Найти тему
cogito stimul

Календарь – язык времени

1 Место календаря в культуре

Календарь является инструментом коммуникации – позволяет структурировать совместную деятельность. Он незаметен в рутинности и каждодневности, но задает культуру организации жизни своими языковыми средствами. Удобны ли языковые средства Римской империи дохристианского периода для современных деловых задач?

Римский календарь отражает цикличность жизни и содержит несколько циклов разного уровня: год – месяц – неделя – день. Есть промежуточные циклы квартал и полугодие, которые актуальны для задач учета. Для производственных задач промежуточными управленческими ориентирами выступают полмесяца.

Казалось бы, все логично. Но…

При ежегодных циклах одна и та же дата, например 8 марта, каждый год сдвигается на один день, а, если год високосный, еще на один, причем не сразу, а после 28 февраля. Т.е. 8 марта на 2 дня, а 8 февраля только на один. Как с этим бороться? Каждый год выпускать новый календарь и вешать на стены или на экран компьютера.

При ежемесячных циклах сплошная неразбериха с длительностью: то 30, то 31, то 28, то 29. Текущий календарь на стене спасает, но остаются проблемы с расчетами зарплаты, отпуска, командировок. Терпимо, привычно, но зачем? Можно попроще?

При еженедельных циклах беда с границей месяца, когда неделя начинается в одном месяце, а заканчивается в другом: возникают нестыковки реальной деятельности с отчетами за месячные периоды. Если на неделе появляется событие – праздник или перенесенный с праздника день отдыха, – то пропадают запланированные на неделю дела. Чаще всего с такими циклами сталкиваются учителя и преподаватели, когда у них пропадают или неожиданно возникают занятия, попавшие на стабильный день недели в расписании. Привязка к дням недели ложится на непредсказуемые без сверки даты.

Названия месяцев в римском календаре тоже странные: с 9-го по 12-й месяцы явно проглядывают числительные (с 7 до 10, то есть на 2 шага меньше номера месяца), а предыдущие месяцы названы в совершенно другой логике – от собственных имен древних богов и римских императоров. Но это уже культурный артефакт, к которому привыкли, хотя выглядит странно, если задуматься.

Хотели бы люди иначе? Появление новых неудобств мы воспринимаем заметно острее, чем исчезновение старых, привычных. Но стоит ли ради привычки их лелеять?

2 Варианты стабильного календаря

Существует несколько широко известных вариантов стабильных календарей. От кумранских рукописей до проектов 20 века. Календарь Армелина (19 век) был даже в рамках ООН согласован многими странами, но Великобритания и США заблокировали проект.

Современный деловой (светский) календарь в условиях мира, тесно связанного информационными сетями и скоростным транспортом, должен быть равноуважителен с основными ритуально-обрядовыми календарями мира. Наиболее нейтрально увязывать его с космическими процессами: ключевым для земного года является солнечный цикл, поэтому стабильный календарь логично строить от солнцестояния и равноденствия.

Из разных версий более привычными и, соответственно, более простыми для перехода можно считать варианты с 7-дневной неделей. Возможен вариант с 12 равными месяцами (4 недели). К ним «лишняя» неделя в каждом квартале плюс «лишний» день в году (логично как новогодний). В разных версиях «лишние» 4 недели распределяют разными способами. Если принять «лишние» недели праздничными, оставив остальные праздники в году либо на выходные дни в конце недели, либо рабочими днями, такой календарь обеспечит стабильный ритм отдыха для всех жителей страны.

Всем указанным выше условиям отвечает солнечный календарь, который больше всего похож на проект Symmetry-454 и который мог бы быть плавно введен на стыке 2025 и 2026 года с 22 декабря – зимнего солнцестояния (Рисунок 1). Набегающий за 4 года дополнительный день можно считать подарком Солнца Земле на Новый год.

