Испания — это страна с очень славным прошлым и бледным настоящим. Когда-то испанская корона была владычицей Нового Света и главной державой Старого Света. После долгого периода упадка и потрясений XX века Испания превратилась в площадку для испытания прогрессивных (в нехорошем смысле этого слова) тенденций.
Эти тенденции самые разнообразные: от ЛГБТ любых цветов радуги до фанатичной борьбы со всем, что отдаленно кажется правым. За время после падения режима Франко главную скрипку в политике Испании играют либералы и левые.
Кульминацией этой политики стало недавнее решение экс-премьера и социалиста Педро Санчеса опереться на сепаратистов Каталонии, чтобы сформировать новое правительство во главе с собой и при этом не договариваться с консервативной оппозицией. Так типичное для демократий деление на правых и левых начало прямо угрожать целостности страны.
Речь о сепаратистах во главе с Карлесом Пучдемоном, которые неудачно пытались создать независимую Каталонию в 2017 году. Шесть лет Пучдемон и его сторонники скрывались от гнева Мадрида за рубежом, главным образом в Брюсселе, но по условиям сделки получили амнистию и право вернуться в испанскую политику.
Этим премьер не ограничился и, помимо каталонцев, ведет переговоры с партией националистов Канарских островов Coalicion Canaria. То есть заигрывание с центробежными силами систематично и нацелено на сохранение власти Санчеса после премьерства в 2018—2023 годах.
Сговор премьера с сепаратистами возмутил испанцев. В Мадриде демонстранты протестовали возле штаба Партии социалистов, объявив происходящее «крупнейшей в истории» атакой на единство страны. Протесты прошли и в других городах, а в Брюсселе штаб социалистов украсило граффити, где партию назвали «предателями».
Успех протестов под вопросом, ведь 19 лет назад испанское общество не удержало правительство тех же социалистов от легализации гей-браков. И это при том, что Испания — одна из очень консервативных для Европы средиземноморских стран. Испания с Францией — до сих пор единственные страны на побережье Средиземного моря, где полностью легальны однополые браки.
Ожидающие амнистии сепаратисты уже объявили, что продолжат добиваться для Каталонии нового референдума о независимости. Предыдущий, прошедший в 2017 году, получил 90% поддержки, и только премьер-консерватор Мариано Рахой остановил распад страны. Что сделает Санчес, если голосование пройдет при его власти, совсем неочевидно. Но вполне очевидно, что в Испании прогрессизм угрожает существованию страны даже в тепличных по историческим меркам условиях.