Найти тему
Nina Iv. + Nastya

Фильм «Зоя» глазами зрителя 2023 года

Фильм «Зоя». Режиссеры Леонид Пляскин и Максим Бриус. Сценаристы Андрей Назаров и Леонид Пляскин.

«Фильм получил преимущественно негативные отзывы со стороны критиков и зрителей» (Википедия).

Фильм «Зоя» вышел на широкий экран в январе 2021 года. Наверное, если б я увидела это фильм тогда, может, и присоединилась бы к негативным отзывам. Но я увидела его сейчас в разгар двух войн, когда человеческие страдания слишком реально вошли в наши дома, через телевизор в том числе.

Вот только два примера. Шанни Лук, двадцати двухлетняя немка, участница фестиваля Nature Party 7 октября. Полураздетую, со сломанными ногами, без сознания девушки везли в кузове пикапа. Позже прошла информация, что ей отрезали голову. Это сделали мужчины? Не важно, какой национальности. Самодостаточный мужчина так сделать не может.

Юноша, имени которого я не знаю. Он попал в плен к воинам ВСУ, там его кастирировали. Он покончил с собой уже в росийском госпитале.

Теперь о фильме «Зоя». О Зое Космодемьянской, Герое Советского Союза. В моем детстве и юности о девушке знали все, Книгу Любови Тимофеевны, ее матери, «Повесть о Зое и Шуре» читали многие.

Зоя Космодемьянская была схвачена в деревне Петрищево под Москвой. Она пыталась поджечь дома, где засели фашисты. Выдержала страшные пытки. Упорно молчала и только на эшафоте успела выкрикнуть: «Нас 170 миллионов, всех не перевешаете!»

Но настали 90-е, нравственная ментальность россиян закачалась во все стороны. Вспомнили горький приказ № 428 от 17 ноября 1941 г. «О мерах по лишению противника возможности использовать для обороны населенные пункты».

Враг подходил к Москве. Наступила зима, фашисты заселялись в дома жителей сел и поселков, загоняя хозяев в неприспособленные помещения или просто выгоняли на улицу. Поэтому среди диверсионных методов существовал и поджог домов и конюшен.

В фильме «Зоя» этот метод однозначно осуждается. Зое удается поджечь три дома. Но без крова осталась женщина с двумя детьми. Их приютил местный полицай. Душещипательный ход. Зритель вместе с селянами партизанам совсем не сочувствует. А если действия закона и героини еще осуждают Александр Невзоров и Андрей Бильжо, кумиры 80-90-х, то как не задуматься? В теплой уютной квартире в обнимку с компьютером это легко. На поле боя трудно. Особенно когда враг уже в ворот твоей столицы.

Но сегодня уже 2023 год с его отрезвлениями и удачами. И первый раз я смотрела фильм «Зоя» на канале Мосфильма, естественно, с середины, поэтому мне легче было понять и принять точку зрения режиссера Леонида Пляскина, который «хотел показать Космодемьянскую мученицей».

Меня потрясло бесконечное жестокосердие мужчин по отношению к беззащитной девушке, которую прекрасно сыграла Анастасия Мишина. Зоя уже в плену, она не опасна, она уже не может оказать никакого сопротивления. И лет ей всего ничего, вчерашняя школьница. Чтож так упражняться в жестоком надругательстве над противницей?

А ведь это было на самом деле. Зою Космодемьянскую пытали, часами водили по улице в 20-тиградусный мороз, палили лампой.

Идею создания фильма о Зое Космодемьянской выдвинул Владимир Мединский. Менялись режиссеры и сценаристы. Наконец, за фильм взялся Леонид Пляскин. Ему больше нравилось название «Страсти по Зое» или «Страсти о Зое». Он хотел воспроизвести один день из жизни героини. Но фильм не создается одним человеком, и коррективы неизбежны.

Пляскин создает мученицу. Находит единомышленницу, которая готова перенести все. Можно было бы часть фильма, где лидируют идеи Пляскина и Мишиной, отнести к жанру натуралистического искусства.

Девушку допрашивают, она молчит, раздевают, привязывают к столбу, бьют ремнями. Сначала это белая женская нежная спина, затем исполосованная красными рубцами. Наконец, очередной удар рассекает девичью спину. И на весь этот ужас смотрят взрослые мужики с каким-то нечеловеческим наслаждением.

Один фашистский подонок удивляется, что у русских такие ноги, что мороза они не боятся, надрезает женскую стопу ножом и ворочает в ране пальцем: что за тело такое, русское тело. А девушка терпит. Актриса даже красива в своем необъяснимом страдании. Как кинематографистам удалось передать мученичество женщины, мне не понять, меня удивляло ее привлекательное измученное лицо. Мне кажется даже, что на обычной фотографии Анастасия выглядит не так привлекательно.

И последний штрих нечеловеческой сути фашизма. Исполосованную, с отмороженными ногами молодую девушку, которая уже и на женский образ не тянет — насилуют. В кадре фильма «Зоя», к счастью, это свинство не показывают, можно только понять, что и это произошло.

Среди любимых фильмов Леонида Пляскина «Восхождение» Ларисы Шепитько. Влияние этого фильма чувствуется. Зоя Космодемьянская Пляскина проделала тот же путь, что и Сотников в «Восхождении».

Только Зоя еще и женщина, поэтому все античеловеческие поступки по отношению к ней еще античеловечней. Нельзя женщину распинать хотя бы потому, что она Женщина, Мать, создающая и созидающая жизнь.

«Фильм «Зоя» морально тяжелый фильм про сильную женщину, дух которой так и не смогли сломить» (Л. Пляскин).

Пляскин снимал фильм «Зоя» не один, его доснимали (понять, поправляли другие?), отсюда несуществующий любимый, взрослый мужчина вместо 16-летнего брата и другие малоубедительные находки, о которых так много сказано в негативных откликах.

Я же закончить хочу еще одним немужским поступком. На фотографии памятник Зое Космодемьянской в Киеве. Теперь его там нет. Он изуровадан и снесен. Самодостаточные, уважающие себя мужчины с бессловесными памятниками не борются!