Рисунок 1. Стабильный солнечный календарь (переводной)
Рисунок 1. Стабильный солнечный календарь (переводной)

3 Логика смены календаря

Содержательная логика – отказ от архаичных неудобств, переход на ритм, в котором о задачах регулярной адаптации средств календаря к жизни можно забыть.

Финансовая логика – оценить финансовые приобретения сложно, поскольку приспособленность к рваному ритму римского календаря проросла во всех процессах. Отказ от ежегодных перевыпусков рабочего календаря в пользу ритмичного графика, сделанного однажды на века, из общих соображений несопоставимо удобнее, причем финансовая составляющая в нем наверняка есть, но непонятно, как ее считать. Выигрыш на оптимизации транспортных потоков можно предположить по статистике грузо- и пассажирооборота, но вряд ли это является самым существенным аргументом. Издержки на передатировке можно радикально минимизировать нормативным сосуществованием старого и нового календаря на основе удобного переводного, пока старый не окажется вытеснен естественным путем.

Культурная логика – перезагрузить ментальность жизни на осознании нового этапа развития цивилизации с новыми ценностями и новыми лидерами на базе современных представлений о космических циклах Земли. Одновременно уважать любые ритуальные и обрядовые календари, чтобы органично сочетать память о прошлых событиях и равномерный ход жизни нового календаря.

Прообразом бесконфликтного сосуществования разных календарей можно рассматривать Израиль, который как религиозное государство регулирует внутреннюю цикличность по иудейскому календарю, но все внешние коммуникации и деловые внутренние процессы опираются на григорианский календарь с первым днем недели «воскресенье», причем как рабочий день, что не соблюдает ни григорианский календарь, ни международный стандарт ISO 8601. Жизнь в разных календарях в разных странах является нормой, хотя все ориентируются на римский календарь для согласования дат.

Для России новый календарь мог бы стать нейтрализующим существующие до сих пор острые противоречия советского и российского календаря в контексте праздников: все дни за рамками 4-х каникулярных недель и выходных дней становятся рабочими. Можно вспоминать любые даты и иметь по их поводу любое мнение. Те праздники, которые привязаны по правилам к выходным, остаются прекрасно действующими. Остальные либо свяжут с выходными, либо отпразднуют на работе и/или после работы. Есть еще и отпуск, который можно приурочить к дате.

4 Новые датировки

Наиболее значимым культурным феноменом может стать переход мышления времени к недельному планированию: от дневного, когда каждая дата уникальна, требует уточнения для позиционирования по дням недели, и, возможно, месячного. В стабильном календаре любая дата однозначно позиционируется в рамках недели конкретным днем: 15-е число любого нового месяца всегда понедельник, 25-е – всегда четверг. Смысл представления календаря в привычном виде по дням теряет смысл – важна неделя, месяц, квартал.

Мышление неделями изменит субъективное представление о времени, восприятие его. Масса художественных произведений, акцентирующих внимание на восприятии времени, окажется не вполне понятной или совсем непонятной. Это усилит процесс утраты в языке старых неиспользуемых понятий, приведет к потере идентификации старых названий месяцев, их ассоциации с погодой, климатом.

Учитывая стабильный ритм предлагаемого календаря, можно предположить, что приживется датировка без опоры на месяц, потому что новые названия месяцев нужно запоминать, а периодизация по сквозному номеру недели или по неделе внутри указанного квартала легко и просто увязывается с обсуждаемым периодом.

Если утрату старой терминологии можно считать неизбежным процессом по мере развития цивилизации, то стиль планирования неделями окажет влияние на деловые процессы, хотя вряд ли это потребует заблаговременной подготовки.

Регулярный рекреационный цикл приведет к изменению биологических циклов. Отпускной летний пик будет более плавно распределен по году, как минимум, между июнем и сентябрем. К подъему на Новый год заметно добавится подъем в марте. Изменятся сроки каникул, к которым пристраиваются взрослые. Равномерный отдых приведет к более здоровому ритму жизни и снижению заболеваемости. Оценить финансово это сложно, но эффект может быть существенным.

