Найти в Дзене

«Что мне ветер, что мне зной – что портвейн мне разливной». Пройдемся по Старому Арбату

Эта зарисовка для тех, кто помнит прежний Старый Арбат и любит его тем далеким и не за стегнутым на все пуговицы. Садитесь в "машину времени", друзья, – и эта машина: старые фотографии 1998 года.

Все снимки этого сюжета - фотографа Равиля Гареева.
Все снимки этого сюжета - фотографа Равиля Гареева.

Вы заметили, что с Арбата исчезли животные и птицы – что теперь Старый Арбат стал очень приличным, даже прилизанным господином? А когда-то был расхристанным, разбитным и хулиганским: годы, что ли, такие были…

Простите, но часть фотографий пришлось сканировать с газеты, где в 1998 году они напечатаны.
Простите, но часть фотографий пришлось сканировать с газеты, где в 1998 году они напечатаны.

Мы пролистаем документальные (черно-белые еще) снимки того прежнего Арбата фотокорреспондента Равиля Гареева, с которым в 1998 году я делал совместный репортаж для газеты об этой «улице из улиц».

Приехав в Москву издалека, мы тогда ходили с Равилем по Старому Арбату, полному диковинок и приколов, дивились, впитывали атмосферу – эту атмосферу классно передают фотографии, ныне ставшие историей Арбата и даже документами Эпохи.

Любая роль за ваши деньги. Скан фотографии Равиля Гареева с газеты 1998 года.
Любая роль за ваши деньги. Скан фотографии Равиля Гареева с газеты 1998 года.

– Сними, Равиль, вот это! – кричал я товарищу, указывая на невиданное дело: лошадь, спокойно жующую сено в ведре среди живописцев, рисующих прохожих, зевак, карманных воришек, зазывал в какие-то балаганы и на какие-то жутчайшие выставки.

К сожалению, оригиналы снимка мы не сохранили и даем скан с газетного репортажа 1998 года.
К сожалению, оригиналы снимка мы не сохранили и даем скан с газетного репортажа 1998 года.

Зверей, действительно, на Старом Арбате было немало – в основном у арбатских уличных Дуровых или Запашных, за умеренную плату дающих сделать снимок со своими привыкшими к толпе медвежатами, обезьянками и даже орлами.

Орел был звездой арбатского зверинца. Фото Равиля Гареева.
Орел был звездой арбатского зверинца. Фото Равиля Гареева.

Мошенничали на Старом Арбате отменно – на моих глазах ловкие ребята, знавшие конъюнктуру и спрос, охмуряли западных туристов странной русской диковинкой, которая на поверку оказывалась забытыми сейчас канцелярскими счётами, на которых когда-то костяшками на проволоках щелкали счетоводы.

– Покупайте, это «русский компьютер», – надрывался жульнического вида рыжеватый парень в стоптанных кедах. – Это величайшее изобретение СССР периода социализма...

Иностранцы были в шоке: о, «рашн-компьютер» без электронных плат и электричества?

Бухгалтерские счёты у рыжего оставались последними (все распродал), поэтому между то ли французами, то ли американцами возникал спор: кому достанется такая диковина? И сто долларов – завидная сумма по 90-м годам – перекочевывала в карманы продавца, а иностранцы с дурацкими счётами в руках шли дальше, не переставая поражаться такой чудесной и экзотичной стране, как Россия.

-6

Тут, на Арбате, всё было на потребу. Горячие пирожки неизвестного качества (ибо престижные кафе и рестораны еще не вытеснили уличную торговлю). Журналы с соблазнительными девами в неодетом виде на картинках, которые на наших глазах жадно листал депутат Госдумы, которого мы тоже знали по фотографиям и патриотическим выступлениям.

У выставки кошек. Фотография Равиля Гареева.
У выставки кошек. Фотография Равиля Гареева.

– Кошки, кошки! Самые редкие кошки в мире! – тянули нас за рукава в боковой переулок, где примостилась выставка и ошалевшие от посетителей сибирские коты, бесшерстные сфинксы, экзотические кошечки с узкими глазами.

