Жан-Клод Ван Дамм - ещё один представитель культовых актёров боевиков детства миллионов. Начинал он в середине 80-ых с простеньких спортивных фильмов, а к началу 90-ых капитально перешёл к классическим боевикам. Если хорошенько посмотреть на рейтинги фильмов Ван Дамма, то среди его работ довольно много откровенной категории Б. Если посмотреть на рейтинги от IMDb или критиков - то чуть ли не все фильмы с актёром попахивают категорией Б. В СНГ же он определённо пользуется своей славой, и фанаты у него имеются. Правда, вряд ли можно сказать, что по своей популярности он переплюнет Слая, Шварца, Уиллиса, Гибсона или Джеки Чана. Причина, я думаю, очевидная - в инфополе актёр залетал лет 10 назад. Ещё определённо сыграл роль тот факт, что на вершине Жан-Клод продержался не шибко долго. Ван Дамм по-настоящему открылся миру в 1988 году с премьерой "Кровавого спорта", а активно закапывать свою карьеру начал уже в 1996. После этой даты он проваливался со всеми своими фильмами, даже на КиноПоиске не добиравшимися до зелёной зоны. А это привело к тому, что вскоре фильмы с Ван Даммом в принципе перестали выходить в прокат - так что даже действительно хорошие вещи вроде "Француза" были полностью проигнорированы массовым зрителем и даже критиками. За 21 век единственной громкой работой актёра можно назвать роль антагониста в "Неудержимых 2" - что не назовёшь особым успехом. Сейчас хотелось бы выделить в карьере актёра 10 самых лучших фильмов, но объективно, использовав 4 крупнейших сайта о кино - КиноПоиск, IMDb, Rotten Tomatoes и Metacritica. Последние два - сайты критиков, которые часто недооценивают или переоценивают фильмы, так что формула расчёта будет выглядеть так: (КП+IMDb+(RT+M)/2)/3
10. Двойной удар (1991), (70+56+(33+40)/2)/3=54.16
Да уж, у сегодняшнего виновника торжества из культовых боевиков общий балл будет несколько разочаровывать, так как, если судить по статистике, вот самый недооценённый со стороны критиков экшен-актёр. Вообще, среди всех культовых актёров боевиков именно с Жан-Клодом Ван Даммом я был знаком хуже всего - видел лишь три фильма, два из которых оставляли желать лучшего. И хотя теперь я знаю Ван Дамма чуть поближе, но ему остаться в моём сердечке было гораздо труднее. Есть у него занятные фильмы с фирменными фишками, но такое чувство, что существуют культовые эпизоды, а не фильмы в целом. "Двойной удар" - весьма неплохой комедийный боевик с интересным названием. Как оказалось, двойной в этом фильме означает сразу двух Жан-Клодов, что рождает классические ситуации для таких разных близнецов, но в целом это весело. Комичный неумёха и непрошибаемая скала - дуэт довольно занятный, химия между двумя Ван-Даммами здоровская. История для шаблонного фильма располагает к себе неплохо - задор есть, интерес кино рождает. Смущает меня разве что местами кривая постановка экшена. Владеющий разными боевыми искусствами и стилями Ван Дамм - это хорошо, это весьма зрелищно. Меня смущают именно вот эти классические затупы ботов с автоматами, которые вечно промахиваются, что в "Двойном ударе" доведено просто до абсурда. Оба Жан-Клода одними ногами влёгкую обезоруживают безропотных массовочных вояк, которые, такое чувство, по объявлению были наняты. На одной сцене меня просто вынесло: угрюмый Жан-Клод изящно вырубает двух солдат, к нему сзади выбегает третий и выпускает чуть ли не всю обойму прямо на него - но все пули улетели неизвестно куда, а глав герой без каких-либо проблем победил этого вояку. В целом кино хорошее, но я бы назвал качественным фильмом на вечер, не больше.
