Российский бензин вновь потечёт за границу, власти окончательно встали на сторону олигархических нефтяных компаний. Обещанного снижения цен на топлива — особенно это касается столь важной для предприятий солярки — не произошло, однако чиновников данный факт ничуть не беспокоит.
- «Правительство в настоящее время обсуждает возможность снятия частичного запрета на экспорт бензина Аи-95 и Аи-92, а также автомобильного топлива с более низким октановым числом», — заявил министр энергетики России Николай Шульгинов.
То есть введённый «бессрочно» запрет не продержался и двух месяцев, а про его декларируемые цели нынче стараются не вспоминать.
Для начала под совершенно надуманным предлогом за границу разрешили поставлять дизтопливо, сейчас дело дошло и до бензина. Цены на АЗС пока замерли, но именно что пока — все чего-то ждут.
- «Для того, чтобы снять запрет, должен быть принят законопроект, который внесен в Госдуму, он устанавливает правила получения „демпфера“ в полном объеме.
- И одним из этих критериев является тот факт, что производители должны не менее 40% произведенного топлива — речь идёт о бензине — поставлять на внутренний рынок.
- Пока этот законопроект не будет принят и не выйдет в рамках закона, с моей точки зрения, снятие запрета будет преждевременно», — считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.
В переводе на русский язык: сперва нужно обязать вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) поставлять половину производимого ими топлива на внутренний рынок, причём прописать это в законе.
И только потом отменять запрет и разрешать получать выплаты из госбюджета (обратный акциз, он же «демпфер»). А то они снова вывезут всё, цены на заправках опять вырастут и возникнет дефицит. Очень даже логичная последовательность действий. Утром деньги — вечером стулья. Вечером деньги — утром стулья. И не иначе.
Тем более, что в целом в отрасли творится странное. Согласно данным агентства Bloomberg, РФ быстро наращивает экспорт нефти, причём в дальние страны. Её поставки морским путём выросли до максимума за последние четыре месяца.
При этом цены не менее устойчиво падают, за последние пару месяцев Urals подешевела с $80 за баррель до текущих $68. Логика весьма своеобычная — чем цена ниже, тем экспортные поставки из России больше. К чему бы это? Ведь наращивание поставок в условиях падения цены — это даже не идиотизм, а чистой воды вредительство. Антиэкономика.
Китай, Индия, Турция — три основных покупателя нашей нефти. КНР, вполне возможно, будет её использовать самостоятельно, а индусы и османы — точно посредники. От них нефтепродукты отправятся в Евросоюз и США, причём очень недорого. И по мере того, как объёмы экспорта из РФ растут, цены товара падают. Просто замечательно! Для западников, а не для нас.
Согласно данным агентства Reuters, запрет на вывоз из России бензина снимут уже на следующей неделе. Западники всё знают — российские чиновники им регулярно отчитываются. Что, где, когда — торговля Родиной идёт оптом и в розницу.
«Общечеловекам» нужен в России хаос, и они способны его создать — американцы владеют контрольными пакетами ведущих компаний российской нефтегазовой отрасли, то есть она им целиком и полностью принадлежит. Собственно, это и есть причина отмены «бессрочных» запретов.
Совсем недавно в СМИ обсуждалась тема массовой остановки на «ремонт» большей части российских НПЗ. То есть рукотворного тотального дефицита нефтепродуктов. Это был ультиматум. Для властей предержащих исчезновение в РФ горючего, как несложно догадаться, смерти подобно. В прямом смысле этого слова — «острый рост социальной напряжённости» и спонтанная дератизация. Поэтому, судя по всему, состоялся некий торг.
Итогом стала отмена запретов на экспорт ГСМ — сперва солярки, теперь вот и бензина. Плюс наращивание экспорта сырой нефти, что мы тоже наблюдаем. А также снижение цен. Нефть, как и любой биржевой актив, управляется извне — «печатной машинкой для долларов». То есть ФРС США.
Что же касается торговли нефтепродуктами на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СпбМТСБ), то череда скандалов наглядно продемонстрировала: это — не более чем фикция.
Контракты не исполнялись, зафиксировано манипулирование ценами и прочие нарушения. Иными словами, полная лажа. Биржевая торговля ГСМ — чистой воды Потёмкинская деревня. Не случайно цены на «независимых» АЗС и на заправках ВИНК до сих пор так сильно отличаются. Хотя нам говорят, что некие биржевые котировки бензина и солярки сильно упали, чуть ли не до уровня весны 2023 года.
Согласно результатам опросов, более 40% граждан РФ стали меньше ездить на личных автомобилях. Данные, понятное дело, «скорректированы», но тенденция показана верно. Одновременно, в той же пропорции, растёт и недовольство.
- «Затишье с ростом цен на бензин будет недолгим. Уже в 2024 году топливо на АЗС снова начнет дорожать. Если цены будут расти стремительно, то правительство снова вмешается, сократив экспорт, как это наблюдалось в сентябре.
- Властям удастся удержать темпы роста цен на бензин и дизтопливо на уровне инфляции до конца текущего года.
- Однако в 2024 году стоимость горючего снова начнет расти, как и всего остального. Больше всего дорожает дизтопливо, так как оно является основным экспортным товаров наравне с нефтью. Поэтому именно им в основном спекулируют на топливном рынке", — предупреждает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Насчёт «вмешается» — даже не смешно. А уровень инфляции — понятие растяжимое. Росстат рисует 7% годовых, Центробанк уже говорит о 14%, независимые аналитики — про 40−45%.
Если на начало года Аи-92 стоил в столичном регионе около 46 рублей, сейчас его цена на заправках ВИНК около 49−50 рублей, то к Новому году литр может подорожать до 53−65 рублей. У «независимых», соответственно, до 60−70 рублей и выше. Сколько при этом будет стоить солярка, даже представить страшно.
Или не к 1 января, а сразу после него — прецеденты уже случались. Пока народ празднует, а потом опохмеляется, всё в стране коренным образом меняется.
Впрочем, в ряде регионов это происходит уже сегодня. Так, в ХМАО рост цен на ГСМ возобновился. Вроде как федеральная антимонопольная служба (ФАС) проводит расследование, но, чем они кончаются, известно. Достаточно вспомнить «расследования» по сахару весной прошлого года.
- «Если ФАС проспит, то вполне вероятно, что на АЗС в Югре бензин может достичь и 70 рублей за литр этой зимой. Сговор преград не имеет. Могут и на 72 рубля загнать, а потом до 70 рублей снизить и сказать, что это норма. Всё как с курсом доллара», — предполагает независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
В общем-то, могут и по всей стране. Надеяться на то, что власти нас защитят, не стоит. Идёт игра в одни ворота — на разграбление России. А чиновники выступают на стороне врага.