Вообще Старый Арбат в те годы был очень дружелюбен и гостеприимен. Он, конечно, сосал с идущих сюда деньги, но был доступен даже тощему кошельку. Здесь можно было сжевать дешевую сосиску, сдобренную банкой пива, сходить на выставки и шоу – а главное послушать уличных исполнителей и гитаристов, посмотреть на тех гигантов духа, что возлежали на битом стекле голой спиной или, как факиры, глотали огонь.

Уличные номера с битым стеклом, ножами и гитарой. Скан газетного репортажа 1998 года.
Уличные номера с битым стеклом, ножами и гитарой. Скан газетного репортажа 1998 года.

Тут же можно было купить диски с такой самодеятельностью, от которой можно было разинуть рот – в улыбке, естественно. Вот народ в полном восторге толпится у возле ребят, орущих песню на мотив популярного «Если с другом вышел в путь»:

«Что мне ветер, что мне зной,
Что портвейн мне разливной,
Когда мои друзья со мной!»

Несутся хохот и забористые реплики зрителей, окруживших «друзей портвейна», – звенит мелочь всех достоинств, мятые бумажки купюр сыплются в шапку строителей «концерта».

Конечно, и сейчас на Старом Арбате можно петь под гитару и исполнять номера, но нет никакого сравнения с той «концертной площадкой», что была в лихие 90-е годы.

Старый музыкант и кормилица дудка. Скан из газеты 1998 года.
Старый музыкант и кормилица дудка. Скан из газеты 1998 года.

Да и публика была проще: никого не удивлял бомж, нищий, шатающийся гуляка с глупым взглядом – каждый имел право на счастье на этой «улице из улиц».

Эта компания тоже пришла отдохнуть на Старый Арбат. Фотосъемка Равиля Гареева.
Эта компания тоже пришла отдохнуть на Старый Арбат. Фотосъемка Равиля Гареева.

Сейчас, разглядывая старые фотографии, невольно испытываешь ностальгию по этому шальному времени, когда не только нахохленный орел на руке хозяина, но и птица счастья и почти лотерейной удачи порхала в толпах, проходящих через Старый Арбат.

Указ о свободной торговле, принятый в те годы президентом Б. Ельциным, здесь, на Старом Арбате (да и на Новом Арбате тоже), исполнялся с невероятным рвением. Бойкости продаж можно было позавидовать.

-11

Вот огорченный мужик утешает жену: видели среди гирлянд висевших на стойках посреди улицы бус и украшений понравившееся ей дешевое ожерелье – но решили пройтись по всему ряду-базарчику: вдруг найдется что-то лучше… А вернулись к прежней стойке – того понравившегося ожерелья уже нет: купили! На Арбате не зевай!

Прежний Старый Арбат всем давал шанс на зрелища, забавы, отдохновение, еду, новые впечатления. Его любили и сюда шли.

Его и сейчас любят и сюда идут. Но Старый Арбат уже стал другим: оброс бутиками и приличными кафе, упорядочился, стал дорогим и респектабельным – лишь изредка подмигнет чем-то хулиганским, вроде оставленной, как реликт, стены Цоя.

Стена Цоя в 1998 году.
Стена Цоя в 1998 году.

Но прежнего духа уже нет, и не пахнет той старой братвой. А идут вполне приличные туристы, приличные приезжие и гуляки, которых встречает приличный сервис столичного уровня…

Но это не то, совсем не то. Дух 90-х годов отсюда ушел вместе с завшивленными обезьянками, лошадьми и орлами.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ ТЕЛЕГРАМ

Друзья, я перешел на только что созданный Телеграм-канал, где вас уже ждет много интересного, а главное полезного. О тайнах мира и катастрофах, о безопасности и здоровье, о психологии выживания и выхода из трудных ситуаций. Поговорим, как не терять имущество и деньги – и что важней денег в век перемен. Смешное мы будем сочетать с эксклюзивными знаниями (иные только у нас и будут публиковаться впервые!). Вас ждет хорошее чтиво, «Школа антикриминала», детективные истории, советы по саморазвитию и самозащите. Подписывайтесь по ссылке:

https://t.me/taina101