9. Универсальный солдат (1992), (70+61+(34+35)/2)/3=55.16
Роланд Эммерих врывался в Голливуд довольно эффектно - его первые работы, снятые в США, обладали довольно занятной концепцией, хоть и местами были криво реализованы. Криво реализованы разве что по мнению критиков, ну а в России ранние работы постановщика и вовсе на руках носят до сих пор. "Универсальный солдат" тем не менее по рейтингу КП стал бы вторым худшим проектом в тот период, когда Эммерих ещё был режиссёром с большой буквы. Хотя кино всё равно довольно захватывающее и весёлое. Комедийный образ Ван Дамма радует - наверное, это одна из его лучших ролей за карьеру, так как весёлые рожицы для мемов и местами просто гениальные реакции заслуживают оваций. Несмотря на первый опыт Эммериха в настолько дорогом фильме, всё-таки Германия не располагает бюджетами Голливуда, экшен в картине поставлен здорово. Помогает и непрошибаемый образ Жан-Клода Ван Дамма, и весьма захватывающие триллер и боевик. Ветка отношений Ван Дамма с Элли Уокер для таких боевиков прям очень стандартная, но в целом она и тут работает хорошо. Сейчас "Универсальный солдат" вряд ли способен чем-то удивить, так как слишком уж кино клишированное, но образцовым в карьере титульного актёра назвать можно. Ну и Роланд Эммерих тоже молодец.
8. Патруль времени (1994), (66+59+(42+48)/2)/3=56.66
Жан-Клод Ван Дамм никогда не играл в чистых драмах, комедиях или чём-то похожем - его образы никогда не были разными, по сути, он играл одного и того же персонажа, как сейчас это делают Стэйтем, Скала и другие актёры боевиков. Но всё-таки нельзя было на протяжении нескольких лет продавать зрителям одно и то же - рано или поздно пришлось экспериментировать. И первым экспериментом стал неудачный в плане оценок, но вполне прибыльный фантастический боевик "Универсальный солдат" Роланда Эммериха, а через 2 года вышел и "Патруль времени", который развлекался с концепцией перемещения во времени. И, надо сказать, у Патруля это, забегая вперёд, вышло хуже всего. Кино не показало нормальной реализации идеи. Все конфликты героя Ван Дамма показаны очень скупо и будто бы вскользь. Химия между персонажами тоже работает крайне посредственно. Как бы актёр не пыжился, с таким сценарием при всём желании хорошо не сыграть. Экшен тоже откровенно такой себе. Если в "Универсальном солдате" хотя бы боёвка была поставлена круто, то "Патруль времени" ничем подобным похвастаться не может. На мой взгляд, получился достаточно посредственный псевдо-фантастический боевик с Ван Даммом.
7. Кикбоксёр (1989), (73+64+(36+33)/2)/3=57.16
Есть у меня такое убеждение, что кино с Жан-Клодом Ван Даммом делится на три категории: Жан-Клод и уличные разборки Гонконга, фантастический экшен и классические спортивные экшен-драмы. "Кикбоксёр", как понимаете, из последней категории. Причём классические в самом что ни на есть прямом смысле. Моего родственника жестоко избил один нехороший человек, поэтому я начинаю мстить - тренироваться в течение где-то часа, чтобы затем наподдать негодяю. Лично мне в подобном плане с лихвой хватило франшизы про Рокки Бальбоа, а потом и Адониса Крида, так что "Кикбоксёр" был интересен только с точки зрения подачи тренировки. А подача мало отличалась от фильмов с Джеки Чаном или фильмов со странным китайским мастером, который странными тренировками способен выучить небывалой силе и сноровке. Тянет кино вверх разве что сам Жан-Клод и атмосфера. Темп довольно быстрый, полтора часа прошли достаточно легко, но в наше время "Кикбоксёр" стал слишком уж классической историей. Что вряд ли делает его плохим, просто совершенно не выделяющимся на фоне других историй. Не сказал бы, как считает КиноПоиск, что это лучший фильм с актёром, но вполне себе смотрибельный.
