Современное российское кино, мягко говоря, не блещет шедеврами. Однако были времена, когда отечественный кинематограф мог удивить не только нашего, но и западного зрителя. Одной из таких картин была «Война и мир», снятая по роману Льва Толстого режиссером Сергеем Бондарчуком в 1967 году.
«Война и мир» — советский художественный фильм 1965—1967 годов, эпическая историческая драма в четырех частях, одна из самых высокобюджетных картин в истории советского кинематографа. Фильм стал известен еще и благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съемки полей сражений.
Картина по роману Льва Толстого является одной из самых масштабных работ в творчестве Сергея Бондарчука — создание фильма заняло около 6 лет (1961—1967). Фильм «Война и мир» покорил не только советских зрителей, но и стал популярным во всем мире.
Картина получила премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке (1969) и премию «Золотой глобус» за лучший фильм на иностранном языке (1969), что свидетельствовало о международном признании кинематографистов.
Действие фильма происходит в России в период с 1805 по приблизительно 1813 год. Фильм рассказывает о нескольких дворянских семьях: Ростовых, Болконских, Курагиных, Безуховых в трагический период русской истории между двумя войнами.
Предыстория
В начале 1960-х годов совпало сразу два обстоятельства: близилось 150-летие Бородинской битвы, а в 1959 году на экраны СССР вышел американский фильм «Война и мир» (12+) режиссера Кинга Видора, который был тепло принят зрительской аудиторией. Успех голливудской картины заставил руководителей советского кинематографа задуматься об отечественной экранизации романа.
Ранее единственная кинематографическая постановка «Войны и мира» в России была осуществлена только в 1915 году режиссером Яковом Протазановым. За право осуществить государственный заказ соперничали классик социалистического реализма, основатель Союза кинематографистов СССР Иван Пырьев и на тот момент еще не столь авторитетный Сергей Бондарчук. Выбор должна была сделать комиссия Министерства культуры СССР во главе с Екатериной Фурцевой, но Пырьев сам отвел свою кандидатуру.
Создание
«Война и мир» считается одним из наиболее масштабных проектов в мировой и советской кинематографии, наряду с такими картинами, как «Освобождение» (12+) и «Тихий Дон» (12+). Работа над лентой прямо контролировалась Министерством культуры СССР. Она стала делом престижа для СССР, и создание ее потребовало усилий всей страны.
Для съемок использовалось принципиально новое кинематографическое оборудование и материалы. Создатели получили доступ к музейным фондам, использовали для съемок подлинную мебель и аксессуары XIX века. Для пошива костюмов директор картины привлек Госплан СССР и Министерство легкой промышленности СССР.
Одним из «спонсоров» картины стало Министерство обороны СССР, предоставившее лошадей и целые воинские подразделения в распоряжение съемочной группы. В ходе работы над фильмом был сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников, который впоследствии был успешно задействован во многих других советских фильмах.
Взаимоотношения в творческом коллективе складывались непросто с самого начала. Пробы проходили тяжело, при этом многих актеров, в том числе на ведущие роли, принимали уже после начала съемок. Группа операторов, начинавших снимать картину, — Иоланда Чен и Александр Шеленков — отказалась работать с Бондарчуком по причине его режиссерского диктата и отсутствия порядка в съемочном процессе. На примирение обе стороны не пошли, и главным оператором «Войны и мира» стал Анатолий Петрицкий.
За право написать музыку для картины конкурировали всемирно признанные композиторы: Шостакович, Свиридов, Хачатурян. Учитывая всю сложность задачи, предлагалось даже переделать под киноформат музыку из одноименной оперы Прокофьева.
Вячеслав Овчинников в 1962 году был еще никому не известным студентом консерватории, но именно его выбрал Бондарчук. Кроме специально написанной Овчинниковым музыки, для фильма использовалась историческая музыка. В эпизоде вступления наполеоновской армии в Москву и прогулки Наполеона по городу звучат французские военные марши.
С декабря 1962 по май 1963 года съемочная группа с 150 вагонами оборудования была в экспедиции — в Закарпатье, в Мукачево. Там были сняты эпизоды Шенграбенского и Аустерлицкого сражений 1805 года.
Для съемок были использованы коллекции 58 музеев страны, свыше 40 предприятий производили реквизит: от вооружения и экипировки до телег и табакерок. Было сделано 9 тысяч костюмов, 12 тысяч киверов, 200 тысяч пуговиц, точные копии русских и французских наград (орденов и медалей), оружия.
Также было построено 50 декорационных объектов и 8 мостов, из них 3 — через Днепр. Для маскировки проводов, телеграфных столбов и современных построек декораторами установлено на натурных площадках 200 деревьев и 500 кустов. Для съемки Бородинского сражения обширная территория была декорирована палатками и чучелами солдат.
Натурные съемки центральной панорамы Бородинского сражения снимали в Смоленской области, недалеко от реальной Старой Смоленской дороги. В массовке, изображавшей две армии, было занято около 15 тысяч человек пехоты, сформирован полк кавалерии в 950 сабель. У каждого из них было оружие, исторический костюм. На постановку «боя» было израсходовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек, 1500 снарядов.
Технология
Фильм «Война и Мир» должен был продемонстрировать всему миру то, что в СССР технология кинематографии не уступает мировым стандартам, и использование отечественных материалов и инструментов было делом принципа.
В конце 1950-х годов в мире начинает распространяться новая технология широкоформатного кино. К 1962 году технология широкоформатного кинематографа еще окончательно не сложилась ни в СССР, ни в других странах, и фильм «Война и мир» стал полигоном для новых идей и разработок. Одним из наиболее важных моментов, повлиявшим впоследствии на весь ход съемок и конечный результат, стал выбор отечественной пленки.
Несмотря на технические сложности, создатели картины и, прежде всего, оператор — смогли добиться максимума возможного на доступных материалах. Уникальной была также работа над звуковым сопровождением. Практически фильм был всего лишь вторым опытом создания картины с многоканальным звуком формата «5+1». Для работ по обработке и сведению звука был создан специальный тонваген (передвижная студия) и аппаратура для синхронной записи.
В ходе работы над фильмом создатели прибегали к необычным приемам. Съемки некоторых сцен Бородинского сражения велись с помощью камеры, которую укрепили на канатной дороге длиной 120 метров, протянутой над полем сражения. Пролетая на высоте, камера давала необычную возможность съемки «с летящего пушечного ядра».
Оценка и восприятие
В итоге Бондарчуку удалось удержаться на тонкой грани между зрелищным, человечным и интеллектуальным. Даже самые продолжительные и кровавые батальные сцены не утомляют, а приковывают взгляд.
Фильм стал большим успехом советского кинематографа. Он был закуплен для международного проката и получил хорошие отзывы в мировой прессе. Съемочная группа в 1965—1969 годах посетила с ним крупнейшие международные кинофестивали.
26 апреля 1967 года 3-я серия «Войны и мира» была представлена на внеконкурсном показе кинофестиваля в Каннах. 15 апреля 1969 года в Лос-Анджелесе фильм «Война и мир» был удостоен награды как лучший фильм на иностранном языке и «утер нос» многим голливудским фильмам того времени.