Найти тему

ПРИКЛЕИТЬ СЕБЯ К ВАН ГОГУ. Вандализм или экоактивизм?

У меня создается впечатление, что любой супермаркет охраняют лучше, чем музей. Недавно в соцсетях я прочла новость о том, как экоактивисты разбили защитное стекло картины Диего Веласкеса "Венера с зеркалом" в Лондонской национальной галерее. Повреждения молодые люди нанесли аварийными молотками, надо думать, сняли с пожарного щита в той же галерее. Врать не буду.

Иначе кто бы их пустил с молотками в музей? Впрочем, это не первая акция экоактивистов. Проносили и краску и суп. Каждый раз с лозунгами о прекращении добывать нефть.

И каждый раз я поражалась возмущению о нанесении ущерба произведению искусства в СМИ при упоминании вскользь о цели этих акций. С очередной акцией я все больше убеждалась, что целью были именно произведения искусства, а никак не экология.

Зачем они совершают акты вандализма именно с картинами?

Сами экоактивисты заявляют о том, что производства нефти, газа и их использование людьми загрязняют атмосферу. Смогут ли люди увидеть эти "цветущие сады" в будущем? - вопрошают они.

Хорошая инициатива. Бороться за чистоту воздуха, за природу в целом. Тут сказать нечего. Но зачем заниматься вандализмом? Ведь поступая так же, как производители "вредных ресурсов", они приравнивают себя к ним. Тут можно порассуждать об Иисусе Христе, принесшем себя в жертву, и казненном вместо убийцы. Можно. Жертва только немного не вяжется. Да и не соизмерима с приносимым вредом. Эти люди не готовы жертвовать своей жизнью ради жизни других.

Подсолнухи. Винсент Ван Гог. Экоактивисты только что облили картину и приклеили себя.
Подсолнухи. Винсент Ван Гог. Экоактивисты только что облили картину и приклеили себя.

Некоторое время назад в одной из школ современного искусства у нас был курс, где рассказывалось как раз об экологическом активизме. Шла речь о метаболическом разломе. Вот представьте себе электрокар. Экологично? Да, безусловно. Если разложить производство электрокара, то окажется, что литиевые аккумуляторы производят где-то в Африке. Наверняка мелькали видео таких "производств", где люди африканского или арабского происхождения, чумазые, в пластиковых тапочках что-то делали: кастрюли, свечки, какие-то детали. Это дешево. Не нужно тратить деньги на страховки, на соблюдение экологических законодательств. И это далеко от тех мест, где такие дорогущие электрокары ездят в большом количестве. Верно? А куда потом денутся использованные аккумуляторы?

Так вот это и есть метаболический разлом. Где в нищете, за миску супа люди вкалывают на вредных производствах, а в других местах, люди пользуются. Разницу в стоимости между бесплатным выкачиванием ресурсов и стоимостью конечного продукта забирают себе владельцы этих предприятий. Нисколько не задумываясь о вреде, наносимом тем и там, где эти ресурсы добываются и перерабатываются.

Весна. Боттичелли. Галерея Уфицци. Экоактивисты приклеили себя к картине
Весна. Боттичелли. Галерея Уфицци. Экоактивисты приклеили себя к картине

Но возвращаясь к нашим экоактивистам. Ведь мы об искусстве. Мы хоть раз их увидели около таких производств? Вопрос риторический. Мы их даже не увидели около бензозаправок. Мы этих людей не увидели убирающими мусор на улицах в качестве дворников или сажающими деревья. Странно, не так ли?

Зато в музеях да.

ТАК ЗАЧЕМ ОНИ ЭТО ДЕЛАЮТ?

По реакции о вреде, наносимом произведениям искусства, цель этих людей нанести вред именно произведениям искусства. Засветиться около культурной ценности. Пусть даже и как вандал. Ведь большинство произведений защищено антивандальным стеклом.

Любопытно, кстати, что антивандальное стекло в Лондонской национальной галерее разбили. Что это за стекло такое? Вообще напрашивается масса вопросов. Откуда столько времени на эти действия было у людей? Почему дали спокойно снимать вот это все? И чего ждала охрана?

И, главное, почему такое повторяется с завидной регулярностью? Неужели никто не делает выводов? Или "нас это не касается"?

Понятно, что все музеи не защитишь, но ведь эти акционисты должны в какой-то момент надеть футболки.

Резня в Корее. Пабло Пикассо. Национальная галерея Виктории в Мельбурне. Экоактивисты приклеили себя к картине
Резня в Корее. Пабло Пикассо. Национальная галерея Виктории в Мельбурне. Экоактивисты приклеили себя к картине

МЭРИ РИЧАРДСОН

Многострадальной "Венере с зеркалом" не повезло во второй раз. Кстати, это очень интересная история.

Только вдумайтесь. Мэри Ричардсон - лидер женского подразделения БРИТАНСКОГО СОЮЗА ФАШИСТОВ. Как вам такое? Лидер этой партии отстаивал антидемократические, антикоммунистические естественно, и националистические воззрения. Суфражистки же, а она была еще и суфражисткой, возмущались отсутствием парламентских реформ. В частности в предоставлении женщинам избирательных прав.

Если провести параллель, то экоактивисты следуют чему?

Поражает в этих событиях беспомощность и отсутствие защиты в музеях. Как получается так, что произведения искусства не защищены толком?

Выглядит странным, что люди, борющиеся за права, свободы и так далее, делают это в музеях. Впрочем, это я могу объяснить. Моя позиция, что задача художника заниматься искусством. И быть в стороне от политики. Да, художники поднимают в своих произведениях разные проблемы. Но я убеждена, что обязанность художника делать это в рамках искусства.

Наверняка найдутся те, кто назовет данные "события" - акционизмом. Можно вспомнить ту же "Бульдозерную выставку", в результате которой произведения современных российских художников были уничтожены. Или выступление Pussy Riot в церкви. Есть определенная грань, где искусство перестает быть таковым и превращается в нечто совершенно другое. Китч, безвкусицу, вандализм, агрессию и бескультурье.

Именно в бескультурье и агрессии к прекрасному я вижу причину выступлений этих людей. И в жажде быстрой славы.

Впрочем, не припомню, чтобы их имена фигурировали в заголовках.

#искусство #вандализм #экоактивизм #остроесоленое