Можно оценить признание нового календарного мышления как культуры нового времени с ориентацией на космос (начало года по Солнцу и названия месяцев по созвездиям) – и начать новое летоисчисление: первый год космической эры (+2025 лет к Рождеству Христову). Для совместимости с привычным способом записи дат (4 знака на указание года) можно начинать год с букв CE01, CE02, CE03… (cosmos era). Потом постепенно заменять буквы на год, начиная с 100-го года космической эры. В примере переводного календаря на рисунке указан текущий год, но номер года не влияет на его устройство и алгоритмы введения.

5 Переход на новый календарь

5.1 Организационные издержки

В переводном календаре указан 2025 год перехода, когда вход в новый календарь наименее отличен от привычного календаря. В этом варианте организационные издержки перехода могут быть минимальны – получится постепенное врастание с совпадением дней недели. Адаптация к совсем новому календарю сложнее ментально, чем организационно.

Среди организационных задач можно выделить:

- Средства текущей фиксации (с момента внедрения)

- Средства согласования старой и новой датировки

- Средства адаптации архивного фонда новой датировке

Подручные календари для текущей фиксации даты потребуют одноразовую незначительную доработку, но в дальнейшем останутся неизменными – в противовес ежегодным переделкам римского календаря.

Календари на основе программного кода потребуют одноразовой доработки. Скорее всего, многие из них будут поддерживать оба режима датировки. Стабильный календарь существенно проще для программирования. Возможен риск пропуска ошибок в старом коде датировок, поскольку на старые ошибки программ для старой датировки перестанут обращать внимание.

Согласование датировок в общем случае простая задача. Для бытовых целей на рынке сразу же появится широкое разнообразие согласующих календарей. Но в конкретных сферах, особенно критически важных, могут быть неожиданные особенности реализации. Для выявления и анализа специфичных средств нужно привлекать специалистов из каждого ведомства, чтобы предусмотреть безконфликтный переход.

Для архивного фонда необходимо подготовить административные процедуры постепенного приведения датировок к новому состоянию по мере востребованности.

В текущей документации (свидетельства, паспорта, договора) можно ничего не менять при наличии старой датировки и предусмотреть регламент добавления на них новой датировки, если потребуется. В открытых договорах на основе старых датировок можно допускать отметку новых этапов с любой датировкой, которая удобнее сторонам. В новых договорах – только новые датировки.

5.2 Культурные диссонансы

Культурные диссонансы по мере ухода от старых терминов и форматов деятельности неизбежно нарастают независимо от календаря. Мы перестаем понимать обороты 18-19-20 веков, старые единицы длины, веса, стоимости. Известны и календарные диссонансы: революции 1917 года в России происходили в феврале и октябре, а для всех остальных стран – в марте и в ноябре, поскольку Россия до 1918 года жила в юлианской версии календаря, хотя весь мир с 16 века жил уже в григорианской версии. Переход на стабильный календарь неизбежно повлечет сбои в понимании старых хронологий, но в ряде случаев именно стабильный календарь может облегчить работы исследователей, поскольку для разных временных этапов будут разные переводные таблицы – достаточно взять нужную.

Среди культурных диссонансов наиболее значимыми видятся следующие:

  • Осознание населением необходимости нового календаря
  • Согласование с ритуалами и обрядами
  • Непривычные датировки
  • Культурные артефакты

Неудобства римского календаря привычны и к ним уже приспособились. С другой стороны, хотя календарь используется регулярно, трудозатраты большинства граждан на работу с ним исчезающе малы. При осознании актуальности нового календаря высшими органами власти достаточно серии публикаций в СМИ по популяризации его преимуществ. Для эмоционального баланса против непривычных способов датировки полезно стимулировать творческие активности: конкурсы, фильмы, песни, юмор и др.

