорит о некоем романтизме, царившем в годы гласности, перестройки и реформ во времена распада СССР и образования РФ. А я в который раз задаюсь простым вопросом, за кого же власть предержащие держат простой народ, если имеют такую наглость (или глупость) вслух говорить такие вещи?
Нет, понятно, что у отдельных граждан России, чаще всего не имеющих никакого отношения к публичной власти и большого ума, в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века под влиянием массовой пропаганды, может быть, и возникли некоторые галлюцинации о том, что планета Земля движется в сторону всеобщего благоденствия, мира и добра. Думаю, однако, что через пару лет проводившихся рыночных и социальных реформ у большинства этих людей иллюзии быстро прошли.
А вот можно ли это говорить о наших властителях и иже с ними? Неужели они действительно все были романтиками, а не стратегами, прагматиками, политиками, экономистами, аналитиками, дипломатами, военными – всеми теми, кому им и надлежало быть?!
Был, значит, Миша Горбачёв простым трактористом, потом генсеком, а стал в итоге, после полтинника прожитых лет, романтиком? Странно вот только, почему эта романтика исчезала сразу после того, как на Горбачёва, его супругу и семью сыпались вначале государственные материальные и прочие блага, а затем уже западные гранты, премии, гонорары и почётные звания. Как минимум странно. Особенно, если учесть, что именно во времена Горбачёва из СССР начали вывозить десятками тонн золото государства, взамен получая втридорога сникерсы, йогурты, водку «Абсолют» и прочую западную дребедень, а экономика и вооружённые силы страны пошли в такой разнос, что мама не горюй.
Про Е.Б.Н-а даже говорить не буду. Конченый романтик. Посмотрите и вспомните кадры, как он танцует во время выборной кампании, дирижирует немецким оркестром, выступает перед американским Конгрессом, мило общается с «Блином» Клинтоном и т.д. Нет, больше не буду… Тяжёлый случай.
А какие нам (гражданам РФ) предлагали романтичные реформы: разоружение, приватизация (убиение государственной промышленности и сельского хозяйства), шоковая терапия (без наркоза), бесплатное (для казны) здравоохранение, пенсии (на которые вообще невозможно было не только жить, а просто за квартиру платить). Вспоминайте (для тех, кто помнит).
Да, у нас появились бизнес и олигархи, которые всем рассказывали, как они своим тяжёлым трудом заработали на продаже жвачек, нефти и газа свои первые трудовые миллионы. Следователи-то и прокуроры с ними не работали, т.к. были на полном олигархо-криминальном обеспечении.
Романтизм. Такое было время. Если не верите, тогда ещё несколько цитат.
Егор Гайдар, политический деятель, экономист (из интервью радио «Свобода»): «Если ядерная сверхдержава де-факто уже не существует, потому что утрачены все основные элементы государственности, то её лучше мирно и легально распустить».
Президент Путин в ходе «прямой линии» с гражданами России: «В окружении Анатолия Борисовича (Чубайса – комментарий авт.) в качестве советников, как выяснилось сегодня, работали кадровые сотрудники ЦРУ США. Но смешнее то, что по возвращении в США их привлекали к суду за то, что они в нарушение законов своей страны обогащались в ходе приватизации в Российской Федерации и не имели на это права как действующие офицеры разведки».
Сам Чубайс: «Приватизация в России до девяноста седьмого года вообще не была экономическим процессом. Она решала совершенно другого масштаба задачи, что мало кто понимал тогда, а уж тем более на Западе. Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили. Мы решили её полностью».
Уэйн Мерри, американский дипломат, который в 1991-1994 возглавлял отдел политического анализа в посольстве США в Москве, старший научный сотрудник Американского совета внешней политики по вопросам Европы и Евразии: «Кстати, ещё одна проблема переходного периода заключалась в том, что значительная часть российской интеллигенции – и я использую этот термин в широком смысле – оказалась отчуждена от основной массы российского народа и даже презирала её. Пожалуй, эта проблема актуальна и сегодня. За проведенные в России шесть лет я всегда поражался тому, с каким пренебрежением образованные россияне и элиты в целом относились к своим же согражданам. Зачастую они предпочли бы иметь дело скорее с американцами из правительства США, Международного валютного фонда или из Гарварда, чем с другими россиянами. Поэтому неудивительно, что повестка российских властей и элит не нашла широкую общественную поддержку».
Американский экономист Джеффри Сакс, непосредственно руководивший в 1991 – 1994 г.г. группой экономических советников при президенте Ельцине: «Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями… И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей».
А закончу цитирование высказыванием пресс-секретаря российского президента г-на Пескова всё на том же просветительском марафоне Российского общества «Знание»: «Против нас, нашей страны ведётся гибридная война. Это требует от нас силы воли, веры в свою правоту, уверенности в своих силах, креатива, настойчивости, активности и понимания того, что происходит. Ложь является неотъемлемой частью той самой гибридной войны. Иногда это просто ложь, иногда сознательная недосказанность, иногда сознательное однобокое освещение тех или иных событий, которые происходят с нами или вокруг нас, иногда это искажение фактов. Но каждый раз это описывается красивым русским словом "враньё"».
(Аплодисменты, переходящие в овации).