Если бы автомобили могли выбирать судьбу, то поголовно рождались бы спорткарами или крутыми внедорожниками, а не маршрутками, самосвалами или поливалками. Но иногда от не слишком престижной профессии не спасают даже уникальная конструкция и полный привод. Не верите? Спросите у героя сегодняшнего выпуска «Старых, но не бесполезных» — у Лады Тарзан, появившейся на свет в лихие 1990-е.
Предпосылки к появлению Тарзана были давно
Ещё в 1950-х обычную «Победу» в заводских условиях превратили в самый настоящий кроссовер, или, как его тогда называли, комфортабельный вездеход ГАЗ-М72. Под знакомыми кузовными панелями фастбэка скрывались агрегаты ГАЗ-69. И это был не просто прототип. Тираж полноприводной «Победы» лишь немного не дотянул до пяти тысяч экземпляров! Ещё более массовым оказалось семейство полноприводных моделей «Москвич-410». Их численность перевалила за 10 тысяч штук.
В Европе же в середине 1980-х покупатели не смогли понять, кому предназначен, например, Volkswagen Golf Country — пятидверка второго поколения с огромным дорожным просветом и полноприводной трансмиссией. Всего немцы выпустили меньше восьми тысяч таких машин.
Но прошло всего несколько лет, и свой «кантри» появился у нас.
Создатели Тарзана не имели прямого отношения к ВАЗу
Волжский автозавод, создавший самый успешный внедорожник страны, долгое время ограничивался только трёхдверным вариантом Нивы и даже не помышлял о расширении гаммы моделей с полным приводом.
При всех достоинствах Нива из-за тесного салона и небольшого багажника не могла считаться полноценным семейным автомобилем. И вот было бы здорово проходимость ВАЗ-2121 помножить на просторный салон и современный дизайн переднеприводного семейства. Не правда ли?
Примерно такой идеей в середине 1990-х загорелись братья Тарановы из Тольятти. Какое-то время Сергей и Геннадий работали на Волжском автозаводе, но потом ушли в свободное плавание. Сначала вместе с Аликом Гасановым из фирмы «Мегалада» они построили локально нашумевшего «Чёрного принца» — стильный пикап бигфут на базе Нивы.
Следующим же проектом Тарановых стал гибрид легковушки и внедорожника. Он же — Тарзан.
Для машины пришлось создавать уникальную раму
Помесь Нивы и Самары создавали уже под крылом фирмы «Лада Консул», среди проектов которой в будущем появится и широко известный в узкий кругах лимузин на базе «десятки».
Каждый, кто представляет себе примерные габариты Нивы и «восьмёрки», понимает: натянуть кузов ВАЗ-2108 на тележку ВАЗ-2121 невозможно. Поэтому уникальной особенностью Тарзана стала кастомная стальная рама, на которую снизу прикрутили практически стандартное шасси Нивы, а сверху — «восьмёрочный» кузов.
Переднюю подвеску использовали дважды
Рама — далеко не единственное в конструкции Тарзана, что заслуживало внимания. Схема задней подвески практически полностью отзеркаливала переднюю. То же самое касалось и дисковых тормозов — они тоже были на всех четырёх колёсах.
Учитывая, что по размеру базы Тарзан на 120 мм превосходил даже ВАЗ-2108, не говоря уже о Ниве, то и стандартный карданный вал пришлось значительно увеличивать. Другая неожиданная для владельцев Самары особенность кроссовера — 1,7-литровый бензиновый мотор, расположенный продольно. У 2108 моторов больше полутора литров не было.
А вот салон Тарзана мало отличался от «восьмёрочного». Исключением стали только непривычные рычаги раздатки и блокировки межосевого дифференциала.
Конструкция оказалась жизнеспособной
Удивительно, но Тарзан получился достойным автомобилем, если оценивать его потребительские качества. Во всяком случае на фоне доноров.
Журналисты, которым повезло попробовать «восьмёрочную Ниву» на ходу, отмечали приличный баланс управляемости и внедорожных качеств. «Геометрия» Тарзана была хуже, чем у Нивы, но застрять на Тарзане до состояния «пора бежать за трактором» было очень непросто. Вполне послушным и шустрым отечественный Golf Country оказался и на шоссе. А дизайн и вовсе навевал ассоциации с дакаровской Samara T3.
Тарзан стал стильным уличным уборщиком
Главной проблемой ранних экземпляров Тарзана было отсутствие усилителя руля. Но его установка казалась вполне реальной задачей.
А ещё кузов крепился к раме в шести точках с помощью резинометаллических фиксаторов. По словам братьев Тарановых, на шасси Тарзана можно было поставить практически любой кузов.
Что и было сделано. Вслед за «восьмёрочным» стилем появился и Тарзан в пятидверном исполнении. И даже в виде универсала.
Покупатели на машину тоже находились. Конечно, ни о каких промышленных объёмах речи не шло. Ведь ВАЗ к гибриду Нивы и Самары прямого отношения не имел, а главное — не хотел иметь. Поэтому тираж Тарзана упирался в ограниченные производственные возможности фирмы «Лада Консул». По сути, это была ручная сборка в традициях классических кузовных ателье. В общей сложности сделали около 2500 машин — в принципе, неплохой результат даже на фоне всё того же Golf Country.
Помимо заказов от частных клиентов, большую партию Тарзанов построили для администрации Самарской области. Местные чиновники решили сделать из кроссовера уборочную машину! Навесное оборудование от швейцарской фирмы Boschung — снежные отвалы и поливочные принадлежности — превратило детище братьев Тарановых в стильный и высокомобильный коммунальный транспорт. А почему бы и нет?