6. Самоволка (1990), (72+62+(39+41)/2)/3=58.0
"Самоволка", наверное, - один из самых забываемых олдскульных боевиков, которые я видел. В целом кино вполне соответствует похожим в жанре фильмам по сюжету, персонажам и экшену. Но то ли я уже слишком много подобных боевиков посмотрел, вследствие чего "Самоволка" вот никак не удивила, то ли в целом фильму нечего было показать - так как экшен пусть и классный, но довольно вторичный. История же вполне себе ничего - Жан-Клод Ван Дамм сбегает из армии, чтобы помочь бедному брату с финансами. А помогает он интересным образом - участвуя в кулачных боях с разными мудаками на потеху богачей. Насмотревшись до этого "Кровавым спортом", "Не отступать и не сдаваться" и "Кикбоксёром", "Самоволка" казалась классикой олдскульных боевиков, но слишком уж скучной классикой олдскульных боевиков. В целом кино-то хорошее, но даже обсуждать в нём нечего. Ну экшен и экшен, ну сюжет и сюжет, 6 из 10.
5. Не отступать и не сдаваться (1986), (67+56+(80+30)/2)/3=59.33
"Не отступать и не сдаваться" - довольно удивительный фильм. Для начала, он один из немногих фильмов в карьере Ван Дамма, получивший положительный отклик со стороны критиков. Положительный в целом, так как на Metacritica всё-таки зажлобились и из красной зоны кино не выдернули. Ещё это по сути первый полнометражный фильм для Жан-Клода Ван Дамма, но досталась ему далеко не главная роль. Главная - у Курта МакКинни, а роль Ван Дамма ограничилась второстепенным злодеем на ринге. Штука весёлая, поскольку через два года вышел "Кровавый спорт", уже с Ван Даммом в главной роли, где главный герой аналогично тренируется для участия в соревновании, у него на пути стоит идёт чересчур крутой боец, с которым он насилу-таки справляется. И в "Кровавом спорте" Ван Дамм был за победителя, а в "Не отступать и не сдаваться" за карикатурно-непобедимого злодея - до кучи, родом будучи из России. Иван. На мой взгляд, кино получилось достаточно средним, так как оно недостаточно весёлое, но при этом достаточно примитивное. История настолько клишированная и скучная, что в конце вызывало хоть какое-то умиление поведение персонажа Ван Дамма, а вот всё остальное - ну такое. Да, в целом кино нормальное, но я бы не стал его называть особенно выдающимся - тот же "Кровавый спорт" в разы лучше.
4. Кровавый спорт (1988), (73+68+(46+29)/2)/3=59.5
Лучшее сочетание оценок зрителей встречает нас уже на четвёртом месте, так как критики Жан-Клода всё-таки слишком уж не любят. Да и от зрителей, если честно, я ожидал отдачи получше. Как я уже говорил на месте назад, и "Кровавый спорт" тоже является фильмом чересчур стандартным. Тут главный герой с чуть более знаменитым лицом желает не подвести своего глубоко уважаемого мастера, до кучи хочет и исполнить свою мечту - победить в турнире. По классике перед ним разные нехорошие люди встают стеной - одни насильно заставляют покинуть эту битву, а главный злодей на ринге и не думает дать продохнуть. Остаётся только нещадно тренироваться и слать куда дальше всех нехороших. Экшен же в этот раз получился бодрым и захватывающим, так что в этом плане претензий к ленте у меня нет. В целом она оставляет вполне приятные впечатления - кино сделано качественно и захватывающе. Ну и ещё дубляж делает егоо чуть веселее - так как Жан-Клод Ван Дамм в связке с Иваном Калининым какой-то ну слишком ироничный.
3. Трудная мишень (1993), (71+62+(60+63)/2)/3=64.83
Дебютом в голливудском кино для Джона Ву стала именно работа с Жан-Клодом Ван Даммом, относительно неплохо показавшая себя в оценках критиков. Но в целом, очевидно, не самая выдающаяся. Хотя мне кино нравится. Не "Без лица", конечно, но сюжет, персонажи и в особенности экшен прикольные. Вояка в отставке ради денег соглашается помочь бедной девушке, вместе с которой они начинают своё расследование, попутно влипая в разного рода криминальные и боевые истории. Грамотно поставленные экшен и триллер не дают заскучать, а химия главных героев неплохо разнообразила практически отсутствующую драматическую линию. Структура сюжета в принципе не особо удивляет, следуя по классическим рельсам истории, но триллер и напряжение вполне способствуют погружению в фильм. Смотрится кино бодрым и захватывающим, да и для бюджета в 15 млн долларов экшен-составляющая на очень высоком уровне. Лично мне кино очень понравилось, так что для меня в карьере Жан-Клода Ван Дамма это уверенное 1 место, но Джон Ву всё-таки снимал боевики и покруче.
