Найти тему

Коррекция аутизма через физический театр. Невербальный театр Ричарда Хэйхау в России.

Аутизм является психиатрическим расстройством, которое проявляется выраженными и всесторонними дефицитами общения и взаимодействия с другими людьми, ограничением интересов, стереотипиями и двигательными нарушениями. Существует множество видов психолого-педагогической работы с детьми с аутизмом.

Мы предпочитаем только наукоёмкие и эффективные технологии. Главный приоритет это уважение к ребёнку. Поэтому, ведущие наши направления:

Развитие коммуникации - для этого нами используется: DIR/Floortime, альтернативная коммуникация и невербальный физический театр.

О нём хочется поговорить поподробнее.

В основе этого метода лежит теория сценического искусства - Система Станиславского, которая была разработана русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем
Константином Сергеевичем Станиславским. Система строится на сознательном постижении творческого процесса. Эта техника и принципы работы над ролью популярны и востребованы, как в России, так и на Западе.

Константин Сергеевич Станиславский
Константин Сергеевич Станиславский

Взяв за фундамент систему русского театра и адаптировав её для ребят с ОВЗ. В 1984 году Ричард Хэйхау основал театр для людей с ограниченными возможностями, в основе практики лежало стремление развивать, поощрять и поддерживать креативность и артистизм людей с ограниченными возможностями здоровья. Проект получил название “Open Theatre”. А в 2016 году невербальный театр был привезен в Россию.

Как проходят занятия “особенного” театра?

Занятия проходят на просторной площадке, с использованием музыки и атрибутов. Базовым подходом для невербального театра является импровизация и драма. В нашем театре нет какого-либо принуждения, нет инструкций.

Формат взаимодействия - игра. Работа проводится одновременно в группе и с каждым ребенком отдельно: ведущий невербального театра последовательно, по кругу взаимодействует с каждым из детей.

Все сессии начинаются всегда одинаково с музыкального интерактивного круга и заканчиваются всегда одинаково: интерактивным кругом без музыки. Это позволяет детям “узнать”, что сейчас будет невербальный театр, ощутить его длительность и вспомнить формат.

Длительность каждой сессии составляет 40 минут.

В начале первого занятия дети могут вести себя отстраненно, некоторые тревожно, т.к. ситуация для них незнакома. Потом включается музыка, ведущий осуществляет какие-либо действия, и ты видишь, как дети один за другим включаются в процесс, они начинают принимать игру, они сами ее производят. Дети, которые избегали зрительный контакт, начинают смотреть тебе в глаза, и это тот самый эмоциональный момент, от которого захватывает дух у любого педагога и родителя.

Многие дети становятся радостными, уходит отстраненность, появляется внутреннее желание принять участие, повторить действие. На втором занятии те же самые дети уже в начале занятия находятся на эмоциональном подъеме, т.к. они соотносят обстановку с тем опытом, который они получили первый раз, они запомнили ведущего педагога, музыку и атрибуты, которые были в первый раз. Дети сами хотят принять участие в процессе. Они точно понимают, что будет происходить в данный момент. У некоторых ребят уже ко второму занятию есть любимый атрибут. По нашим наблюдениям фасолевые мешочки никого ещё не оставили равнодушным.

В невербальном театре очень много двигательной активности, причем она завязана на музыкальный ритм. Контакт с телом осуществляется через атрибуты: шарфы, шляпы, фасолевые мешочки. Таким образом, осуществляется более бережный контакт между детьми, при этом насыщается сенсорная система и формируется навык взаимодействия через символическую игрушку (атрибут).

-3

В результате появляется интересная смысловая игра, в которой всем участникам безопасно, а это начало социального взаимодействия.

С 2018 г. наш центр проводит занятия по невербальному театру, и вот что мы можем отметить:

Практика театра показала отличные результаты. У детей с РАС, при постоянном, систематическом посещении невербального театра развивается коммуникация, укрепился зрительный контакт, дети начали идентифицировать свои чувства и эмоции, понимая себя и других людей лучше. У многих детей начал активизироваться речевой центр и появилась речь. Выстроились зрительно-моторные функции. И как результат развилось образное мышление, игра и эмоционально-волевая сфера.

-4

#невербальныйтеатр #коррекциярас #коррекцияаутизма #аутизм #СДВГ