Проверка на совместимость с устоявшимися ритуально-обрядовыми календарями необходима, но разрешима, поскольку они давно сосуществуют с римским календарем. Большинство древних календарей опирается на циклы Луны или Луны и Солнца. Для мусульман важно наличие 12 месяцев в году. Для многих религий может быть важна 7-дневная неделя как аллюзия к библейскому процессу Творения.

Название месяцев должны быть иными – чтобы не путать с привычными при совместном использовании. Названия созвездий, через которые проходит Солнце в соответствующем месяце, видится наиболее удачным вариантом, причем для кратких форматов уже есть стандартные 3-буквенные сокращения. Поскольку астрономические периоды при одинаковом названии не совпадают с астрологическими, это еще и повлияет на борьбу с околонаучными манипуляциями.

6 Меры по подготовке нового календаря

Совпадение 22 декабря с понедельником после 2025 года (указан на примере) произойдет 2031, 2036, 2042 годах. На эти годы стоит ориентироваться для облегчения перехода на новый календарь.

Ключевые задачи по подготовке к смене календаря:

  • Проверка проекта на религиозные ограничения
  • Убеждение в полезности нового стабильного календаря лидеров дружественных стран, утверждающих новый миропорядок
  • Выявление специфических календарных задач в критических сферах
  • Уточнение проекта со специалистами

Проверка проекта календаря на религиозную совместимость с компетентными представителям конфессий может быть произведена от месяца до полугода, если не ставить перед собой задачу получить официальное одобрение на уровне высших органов каждой конфессии. Для светского государства в этом нет необходимости.

Согласование полезности календарной реформы с государствами содружества типа BRICS, в зависимости от заинтересованности и активности обсуждения, может занять от полугода до нескольких лет. Возможно постепенное вхождение стран в новый способ датировки, но полезность ее тем выше, чем для большего числа стран новый календарь станет применим для взаимной коммуникации.

Выявление специфических календарных задач, в зависимости от воли высших органов власти, может занять от квартала до года. При ориентации на сосуществование старого и нового календарей сроки выявления и согласования могут быть некритичны.

Согласовывать проект календаря стоит с астрономами (при ориентации календаря на астрономические события), в кадровых службах, составляющих рабочие графики сотрудников, с логистиками, выстраивающими грузо- и пассажиропотоки.

Координирующей структурой логичнее всего рассматривать специальный комитет при содружестве включенных в процесс государств. Внутри страны – специальный комитет при правительстве.

Такой план действий не требует высоких финансовых затрат, поскольку зависит от заинтересованности руководства стран-участников календарной реформы и будет проводиться за счет госбюджета и традиционных для стран оргпроцедур. Масштабы затрат сопоставимы с проектами организационной трансформации без ресурсных издержек. Критичных проблем с календарем при сосуществовании разных не выявлено.

7 Переводной календарь

Для перевода в обычные годы используется календарь, изображенный на Рисунке 1. Отличие римского календаря от стабильного солнечного календаря проявляется в «сползающих» выходных днях: зеленая рамка римских выходных в 2025 году совпадает с выходными днями стабильного – рамка постепенно сползает влево.

Для високосных лет, например 2032, переводной календарь сдвигается после 28 февраля на один день – Рисунок 2. На переходе 2031/32 гг. зеленая рамка совпадает с выходными днями стабильного солнечного календаря. Возможно, удобнее планировать переход на новый календарь именно 22 декабря 2031 года, чтобы назвать его нулевым (CE00) и чтобы дальше високосные годы григорианского и солнечного календарей совпадали. Окончательный выбор даты перехода может зависеть от готовности властей и/или от точности совпадения солнцестояния по рекомендации астрономических наблюдений (административно некритично, но астрономически более красиво).

Рисунок 2 –Стабильный солнечный календарь (переводной, високосный год)
Рисунок 2 –Стабильный солнечный календарь (переводной, високосный год)