2. Неудержимые 2 (2012), (70+66+(67+51)/2)/3=65.0
Первая часть показала, что простецкий боевик без сценария, снятый исключительно ради показа культовых экшен-личностей 90-ых, может приносить много денег, так что на второй части фана и экшена стало ещё больше, а вот логики не прибавилось. Правда, мне сиквел показался намного бодрее и зрелищнее первой части. Сюжет всё ещё был слабой частью проекта, белыми нитками связывая экшен-сцены, но в этот раз хотя бы классные экшен-сцены. В первой части было очень больно смотреть на компьютерный огонь и какие-то мазки краски вместо крови, продолжение же немного исправило эти проблемы. Знаете, я как будто бы посмотрел все боевики 90-ых разом: тут есть кусок для Уиллиса, Шварца, Чака Норриса и всех остальных культовых актёров того времени. Я бы просто взял и к чёрту вырезал все диалоги, слушать которые было довольно-таки мучительно. Было гораздо приятнее смотреть на фановый экшен, который даже не пытался хоть как-то обозначить угрозу. Персонажи даже не пытаются играть в страх, так как все собравшиеся понимают: никто из них не умрёт. Это вообще убивает всяческую интригу, так что вся трилогия держится на одном-единственном моменте: это объединение крутых актёров. Вы просто попробовали это сделать в 2010 - получилось, на мой взгляд, плоско, но было нормально. Ко второй части добавили экшена и звёзд в каст - получилось чуть забавнее и веселее. Тут относительно идеальный баланс юмора, экшена и ностальгии, так что "Неудержимые 2" в этой теперь уже квадрологии мне показались самым классным боевичком на вечер. Но вот с третьей пошло уже просто унылое безобразие.
1. Ж.К.В.Д (2008), (67+71+(84+64)/2)/3=70.66
Один-единственный раз фильму Жан-Клода Ван Дамма всё-таки удалось пересечь хотя бы 70 баллов из 100. Вообще, я знал перед просмотром тот факт, что "Ж.К.В.Д." является биографическим фильмом по реальным событиям, но всё-таки мне казалось, что кино будет больше про внутреннюю кухню актёра на съёмках или погрузится во внутренний мир актёра. На деле же "Ж.К.В.Д." рассказывает один очень простой замес с тем, как Жан-Клод Ван Дамм волей судеб стал заложником во время ограбления банка. Хотя открывающая однодублевая сцена с тем, как Ван Дамм даёт по щам типичным ботам, а потом классно взламывает четвёртую сцену - это здорово. Наверное, лучшая экшен-сцена фильма. Да и после кино всё-таки затрагивает семейную жизнь актёра, показывая его семейные проблемы. До поры до времени "Ж.К.В.Д." выстраивало свою структуру так, будто бы мы смотрим типичный байопик про культовую, но противоречивую личность, чей путь был полон взлётов и падений. Как вдруг в какой-то момент кино меняет свой жанр, переходя в криминал и фильм-ограбление. Контраст интересный, но после, когда отходишь от удивительного сюжетного поворота, темп идёт на заметный спад, а поддерживать интерес становится в разы труднее. До разрешения конфликта с грабителями "Ж.К.В.Д." смотрится просто нормально, а в конце выдаёт очень даже неплохую драму. Лента в целом мне не шибко понравилось именно из-за чересчур затянутой середины, где драма очень хромает. А вот начало и конец очень даже хороши. Так что в целом мне понравилось, но без восторга.
Следующее От худшего к лучшему будет по 10 лучшим фильмам с Джеки Чаном.
Ссылка на телеграмм-канал.